1. Кригер И. «Менуэт». 2.Русская народная песня « Я на горку шла». Разного рода проблемы стоят перед исполнителем и его наставником.




Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Срок реализации учебного предмета
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Цель и задачи учебного предмета
Структура программы учебного предмета
Методы обучения
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
Годовые требования
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки
Методическое обеспечение учебного процесса Списоклитературы и средств обучения
Методическая литература
Учебная литература
Средства обучения
Пояснительная записка.
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны,
в значительной степени затронули систему образования и культуры. Центром музыкального воспитания и образования детей, по-прежнему, остаются детские музыкальные школы и детские школы искусств, т.к. они формируют эстетические взгляды молодого поколения, развивают их художественные способности, дают первоначальное музыкальное образование.
В соответствии с основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы Министерство культуры провело большую работу по внедрению наиболее прогрессивных форм организации и методов воспитания и обучения в практику учебных заведений искусств и культуры. Все это потребовало
от педагогических коллективов большей гибкости в организации и планировании учебно-воспитательного процесса, более глубокой дифференциации в обучении, более полного учета индивидуальных возможностей каждого ученика и, что сегодня важно и актуально, — их запросов и мотивационной сферы.
Программа учебного предмета «Баян» составлена в соответствии
с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства и должна способствовать привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию.
Программа не претендует на универсальность и является модифицированной. Настоящая программа способствует более рациональному и сбалансированному распределению учебной нагрузки, связанной не только с задачами обучения в музыкальной школе, но и с учетом все возрастающих от класса к классу требований в общеобразовательной школе.
Основная цель данной программы – привлечение наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечение доступности художественного образования детей к искусству, развитие их творческих способностей.
Основными задачами дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних учебных заведениях соответствующего профиля.
Образовательная программа ориентирована на создание в образовательном учреждении комфортной, развивающей образовательной среды, включающей:
- организацию творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров.);
- организацию посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организацию творческой и культурно-просветительной деятельности совместно с другими образовательными учреждениями;
- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития;
Учебный предмет «Баян» направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения на инструменте;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на инструменте;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков публичных выступлений.
Срок реализации учебного предмета «Баян» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 6 лет шести месяцев до 15 лет, составляет 3 года.
В дальнейшем наиболее способные обучаются по программе группы профессиональной ориентации.
Объем учебного предмета и виды учебной работы:
Вид учебной работы Срок обучения 3 года
Максимальная учебная нагрузка (всего) 420
Обязательная аудиторная учебная нагрузка:
-индивидуальные занятия. 210
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе: выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры. участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительская деятельность 210
Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная. Продолжительность урока 45 мин.
Образовательная программа учебного предмета « Баян» ориентирована на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению; пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата;
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету « Баян» должны иметь площадь не менее 9 кв. м. Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Содержание учебного предмета.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Баян»:
класс 1 2 3
Кол-во недель аудиторных занятий 35 35 35
Недельная нагрузка (в часах) 2 2 2
Общее кол-во часов на аудиторные занятия (по годам) 70 70 70
Общее кол-во часов на аудиторные занятия 210
Кол-во часов на самостоятельные занятия ( в неделю) 2
Общее кол-во часов на внеаудиторные занятия
( по годам) 70 70 70
Общее кол-во часов на внеаудиторные занятия 210
Максимальное кол-во часов занятий в неделю 4 4 4
Общее максимальное кол-во занятий по годам 140 140 140
Максимальное кол-во часов занятий на весь период
обучения 420
Первый класс.
Годовые требования:
20-25пьес различных по характеру (народные песни, танцы, пьесы для детей, этюды).
Технические требования
Хроматическая гамма в одну октаву правой рукой. Гаммы до, соль, фа мажор каждой рукой отдельно в медленном темпе (второе полугодие) различными длительностями, штрихами и динамическими оттенками, определенным количеством нот на одно движение.
Требования к промежуточной аттестации:
Форма промежуточной аттестации Содержание аттестации
Технический зачёт (в форме контрольного урока). Гамма до мажор отдельными руками, четвертными длительностями. Арпеджио, аккорды правой рукой. Этюд. Музыкальная терминология.
Академический концерт . Вариант А. Русская народная песня «Калинка» (14) Чайкин Н.«Песенка» (30)
Академический концерт Вариант Б. Тома А. «Вечерняя песнь» (30)
Потемкин Б. «Наш сосед» (20)
Примерный репертуарный список
Произведения русских и зарубежных композиторов
Чайковский П. «Мой Лизочек так уж мал»(31)
Калинников В. «Тень-тень» (31)
Моцарт В.А. «Азбука» (31)
Бекман Л. «В лесу родилась елочка» (35)
МоцартВ.А. «Песенка» (35)
Кола И. «Полька», «Вальс «Керинго» (14)
Штраус «Отрывок из оперы «Цыганский барон» (14)
Тома А. «Вечерняя песнь» (30)
Произведения современных композиторов
Бабичева Т. «Заяц белый», «Загадка», «Поезд», «Лежебока», «Ветерок» и др. (9)
Шплатова О. «Колокольчик», « Эхо», « Лягушка», «Паровоз»,«Черепашка» и др.(34)
Шаинский В. « Антошка» (20)
Потемкин Б. «Наш сосед» (20)
Корнеа-Йонеску А. «Грустная песенка» (14)
Фиготин Б.«Малыш» (14)
Бушуев В. «Веселый пингвин» (14)
Белоусов А. «Страусята» (5)
Красев М. « Конь» (14)
Беляев Г. «Бочка меда», «Заинька», « Сказ о Беловодье», « Старик Хоттабыч» (45)
Филлипенко А.« Цыплята» (37)
Детские песни
«Лошадка», «Василек», «Котик» (30)
«Солнышко», « Петушок», «Кошкин дом» (14)
«Непослушный зайка» и др. (14)
«Серенькая кошечка» (37)
«Птичка»(37)
«Заяц белый» (9)
«Загадка», « Паровоз», (9)
«У кота», «Полька » (15)
«Дождик», «Пастушок», «Пешеход» (31)
«Наконец настала стужа» (35)
Народные песни и танцы
Русская народная песня « Во поле береза стояла» (31)
Крылусов А. Русская народная песня «Ой, мы дерево срубили» (ансамбль) (31)
Русский народный танец «Полянка» (37)
Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент» (31)
Украинская народная песня «Ой, бежит ручьем вода» (31)
Чешская народная песня «Мой конек» (35)
Польская народная песня « Снежинки» (35)
Румынская народная песня «Поезд» (14)
Английская народная песня « Кошка» (30)
Русская народная песня «Калинка» (14)
Французская народная песня «Пастушья песня»(37)
Немецкая народная песня «Хохлатка» (37)
Латышская народная песня « Петушок»(37)
Русская народная песня «Веселые гуси» (37)
Русская народная песня «Жил был у бабушки» (37)
Этюды
Беренс Г. «Этюд» до мажор (31)
Вольфарт Г. «Этюд» до мажор(31)
Черни К. «Этюд» до мажор (31)
Лешгорн А. «Этюд» до мажор (14)
Гаврилов Л. «Этюд» до мажор (14)
Шахов Г. «Этюд» ля минор (35)
Шитте Л. «Этюд» фа мажор (31)
Левидова Д «этюд» соль мажор (14)
Беляев Г. «Этюды для начинающих» (37)
Второй класс.
Годовые требования
4-5 разнохарактерных пьес; 4-5 обработок народных песен и танцев;2-4 этюда на различные виды техники. Чтение с листа простейших мелодий в медленном темпе каждой рукой отдельно.
Технические требования
Хроматическая гамма в две октавы. Гаммы: до, соль, фа мажор двумя руками в одну октаву. Гаммы: ля, ми, ре минор ( три вида) различными штрихами, четвертными длительностями отдельно каждой рукой. Трехзвучные короткие арпеджио и тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях отдельно каждой рукой.

Требования к промежуточной аттестации:
Форма промежуточной аттестации Содержание аттестации
Технический зачёт (в форме контрольного урока). Гамма соль мажор двумя руками, четвертными длительностями, штрих легато, в одну октаву, арпеджио, аккорды.
Гамма ля минор ( два вида- гармонический, мелодический), штрих - нон легато, четвертными длительностями в одну октаву отдельно каждой рукой. Арпеджио, аккорды правой рукой. Этюд. Музыкальная терминология.
Академический концерт. Вариант А. Легар Ф. « Вальс-бостон» (24)
Рубинштейн А. «Трепак» (24)
Академический концерт. Вариант Б. Мокроусов Б. «Одинокая гармонь»(31)
Беляев Г. «Ералаш» (45)
Примерный репертуарный список
Произведения русских и зарубежных композиторов
Перселл Г. «Ария» (24)
Корелли А. «Сарабанда» (24)
Моцарт В. «Менуэт» (24)
Рубинштейн А. «Трепак» (24)
Легар Ф. « Вальс-бостон»(24)
Тюрк Д. « Веселый Ганс» (24)
Уотт Дж. « Три поросенка» (20)
Глинка М. «Полька» (31)
Шуберт Ф. «Лендлер»(14)
Глинка М. «Мелодический вальс» (35)
Глюк К. «Мелодия» (31)
Остен Ч. «Кукушкин вальс» (32)
Произведения современных композиторов
Е. Аглинцева « Русская песня»(18)
Жилинский А. «Детская полька» (20)
Шишаков Ю. «Эхо» (18)
Слонов Ю. «Разговор с куклой» (18)
Чайкин Н. «Полька» (ансамбль) (31)
Книппер Л. «Полюшко-поле» (31)
Мокроусов Б. «Одинокая гармонь»(31)
Доренский А. Сюита « Интервалики» (37)
Беляев Г. «Сюита для маленьких» (37)
Шаинский В. «Песенка про кузнечика», « Антошка» (2)
Гладков Г. « Песенка Львенка» (2)
Савельев Б. « Песенка Кота» (2)
Народные песни и танцы
Русская народная песня «Ивушка» (24)
Лондонова П. (обр.) Русская народная песня «Как на тоненький ледок»(24)
Горохова В. (обр). Русская народная песня « Как со вечера дождь»(24)
Русская народная песня «То не ветер ветку клонит» (31)
Польская народная песня «Кукушечка» (31)
Латвийский народный танец (35)
Украинская народная песня « Дивчина Кохана» (35)
Немецкая народная песня «Трудно сказать»(35)
Бухвостов В.(обр.) русская народная песня «Я гуляю» (14)
Крылусова А.(обр.) Белорусский народный танец «Бульба»(31)
Моравская народная песня (35)
Шахов Г. норвежская народная мелодия «Камертон»(35)
Мунтян О.(обр.) молдавский народный танец «Жок» (35)
Украинская народная песня « Ой, джигуне»(ансамбль)(30)
Украинская народная песня «Ноченька» (37)
Этюды
Салин А. «Этюд» ля минор (24)
Ручин А. Этюд « Тарантелла» до мажор (24)
Беренс Г. «Этюд» ля минор(31)
Гедике «Этюд» до мажор (14)
Лешгорн А. «Этюд» до мажор (14)
Шитте Л. «Этюд» фа мажор (31)
Гурлит К. «Этюд» соль мажор (31)
Третий класс.
Годовые требования.
1- полифоническое произведение;1-2 произведения крупной формы;
4-5 разнохарактерные пьесы; 2-3 обработки русских народных песен и танцев; 2-4 этюда на разные виды техники. Чтение простых пьес в медленном темпе обеими руками вместе.
Технические требования.
Гаммы: до, соль, фа мажор двумя руками в две октавы, восьмыми длительностями, различными штрихами. Гаммы: ля, ми, ре минор ( три вида) четвертными длительностями в одну октаву разными штрихами.
Трехзвучные короткие, длинные арпеджио и тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях двумя руками.
Требования к аттестации:
Форма аттестации Содержание аттестации
I прослушивание
выпускников 1. Бах И.С. «Ария»
II прослушивание
выпускников 1. Бах И.С. «Ария»
2. Украинская народная песня «Нiч яка мiсячна» обр. Н. Ризоля
III прослушивание
выпускников 1. Бах И.С. «Ария»
2. Украинская народная песня «Нiч яка мiсячна» обр. Н. Ризоля
3. Вальдтейфель Э. «Лакомка»
I Вариант выпускного академического концерта 1. Бах И.С. «Ария»
2. Украинская народная песня «Нiч яка мiсячна» обр. Н. Ризоля
3. Вальдтейфель Э. «Лакомка»
II Вариант выпускного академического концерта 1. Кригер И. «Менуэт»
2.Русская народная песня « Я на горку шла»
3. Беляев Г. «Русское танго»
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
Бах И.С. «Ария» (11)
Кригер И. «Менуэт» (11)
Моцарт «Буре» (29)
Перселл Г. «Ария» (38)
Корелли А. «Сарабанда» (38)
Произведения крупной формы
Штейбельт Д. «Сонатина» (31)
Драегер Е. «Маленький концерт» (22)
Бетховен Л. Сонатина . 1 часть (31)
Произведения русских композиторов
Верстовский А. «Вальс» (35)
Гречанинов А. «Мазурка», «Необычайное происшествие» (31)
Варламов «Красный сарафан» (31)
Глазунов А. «Испанский танец» (31)
Произведения зарубежных композиторов
Шуман Р. « Солдатский марш» (24)
Дандрие « Дудочки» (24)
Шуберт Ф. «Лендлер» (35)
Бах И.С. «Менуэт» (31)
Бизе Ж. « Марш Тореодора» (2)
Произведения современных композиторов
Коняев С.«Задорный наигрыш» (20)
Бланк С. «Авто-сюита» (10)
Жигалова В.( обр.) «Полька» (20)
Иванов В. «Юмореска» (20)
Шевченко С. «Весенний день» (20)
Беляев Г. «Русское танго», « Бродячие артисты» (45)
Обработка народных песен и танцев
Иванова Аз. (обр.) Русская народная песня «Ах, Настасья»(24)
Русская народная песня « Канава» (24)
Польский народный танец « Куявяк»(19)
Русская народная песня « Я на горку шла» (24)
Русская народная песня « А я по лугу»(24)
Грачев В. Белорусская народная песня « Савка и Гришка» (29)
Украинская народная песня «Нiч яка мiсячна» обр. Н. Ризоля (26)
Этюды
Ручин А. «Этюд» (24)
Белоусов А. «Этюд»(47)
Шахов Г. «Этюд» ля минор (35)
Короник В. « Этюд»(48)
Драегер Е. «Этюд» (22)
Требования к уровню подготовки учащихся
Специальность:
- знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного исполнения;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на инструменте;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений на инструменте ;
- навыков публичных выступлений;
- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений баяне;
- наличие у обучающегося интереса самостоятельному музыкальному исполнительству;
- наличие музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- наличие элементарных навыков репетиционно- концертной работы в качестве солиста.
Виды, формы и методы контроля.
Основными видами контроля успеваемости обучающихся являются:
·         Текущий контроль знаний обучающихся;
·         Промежуточная аттестация обучающихся;
·         Итоговая аттестация обучающихся выпускной академический концерт).
Контроль успеваемости обучающихся направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения обучающегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних заданий, повышение уровня освоения текущего учебного материала и имеет воспитательные цели, учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся и является одним из средств, обеспечивающих эффективную деятельность учащегося, выражающуюся, в первую очередь, в достигнутых результатах.
Текущий контроль осуществляется регулярно (каждый 2-3-й урок) в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценивания. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Оценки текущего контроля успеваемости учащегося вносятся в журнал учета успеваемости и посещаемости, в дневник учащегося и в общешкольную ведомость (четвертные, полугодовые, годовые оценки).
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и усвоение им образовательной программы на определенном этапе обучения.
 Зачет  предполагает публичное исполнение академической программы в присутствии комиссии. Все зачеты дифференцированные (по пятибалльной системе) с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный аналитический характер.
Академический концерт  проводится в конце учебного года (2-я половина апреля — май) с исполнением полной учебной программы, определяет успешность освоения образовательной программы данного года обучения.
Академический концерт проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.
Контрольные прослушивания направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся, не требующим публичного исполнения и концертной готовности.
Предполагают проверку степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации (выпускной академический концерт).
Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения образовательной программы.
Экзамены проводятся в выпускных классах в соответствии с действующими учебными планами.
Оценка итоговой аттестации является одной из составляющих итоговой оценки по данному предмету, фиксируемой в свидетельстве об окончании школы.
Для контроля успеваемости учащихся используются следующие
формы и методы:
Формы
методы
поурочные оценки за самостоятельную работу;
контрольные уроки;
прослушивания;
концертные выступления;
конкурсные выступления;
академический концерт;
выпускной академический концерт. обсуждение выступлений;
выставление оценок
(по пятибалльной системе),
словесная оценка;
награждение грамотами, дипломами,
благодарственными письмами;

Критерии оценок за концертное исполнение программ.
Основные критерии:
Знание и уверенность исполнения текста музыкального произведения наизусть (при необходимости — по нотам).
Всегда следует помнить и воспитывать у учащихся понимание того, что музыка существует как звуковой процесс во времени. Во времени она развивается.
Она не должна и не может произвольно прерываться, лишь в этом случае можно говорить о художественном ее воздействии на слушателя.
Именно для выполнения этого условия существования музыки данная программа вполне допускает исполнение произведений, если это необходимо, по нотам или в ансамбле.
Ритмическая точность и соответствие темпа характеру исполняемой музыки. Для того чтобы набор звуков в определенном порядке стал мелодией — основой музыки, необходимо, чтобы звуки были метроритмически организованы.
Темп так же, как и ритм, придает музыке основной характерно-смысловой колорит.
Правильно, с учетом индивидуальных возможностей подобранный репертуар и организованная работа должны способствовать выполнению учениками этого - требования.
Технический уровень исполнения. Этот критерий включает все основные навыки владения инструментом: звукоизвлечение, меховедение, динамические оттенки и штрихи, техническое развитие игрового аппарата и владение необходимыми видами техники и игровыми приемами.
Музыкально-образная выразительность и культура исполнения, общая музыкальная культура и кругозор.
Дополнительные (корректирующие) критерии:
Посадка, постановка и организация исполнительского аппарата.
Индивидуальные эталоны:
достижения ученика сравниваются с его же прошлыми результатами, и тем самым выявляется динамика его музыкально-исполнительского развития.
Проявление волевых усилий.
Мотивация учения.
Исполнительская свобода и артистизм.
Творческая индивидуальность и самобытность.
Система оценок.
Для учащихся в школе используются пятибалльная система оценки знаний, умений и навыков (минимальный балл – 1, максимальный балл – 5).
Отметка
в баллах Показатели оценки
1 Отметка «1» ставится в случае, если учащийся отказался
от исполнения учебной программы без объяснения причин.
2 Слабая ориентировка в нотном тексте с частичным воспроизведением учебного программного материала. Частичное владение приёмами работы над музыкальным произведением. Показан неудовлетворительный уровень технического освоения учебной программы, неудовлетворительно раскрыто эмоционально-образное содержание исполняемых произведений.
3 Воспроизведение большей части учебного программного материала с существенными текстовыми ошибками, исправляемыми учащимися. Недостаточно осознанное владение приёмами работы над музыкальным произведением, отсутствие аппликатурной дисциплины и самоконтроля за качеством звука. Частичное понимание художественной исполнительской цели. Однообразное исполнение, неточность штрихов и ритмического рисунка, вялая динамика.
4 Полное, прочное и глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала, владение навыками самостоятельности в решении различных музыкально-исполнительских задач (воспроизведение правильной и удобной аппликатуры, преодоление технических трудностей, робота над звуком и фразой, правильной сменой направлений движений меха ,нахождение нужных приёмов игры), с единичными несущественными ошибками. Понимание художественной исполнительской цели. Убедительная трактовка исполнения музыкальных произведений.Выступление яркое и осознанное.
5 Свободное владение системой приёмов работы над музыкальным произведением, техническими трудностями, аппликатурными закономерностями. Наличие прочных индивидуально-исполнительских навыков с элементами творческого подхода. Знание специфических особенностей звукообразования, приёмов работы над звуком, фразой, сменой направлений движений меха ,знание динамических оттенков, жанровых и стилистических особенностей исполняемых произведений.. Выступление может быть названо концертным, талантливость ученика проявляется в увлеченности исполнением, артистизме, в своеобразии и убедительности интерпретации.
Оценка уровня усвоения дисциплины отражается в индивидуальных планах (личных карточках), где фиксируется профессиональный рост ученика за весь период обучения. Грамоты, дипломы конкурсов, сведения по концертной деятельности и др. также перечисляются в индивидуальных планах.
Условия реализации образовательной программы
Методическая работа
Большое внимание в школе традиционно должно уделяться методической работе
Педагог – это центральная фигура в процессе обучения. От его мастерства и умения зависит судьба ученика.
Совершенствование мастерства педагога происходит в том случае, если он будет:
аккумулировать все удачи и неудачи собственных методов и приемов;
знакомиться с работой своих коллег и все полезное делать своим достоянием;
совершенствовать игру на инструменте, так как учить можно лишь тому, что хорошо умеешь делать сам;
повышать профессиональное мастерство путем самообразования;
знакомиться с методической литературой по вопросам музыкальной педагогики .
иметь информацию о новинках нотной и методической литературы;
проводить консультативную работу;
посещать и проводить открытые уроки, итоговые мероприятия;
заниматься организацией праздников, посещением филармонии, концертов и др.).
Формы сотрудничества с семьей
Очень важно, начиная работу с детьми, сделать родителей соучастниками педагогического процесса. А.Д. Артоболевская писала: “Радостным трудом для самих родителей должно быть то время, которое они будут отдавать музыкальным занятиям. Семья может и должна стать первой ступенью художественного воспитания”.
Цели сотрудничества:
создание в семье атмосферы предельного уважения к любой хорошей музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой, народной)
создание единого сообщества: педагог, ребенок, родители, основу которого составляют: полное доверие, доброжелательность ,заинтересованность и общность цели.
Задачи в работе с родителями:
включение родителей в образовательный процесс;
сделать родителей добрыми помощниками своему ребенку ;
духовное сближение детей и родителей;
формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес и усердие в занятиях ;
Работа с родителями осуществляется в 2-х направлениях: индивидуально и коллективно.
Пособия и оборудование
Помещения, где проводятся занятия, должны отвечать следующим требованиям:
Помещение не следует загромождать крупной мебелью и крупными растениями
Помещение должно иметь достаточное пространство для постоянного визуального контакта с взрослыми;
Мебель должна быть прочной, устойчивой, без острых углов и крючков на уровне роста детей;
Оборудование должно быть закреплено, укомплектованный дидактический материал должен обеспечивать безопасность в период деятельности детей;
Штепсельные розетки должны быть закрыты заглушками.
Необходимые музыкальные инструменты, пособия и материалы:
Стол и стулья;
Технические средства обучения;
баяны разных размеров, в зависимости от возраста и роста учащихся;
Демонстрационный материал;
Нотная литература;
Литература
Ноты:
«А я играю на баяне» сост. Романов А.Н. в.1.Новосибирск «Окарина» 2008г.
«А я играю на баяне» сост.Романов А.Н. в.2.Новосибирск «Окарина» 2011г.
Баян 1-3 классы ДМШ.сост. Д. Самойлов ,Москва «Музыка» 2003г.
Белоусов А. «Ребятам о зверятах». http://a-v-belousov.narod.ru/index9.htmБажилин Р. «Самоучитель игры на баяне (аккордеоне)» Москва « Музыка»2004г
Бажилин Р. «Детский альбом». Москва. Издательство В. Катанского
Бажилин Р. «Учимся играть на аккордеоне»». Москва. 2006г
Бабичева Т.А. «Нотки-клавиши» Новосибирск «Окарина» 2007г.
Бланк С. «Двенадцать пьес и одна сюита для баяна и аккордеона» Ростов-на-Дону «Феникс» 2011г.
Дербенко Е. « Детская музыка для детей» Москва « Музыка» 1990г.
Доренский А. «Эстрадно-джазовые сюиты» для баяна или аккордеона 3-5кл. ДМШ .Ростов-на-Дону «Феникс» 2008г
Завальный В.» Музыкальный калейдоскоп» пьесы для баяна и аккордеона. Москва « Владос» 2004г.
Заложнова Л. «Доремишка» Новосибирск. «Окарина» 2007г.
Измайлова Т. «Азбука аккордеониста» Екатеринбург 2000г.
Корчевой А. «Деревенские проходки» Новосибирск «АРТ КЛАССИК» 2001г.
Корчевой А «Маленький виртоуз» Пьесы для баяна и аккордеона. Омск 1997г.
Полифоническая тетрадь баяниста. Ред. Сударикова А.. Москва. « Музыка» 1991г.
. Полонезы. Краковяки. Мазурки. Переложение для баяна или аккордеона. Составитель Бойцова Г. Москва. Музыкка 2005г.
«Польки. Галопы» составитель Г. Бойцова. Москва. « Музыка».2005г.
В мире танца. Выпуск 5. Танго. Переложение для аккордеона или баяна. Москва. «Музыка» 2009г.
Joerg Draeger «Аccordeon Progression» 1,2,3,4 части
Новые произведения Российских композиторов юным баянистам.3-4 кл. ДМШ
Ростов-на-Дону «Феникс» 2008г
.«Соловейко» хрестоматия педагогического репертуара для баяна 2 класс ДМШ. Составители Ю. Зуева, А. Ручин. Новосибирск . « Классика-А». 2002г.
Современные обработки для баяна. Составитель Г. Медведев.2009г. Баян-Форум
«Украинские народные песни» ред. Н. Ризоля. Киев. « Музычина Украина».1983г.
http://vgrechnev2.mylivepage.ru/Хрестоматия 5-7 кл. ДМШ редакция. В. Мотова и Г. Шахова. Москва « Кифара» 2005г.
Хрестоматия баяниста. Старшие классы ДМШ. Редакция . В. Грачева. Москва ««Музыка».2004г.
Хрестоматия для баяна. Младшие классы ДМШ. С-Петербург. «Композитор».2002г.
Хрестомания баяниста 1-2 классы. редакция А. Крылусова. Москва «Музыка».2004 г.
http://bayanistu.ru/
[email protected]Шплатова О. « Первая ступенька». Ростов-на-Дону «Феникс» 2008г.
. Шахов Г. «Основы аппликатуры» (баян, аккордеон) Москва « Владос» 2005г.
Copyright @ by G.Medvedev 2004, [email protected]Юному музыканту. Подготовительные классы. ДМШ(баян) Ростов-на-Дону «Феникс» 2009г.
Полифонические пьесы для баяна .В. 4. Алехин В., Москва «Музыка» 1980г.
. Сонатины и вариации. Вып.8. Москва, 1980г.
Сонатины и рондо для баяна. Вып.2 Составитель Б. Беньяминов, Л.,1988г.
41.Самойлов Д. «15 уроков игры на баяне» Москва. Музыка 2004г.
42.Чайкин Н. «Детский альбом для баяна», Санкт-Петербург, Композитор 2005г.
43. "Детский альбом" П.И. Чайковского. Издательство: Владос, 2001 г
44. . Новые произведения Российских композиторов юным баянистам- аккордеонистам 1-2 класс ДМШ. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г
45.Беляев Г. « Краски музыки» .Сборник пьес и песен для баяна(аккордерна) 1-3 классыДМШ. Ростов-на-Дону «Феникс» 2012г.
46. «Играем вместе» Сборник ансамблей для баяна ( аккордеона) сост.Лёвина Е.
Ростов-на-Дону «Феникс» 2011г.
47.Белоусов А. «Этюды для баяна» Педагогический репертуар для младших классов
ДМШ. Тула. 2001г.
48.Короник В. «Двенадцать этюдов для баяна» Младшие и средние классы ДМШ
«Композитор» С.-Петербург. 2011г
49. Хрестоматия баяниста. 3-4 классы ДМШ. Ред. В. Грачева.
Москва. « Музыка» 1994г
50. Этюды для баяна. В. 10. Составитель А. Талакин. Москва. « С. К.»1989г.
51. Самойленко Б. Педагогический репертуар баяниста-аккордеониста. 2-7 классы
ДМШ. Саратов.« Детская книга» 2000г.
52. http://bayanac.narod.ru/index4.html53. Шишаков Ю. 24 прелюдии и фуги для готово-выборного баяна. - М., 1983.
54. Маленький виртуоз. Пьесы для готово-выборного баяна. Вып. 1. Сост. А.
Толмачев.
55. Пьесы для многотембрового готово-выборного баяна. Вып. 3. Сост. В. Накапкин.
56. Шендерев Г. Пьесы и обработки для баяна. - М.,1998г.
57. Баян. 5–7 классы ДМШ. Сост. Д. Самойлов. - М., 2003.
58. Лондонов П. Полифонические произведения для баяна. - М.,
59. http://www.goldaccordion.com/noti/m60. Полифонические пьесы в переложении для баяна. Вып 1. Сост. В. Беньяминов.
61. Накапкин В. Школа игры на готово-выборном баяне. - М.,
62. Этюды для баяна. Вып. 2. Сост. В. Буравлев. - М.,
Научно - методическая литература
1.Фридрих Липс Искусство игры на баяне. Москва. «Музыка».2004г.
2..В. Семенов «Современная школа игры на баяне» «Музыка», г. Москва 2003г.
3. Пуриц И.Г. «Методические статьи по обучению игре на баяне». Москва.
Издательский дом «Композитор», 2001.
4. Шахов Г. «Основы аппликатуры» (баян, аккордеон) Москва « Владос» 2005г.
5. Заложнова Л. «Доремишка» нотно - методиское пособие для начинающих.
Новосибирск. «Окарина» 2007г.
6. Шахов Г. « Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна»
Москва « Музыка».2004 г.
7. Максимов В. «Баян. Основы исполнительства и педагогики.» С- Пб. 2004г
8. Мильтонян СО. «Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная парадигма».Тверь: «РТС-Импульс», 2003
9. Методические рекомендации по организации текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся детских школ
искусств. Информационный журнал «Культура. Искусство. Образование».
2002 г. №1
10.Хуснуллин Р. «Методика преподавания урока по баяну» Уфа – 2005.
11. Давыдов Н. – Теоретические основы формирования исполнительского мастерства баяниста (акордеониста) cultura.na.by/literatura/accordion.html
12.Акимов Ю. - Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне.
(www/ndlib.ru/authors/akimov.html)
13.Дмитриев А. - Позиционная аппликатура на баяне cultura.na.by /literatura/ accordion.html
14.Имханицкий М. - История баянного и аккордеонного искуства cultura.na.by/literatura/accordion.html
15.Бубен, В. П. - Теория и практика обучения игре на аккордеоне izdat.bspu.unibel.by/books10.htm
16.Почернев Б.П. «Формирование исполнительской техники баяниста» Челябинск. 2007г
17.Потеряев Б.П. « Предупреждение и преодоление профессиональных заболеваний рук музыкантов в учебном процессе» Челябинск . 2002г
18.« От урока до концерта» Педагогический альманах» Выпуск 1. Москва. 2009г.
19. Шульпяков О. Работа над музыкальным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. С-Петербург. 2005г
20.Майкапар СМ Музыкальное исполнительство и педагогика.Чел.2006г.
21.Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей. М. 2004
22.Крюкова В.В. Музыкальная педагогика Ростов 2002
23.Овсянгкина Г.П. Музыкальная психология СПб 2007
24.Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа

Нормативно-правовое обеспечение программы
При разработке программы учитывались следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный закон РФ «Об образовании» от 16 июня 2011 г. № 145-ФЗ
Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р
« О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств»Монография. Сборник материалов для детских школ искусств.(часть 1,2)
Автор-составитель: А.О. Аракелова
Приказ от 12 марта 2012г. № 162 МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпррофессиональной общеобразовательной программы в области искусства « Народные инструменты» и сроку обучения по этой программе»
Интернет
Информационно-музыкальные сайты
WWW.IGRAEM.INFO-DA CAPO AL FINE (Играем с начала)
Международная академия музыкальных инноваций.
Всероссийская музыкально-информационная газета.
www. Health-musik-psy.ru;
Музыкальная психология и психотерапия
Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов
Ред. Валентин Петрушкин. Москва.
Е-mail:[email protected]; Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств, исполнительный директор НАИ Эдуард Дарчинянц
Е-mail [email protected]
Экспериментальная лаборатория Музыкального Образования
г. Омск. Сергей Белецкий
5. www.nmcho.narod.ru
Информационный журнал « Культура. Искусство. Образование»
Директор Научно-методического центра по художественному образованию МК РФ
Надежда Александровна Касаткина. ( Ирина Домогацкая).
6. www.gazetaigraem.ru (электронная газета « Играем сначала»
7. www.muzids.ru (каталог музыкальных школ и социальная сеть)
8. http://mkrf.ru/activity/detskie_schkoly/ 
Сайт Министерства культуры Российской Федерации.
Рубрика «Детские школы искусств» 
Приложение.
Методические рекомендации по организации
практической деятельности детей:
Планирование учебной и воспитательной работы
Все вопросы, связанные с обучением и воспитанием, можно предусмотреть только путем тщательного планирования работы. Цель его — определение наиболее правильных путей всестороннего развития ученика и совершенствования его исполнительских навыков.   Перед началом каждого полугодия педагог должен наметить объем и содержание работы ученика на данный период, то есть составить рабочий план. Этот план является частью общей программы курса баяна с учетом индивидуального развития ученика.В индивидуальном рабочем плане следует предусмотреть:1. Изучение нового художественного репертуара.2. Повторение художественного репертуара, пройденного и усвоенного ранее.3. Художественный репертуар для самостоятельного прохождения учеником.4.. Работу над техническими упражнениями, гаммами, этюдами.5. Упражнения в игре по слуху, чтении с листа и в транспонировании..6. Исполнительскую практику ученика. Учебный репертуар надо подбирать очень внимательно, из высокохудожественных произведений, которые бы соответствовали развитию учащегося и способствовали росту его мастерства. Прежде всего, в репертуар необходимо включить народные песни и танцы в обработке для баяна. Кроме того, в нем должны быть предусмотрены произведения классиков различных стилей и жанров, оригинальные произведения для баяна отечественных композиторов и лучшие образцы зарубежной музыки. Очень важно включать в план повторение пройденного материала. Только на базе закрепления знаний путем повторения можно добиться дальнейшего развития и формирования исполнительских навыков ученика. Значение повторения ранее пройденных пьес состоит не только в том, что ученик накапливает репертуар, но и в том, что художественный материал при повторении исполняется значительно лучше, так как за прошедший отрезок времени исполнитель стал более зрелым музыкантом, научился глубже проникать в произведения. Таким путем последовательно развивается глубокое художественное понимание исполняемого произведения, совершенствуется владение инструментом.  Самостоятельное прохождение части художественного репертуара является необходимым условием развития творческой инициативы и музыкальной самостоятельности ученика. В этой части плана педагог предусматривает различные виды занятий, способствующие закреплению и дальнейшему развитию навыков самостоятельной работы. В зависимости от развития ученика, этот раздел индивидуального плана расширяется. Этюды и упражнения следует подбирать так, чтобы они, во-первых, готовили ученика к преодолению трудностей при изучении произведений, предусмотренных планом; во-вторых, помогали закреплению и техническому совершенствованию уже пройденного художественного материала; в-третьих, подводили ученика к материалу последующих рабочих планов, которые также должны быть в поле зрения педагога. Умение играть по слуху и с листа, транспонировать на баяне очень важно для будущего баяниста. Оно развивает его творческую инициативу, его художественный вкус, способствует совершенствованию техники игры исполнителя.  В заключительной части плана педагог намечает, в каких публичных выступлениях должен принять участие его ученик. Сюда входят как академические концерты, так и концерты вне стен учебного заведения, дающие учащемуся исполнительскую практику.
Посадка ученика.
Правильная посадка имеет большое значение (особенно в начальный период обучения) и должна находиться постоянно в поле зрения педагога.
Создание удобства при исполнении, обеспечение устойчивости инструмента и свободы действий исполнителя - основная забота педагога в этом направлении. Сидеть за инструментом нужно свободно, без напряжения, не сутулиться и не приподнимать плечи. Ноги слегка расставлены и стоят на полу, опираясь на полную ступню.
Для обеспечения твердой опоры в ногах и большей свободы игровых движений не следует садиться на полную площадь стула, высота которого должна соответствовать росту ученика (детей маленького роста нужно сажать на стул с укороченными ножками).
Корпус исполнителя должен быть слегка наклонен вперед, к инструменту, для сохранения постоянного контакта тела ученика и баяна. Инструмент с собранным (сжатым) мехом ставиться на бедра. Нижняя часть грифа находиться на правой ноге, а на левой ноге ставиться часть левого полукорпуса и меха.
При разжиме баяна точками опоры являются (в основном) два ремня: правый наплечный (левый наплечный служит для устойчивости инструмента) и малый - расположенный на левой части корпуса.
При сжиме взаимодействующими точками опоры становятся крышка, закрывающая левую механику, и правая нижняя часть корпуса инструмента, упирающаяся во внутреннюю сторону правого бедра. Правильная регулировка ремней - залог устойчивого положения инструмента.
Постановка рук и пальцев исполнителя.
В работе над постановкой рук следует добиваться согласованных и целесообразных действий всех частей рук - от плеча до кончиков пальцев.
Ученик располагает пальцы обеих рук на клавиатурах в полусогнутом положении, причем, первый палец правой руки находится за грифом и касается первой, немного согнутой фалангой, его тыльной стороны, а во время исполнения свободно скользит вместе с движением остальных пальцев.
В более позднем периоде для выполнения приема кистевого стаккато, первый палец касается ребра грифа; а при исполнении аккордов в широком расположении и сложной полифонической фактуры выводится на клавиатуру. Из всего многообразия положения рук баяниста необходимо обратить внимание на три основные:
1-е положение: пальцы располагаются по рядам кнопок:2-й палец на 1-м ряду, 3-й на 2-м ряду, 4-й на 3-м ряду. Локоть слегка приподнят и отведен в сторону oт корпуса исполнителя, запястье находится чуть выше кисти. Первое положение удобно для исполнения гаммаобразной фактуры;
2-е положение удобно при исполнении арпеджио, интервалов, аккордов. Запястье и кисть находятся почти на едином уровне, кисть и пальцы перпендикулярны peшетке. 1-и палец может занимать различные положения: при игре четырьмя пальцами расположен за грифом - параллельно 2-му пальцу, а при необходимости выводится на ребро грифа;
3-e положение удобно при исполнении полифонической фактуры, длинных арпеджио с применением 1-го пальца, аккордов в широком расположении и различных гармонических построений, 1-й или 2-й палец находится в 3-м ряду, а 5-й в 1-м или 2-м ряду, локоть oпycкается, но не приближается к корпусу исполнителя. Запястье опушено немного ниже кисти. 1-й палец касается либо ребра грифа, либо находится на клавиатуре.
Ладонь и первый палец левой руки прикасаются к крышке, закрывающей механику, а запястье упирается в ремень. Левая рука согнула в локте и отведена в сторону от исполнителя на расстояние. Основание 1-го пальца, упираясь в крышку корпуса, выполняет роль опоры руки.
Основы звукоизвлечения и техника владения мехом
Над звукоизвлечением и техникой ведения меха баянисты работают на протяжении всего периода обучения. С первых уроков преподаватель прививает ученику основы элементарного звукоизвлечения, заостряя внимание на слуховом контроле над качеством звука.
В работе над начальными навыками звукоизвлечения следует особое внимание обращать на следующие моменты: мягкий нажим клавиши и плавное ведение меха.
В дальнейшем педагог прививает и другие навыки ведения меха (с разной интенсивностью, ускорением или замедлением движения, рывками), другие приемы туше (толчка, удара клавишами) для достижения художественных результатов.
При определении смены направления движения меха нужно исходить: из характера произведения, строения музыкальной речи и артикуляционных средств воплощения музыкальной мысли.
Работая над основными способами ведения меха и приемами туше, следует уделять большое внимание правильному звукоизвлечению при исполнении основных динамических оттенков: пианиссимо, пиано, меццо форте и.т.д.: постоянно усиливая и ослабляя силу звучания, добиваться четкого исполнения различных штрихов (стаккато, легато, нон легато). Учащийся должен научиться определять смену движения меха, логически совпадающую с цезурами, определяющими музыкальные построения (фразы, предложения, периоды).
Звукоизвлечение на баяне складывается из двух неразрывных факторов: способа нажатия клавиши и способа движения меха. Необходимо сосредоточить внимание на координации этих движений при постоянном слуховом контроле. Навыки звукоизвлечения учащийся осваивает и совершенствует под руководством педагога на протяжении всего периода обучения в школе, работая над динамикой, штрихами, фразировкой.
Развитие аппликатурных навыков
Одним из важнейших условий игры на баяне является применение рациональной аппликатуры, позволяющей художественно и с наименьшей затратой усилий исполнять музыкальное произведение. Педагог должен воспитывать у учащихся, осознанное отношение к аппликатуре, ставить ее выбор в зависимости от художественно-выразительных задач музыкального произведения и преодолением технических трудностей. Постепенное введение в игру всех пальцев правой и левой рук должно оправдываться техническими и музыкальными требованиями изучаемых произведений.
При выборе аппликатуры стараться сохранять естественное положение кисти и пальцев обеих рук. Стремиться к собранности пальцев и возможно меньшим поворотом кисти руки. При соблюдении рациональной аппликатуры ускоряется процесс разучивания музыкальных произведений, исполнение становится свободным и безошибочным.
Умение учащегося определять самостоятельно аппликатуру воспитывается под непосредственным контролем педагога, в задачи которого входит:
-с первых же уроков требовать четкого соблюдения аппликатурной дисциплины;
-по мере последовательного освоения учащимся конкретного вида фактуры знакомить его с соответствующими аппликатурными принципами;
-иллюстрировать и объяснять преимущества и недостатки того или иного варианта аппликатуры;
-требовать не только четкого знания основных технических формул (гамм, арпеджио, аккордовых последовательностей), но и широкого использования их аппликатуры в художественных произведениях;
-составлять классные и домашние задания по самостоятельному определению аппликатуры в пьесах со знакомой ученику фактурой изложения музыкального материала. Важнейшие положения по выбору рациональной аппликатуры основываются на общих закономерностях строения двигательного аппарата и типичности конструкций инструмента.
Работа над инструктивным материалом
Работа над разносторонним развитием игрового аппарата ученика, подготовка его к преодолению технических трудностей в художественных произведениях осуществляется через гаммы, арпеджио, упражнения, этюды.
Современная педагогика рассматривает упражнения как важное и эффективное средство для технического развития ученика. В педагогической практике применяются разные виды упражнений, но особое внимание педагог должен уделять гаммам, арпеджио и аккордам. Систематическая работа над ними дает ученику:
прочное знание мажоро-минорной системы;
воспитывает ладотональную ориентировку;
воспитывает аппликатурную дисциплину;
выработку автоматизации движений;
достижение пальцевой беглости, ровности, выносливости и т.д.
Педагог с самого начала заостряет внимание ученика на освоении и закреплении аппликатурных формул.
В начальном периоде работы над гаммами, арпеджио, аккордами следует обращать особое внимание на естественное положение кисти пальцевого аппарата обеих рук. Играть гаммы, арпеджио, аккорды рекомендуется в начале обучения в пределах одной октавы поочередно правой и левой руками в медленном темпе. Дальнейшее освоение основных гамм, арпеджио и аккордов может идти по пути усложнения (расширения диапазона, разнообразия ритмики, применения различных приемов туше, штрихов, двойных нот, ускорений темпа, динамических вариантов и т. д.).
Полученные навыки игры основных гамм, арпеджио, аккордов затем можно закреплять в других тональностях (путем транспонирования).
Работа над этюдами. В работе над развитием и совершенствованием исполнительской техники, наряду с основными инструктивными формулами (гаммами, арпеджио, аккордами) и специальными упражнениями, значительное место занимают этюды.
Работа над этюдами нужно проводить в определенной последовательности:
Определить техническую задачу, разобрать текст, установить аппликатуру, выбрать целесообразные движения и положения рук во время игры;
Приступить к разучиванию этюда по частям, отрабатывая наиболее грудные места. Эта работа может сопровождаться подбором упражнений, содержащих характерные элементы трудных мест этюда.
Следить за выполнением фразировки, акцентов, динамическихоттенков, установить границы смены движения меха.
Начиная работу, следует играть в медленном темпе, постепеннодоводя его до указанного автором. В процессе работы исполнятьэтюд в различных темпах, временами возвращаясь к медленному темпу.
Освоение текста наизусть должно происходить в ходе усвоения еготехнических и художественных особенностей.
Этюды можно разделить на узкотехнические и этюды-пьесы. Узкотехнические этюды преследуют цель воспитания и закрепления определенных технических навыков. Этюды-пьесы, закрепляя те или иные технические навыки, обладают и глубоко художественным содержанием
Подбор этюдной литературы для ученика осуществляется с учетом индивидуальных технических возможностей, способностей и задач (стратегических и тактических), максимальной приближенности к изучаемым художественным произведениям, а также для развития и закрепления различных игровых навыков.
Работа над музыкальным произведением
Одним из важнейших этапов в обучении игре на инструменте является работа над художественным произведением. Если в начальном периоде обучения ученик мог исполнять легкие одноголосные произведения, то на следующих этапах все полнее выступают новые качества в музыкально-слуховом и техническом развитии ученика, заметнее раздвигаются жанрово-стилистические рамки программного репертуара, расширяются познания в применении динамических и агогических нюансов, пополняются более сложные приемы мелкой техники и элементы аккордово-интервального изложения. Работу над художественными произведениями следует разделить на три этапа:
знакомство с произведением; стадия разучиваний; работа над раскрытием художественного содержания в целом.
В задачу первою этапа должно входить краткое ознакомление с творчеством композитора, создавшего произведение, стилем, характером, формой, темпом, штрихами, а также с предстоящими техническими и художественными трудностями.
Второй этап, основная задача которого - применение выразительных средств и работа над ними более длительный и трудоемкий. Подбор различных способов звукоизвлечения обусловливается авторскими указаниями, характером и содержанием пьесы.
На третьем этапе синтезируется все, что сделано на первых двух этапах: устанавливается смысловое соотношение фраз внутри предложений, предложений внутри периодов и периодов внутри более крупных построений; выявляется главная кульминация произведения, сопряжение с ней частых кульминаций.
Учащимся младших классов помогает составить впечатление о произведении исполнение его педагогом. Учащихся старших классов следует приучать знакомиться с произведением самостоятельно, слушает аудио, видеозаписи, проигрывает с листа и подробно анализирует.
Существует две линии в развитии музыканта - подготовка произведений к публичному исполнению и эскизное изучение разнообразного (в стилевом и жанровом отношении) репертуара. Желательно избегать завышенного репертуара.
Обязанность педагога следить, чтобы ученику было понятно все до мельчайших подробностей, чтобы он не допускал ритмических неточностей или гармонических упрощений. Подобные ошибки чаще всего происходят в тех случаях, когда баянист, еще не разобрав, как следует музыкальный текст, пытается исполнить его наизусть. Требовать, чтобы произведение выучивалось наизусть, педагог может, только убедившись, что ученик хорошо разобрался в музыкальном тексте.
 Запомнив произведение, ученик должен знать, что в дальнейшей работе над ним нужно придерживаться следующего принципа: работать над отдельными частями произведения только по нотам (чтобы избежать «заигрывания» и возникновения отдельных ошибок и неточностей), проигрывать же все произведение надо без нот, наизусть.
 Чтобы выученное произведение надолго и прочно сохранилось в памяти, надо уметь играть его без нот, начиная с любого места, по требованию педагога, а также исполнять его в замедленном темпе. Полезно, кроме того, играть наизусть баянный аккомпанемент (партию левой руки) произведения, а также отдельно партию правой руки.
Чтобы ученик не терял целостного представления о произведении, следует работу над деталями чередовать с проигрыванием больших отрывков и всего произведения. Ни в коем случае нельзя допускать разучивания произведения по тактам, то есть выучивать один такт за другим. Подобная механическая зубрежка отрицается педагогикой. К тому же начало музыкальной фразы не всегда совпадает с началом такта, а ее окончание — с окончанием такта, поэтому, разрывая музыкальную фразу, учащийся теряет ощущение целого.
 Умение выучивать произведения наизусть и длительное время не забывать их необходимо воспитывать в баянисте с самого начала обучения
Значительное место отводится изучению пьес малой формы в ДМШ. В работе над миниатюрой у учащихся воспитывается понимание разновидностей жанра, особенностей композиторских стилей, применения выразительных средств музыкальною языка. В этом направлении педагог работает с учеником над совершенствованием отдельных сторон исполнительского мастерства, умением добиваться законченности и ясности изложения музыкальных мыслей. Многократное проигрывание отдельных частей и пьесы в целом помогает учащемуся лучше ощутить образность произведения.
На всех стадиях обучения педагог особое внимание уделяет работе над мелодией. Главной задачей на первых этапах является введение ученика в мир мелодических образов, развитие у него элементарных навыков выразительного исполнения легчайших одноголосных мелодий, владения простейшими игровыми приемами.
В более позднем периоде необходимо знакомить ученика с развитием мелодии, ее членением на построения большего и меньшего масштабов, научить определять относительную важность этих построений.
Работ над крупной формой предполагает умение учащегося охватывать большой музыкальный материал, чувствовать единство целого и его частей. Работа над такими произведениями требует разрешения большого количества разнообразных и сложных музыкально-технических задач. Одновременно она воспитывает в учащемся масштабность музыкального мышления, способствует развитию исполнительской культуры, музыкального вкуса, технического мастерства.
Приобщение ученика к произведениям крупной формы происходит на материале вариационных циклов, сонант и др. произведений. Большое значение для развития учащихся старших классов имеет работа над сонатой формой, одной из самых важных форм музыкальной литературы.
Подготовительным этапом к сонатам служат сонатины, воспитывающие чувство формы, ясность игры и точность выполнения всех деталей текста, особенностей музыкального языка, ритмическую устойчивость исполнения.
Музыкальное развитие ученика предполагает воспитание способности слышать и воспринимать как отдельные элементы, так и единое целое- вертикаль. В этом смысле большое воспитательное значение имеет полифоническая музыка.
Приступая к работе над полифонией, педагог заостряет особое внимание на подборе репертуара. Па начальном этапе он должен основываться на наиболее доступной для ученика народно-хоровой подголосочной фактуре, контрастном сопоставлении голосов, а позднее на произведениях имитационного склада.
Усложнение полифонической ткани в произволениях должно происходить за счет расширения их жанровых рамок, выразительных возможностей интонационного и ритмического строя. В этот период проводится специальная работа над слуховым и техническим условием двухголосных комплексов. В старших классах педагог подготавливает ученика к изучению самой сложной полифонической формы- фуги. Работа должна осуществляться на произведениях двух - и тpexгoлocнoгo строения. Такими сочинениями являются фугетты и инвенции, маленькие прелюдии и фуги.
Ученик должен, сыграть каждый голос от начала и до конца законченно и выразительно, с нужной звуковой целью и характером. Для развития полифонического слуха рекомендуется один голос петь, в это время другой исполнять на баяне. В трехголосных произведениях целесообразно поработать не только над смежными мелодическими линиями, но и над каждой парой голосов отдельно.
  Разучивая со своими учениками-баянистами те или иные музыкальные произведения, педагог может преследовать различные цели, но он никогда не должен забывать, что главная цель — воспитание полноценного музыканта-художника. Следовательно, каждое произведение надо изучать настолько детально и глубоко, насколько это доступно баянисту на данном этапе его развития. Практика подтверждает, что ученик растет больше на тех произведениях, которые обстоятельно разучиваются на уроке с педагогом.
Чтение нот с листа. Одним из основных качеств музыканта является умение исполнять произведение без предварительного разбора - то есть читать ноты с листа.
Материал для чтения с листа должен быть доступным (значительно легче изучаемого по программе), технически несложным, увлекательным и доставлять учащемуся удовлетворение.
Предварительное зрительное ознакомление с нотным текстом произведения, его структурой и выразительными средствами позволит учащемуся более уверенно исполнить его на баяне. Важно воспитывать в учащемся внутреннее слышание нотного текста, чтобы осознание его опережало исполнение. Работу можно начинать с привития навыка безошибочного, безостановочного чтения с листа отдельно мелодии и аккомпанемента. Затем переходить к исполнению пьес двумя руками вместе.
Эта работа - чтение нот связано с музыкально-слуховыми представлениями и ощущениями клавиатуры. Создание музыкально-слуховых представлений на основе нотной записи - очень сложное умение. Поэтому в начале работы ноты должны быть лишь средством для того, чтобы учащийся вспомнил уже знакомые ему образы. То есть нужно использовать для чтения с листа известные ученику произведения.
Усложнение музыкального материала (его фактуры, ритмики, гармонии, увеличения знаков альтерации, ускорения темпа и др.) должно быть постепенным и последовательным.
Вырабатывая навыки чтения нот с листа, учащийся должен стремиться охватывать взглядом и запоминать небольшие музыкальные построения, мотивы, фразы, соблюдать элементарную фразировку и производить смену движения меха; соблюдать основные динамические оттенки и штрихи; быстро находить нужную аппликатуру.
Умение читать ноты с листа позволит изучить больше новых произведений и, следовательно, будет способствовать расширению кругозора, обогащению музыкальной памяти.
Рекомендации по проведению занятий
Урок является основной формой организации учебно-воспитательной работы. Следовательно, педагог должен требовать от учащегося добросовестного посещения уроков и быть требовательным в этом отношении к самому себе.  Обучение на уроке тесно связано с домашними заданиями. Педагог подводит итог выполненной учеником работы за период, прошедший от предыдущего урока, дает ему творческий импульс (эмоциональную зарядку) и обеспечивает материалом для дальнейшей работы. От навыков, привитых ученику на уроке, зависит продуктивность его самостоятельной работы, поэтому урок надо строить так, чтобы домашняя работа стала продолжением классной. Воспитывая в ученике навыки самостоятельной работы, педагог направляет его на сознательное усвоение материала.  Очень важно привить учащемуся умение сначала обдумывать или мысленно охватывать все задание (пьесу, этюд), чтобы своим внутренним слухом как можно более реально представлять звучание того, что предстоит воссоздать. Этот навык можно воспитать, если не позволять ученику играть произведение без предварительного обдумывания. Обдумывая произведение, он должен вспомнить все замечания педагога, а также все трудности, которые ему предстоит преодолеть во время исполнения. Необходимо приучить ученика и к обдумыванию отдельных мест произведения во время работы. Это помогает ученику определить, какие эпизоды были исполнены хорошо, над чем нужно поработать.  При отработке того или иного эпизода произведения, следует с каждым новым повторением добиваться повышения качества исполнения. Педагог должен возбуждать в учениках интерес к многократному, безошибочному проигрыванию всего произведения или отдельных его частей.  Не менее важно приучить учащегося к заключительному обдумыванию. После исполнения произведения ученик должен уметь мысленно воссоздать его, вспомнить, что вышло удачно, какие детали остались недоработанными.
Чтобы воспитать такое самокритическое отношение к своей работе, полезно после прослушивания произведения на уроке спрашивать ученика о допущенных им ошибках.  Надо также добиться, чтобы учащийся мог выполнить ту или иную исполнительскую задачу без предварительных попыток. Прежде чем сыграть, он должен хорошо продумать задачу, взять посильный темп и мобилизовать себя для воплощения авторского замысла.
Неудавшиеся попытки, по мнению выдающихся педагогов, укрепляют представление о непреодолимых трудностях, и, несмотря на то, что трудности эти впоследствии преодолеваются учеником, они могут оставить в его сознании глубокий след и вызвать боязнь за исполнение данного места в произведении. Порою именно это обстоятельство оказывается причиной неудачного исполнения произведения на ответственном выступлении.  Для успешной домашней работы следует прививать ученику вкус к хорошему звучанию инструмента. Исполнитель должен чувствовать, что каждый извлеченный из баяна звук направлен на раскрытие содержания произведения. Не может, например, быть неоправданной резкости звучания, произвольной смены направления меха.
Работу меха надо строго планировать в соответствии с художественными задачами, которые педагог ставит перед учащимся.  Начинается урок проверкой выполнения домашнего задания и правильности приемов, применяемых учеником. В задание на дом входит обычно работа над художественными произведениями, этюдами и различные упражнения: игра по слуху, чтение с листа, импровизация на баяне, а также упражнения, необходимые для преодоления технических трудностей произведения. Если дома учащийся должен проработать произведение, либо его часть отдельно каждой рукой, надо обязательно проверить на уроке, выполнил ли он указания педагога.  Производить проверку можно не только в форме прослушивания пьесы или этюда, но и в форме устного отчета учащегося о выполненной работе, либо путем постановки отдельных контрольных вопросов.  Прослушивать на каждом уроке пьесу или этюд от начала до конца не обязательно. Обычно это делается на том уроке, на который ученик впервые приносит до конца разобранное произведение. Здесь педагог должен дать нужные установки о трактовке произведения учеником, уточнить аппликатуру, проверить правильность воспроизведения нотного текста, наметить приемы преодоления технических трудностей. На последующих уроках учащийся по требованию педагога исполняет отдельные места произведения.
Когда же основные исполнительские трудности преодолены, следует чаще прослушивать произведение полностью. Дома учащийся работает в основном над отдельными, наиболее сложными местами произведения, на уроке же он с помощью педагога вырабатывает умение охватывать его в целом.  Своего педагога ученик считает высшим музыкальным авторитетом, мимо внимания которого не может пройти ни одна шероховатость. Поэтому вполне естественно волнение, испытываемое учеником во время исполнения произведения. Состояние необходимой при этом сосредоточенности и собранности способствует воспитанию исполнительских качеств баяниста.  Понятно, что и на среднем этапе работы над произведением педагог замечает серьезные затруднения художественного или технического порядка. В таких случаях на некоторое время можно отказаться от полного прослушивания произведения на уроке, но внимательно проверять, что сделал ученик с заданной частью или отрывком произведения. Необходимо проверить избавился ли он от художественных или технических шероховатостей или же в этом направлении достигнуты лишь определенные сдвиги, ибо не всегда возможно сразу добиться желаемого результата. Важно также уяснить, правильно ли ведется самостоятельная работа ученика над преодолением трудных мест, оставляя в стороне охват произведения в целом. Слушая ученика, педагог отмечает недостатки его исполнения, восстанавливает в памяти свои указания, и
если какие-либо из них не выполнены, выясняет, почему именно, исходя из результатов проверки, педагог вносит поправки в ранее составленный план урока, а то и целиком меняет его.  Часто слушая баяниста своего класса, педагог постепенно свыкается с ошибками в его исполнении и перестает их замечать, так как реальное звучание данной пьесы подменяется внутренним представлением о необходимом ее звучании.
Чтобы избежать этого, следует настраивать свое внимание так, словно слушаешь ученика впервые, как слушают незнакомого исполнителя. Это свойство обязательно надо выработать в себе.  Во второй части урока педагог подводит итоги проверки домашнего задания и дает новые знания в форме инструктажа. Проводится инструктаж в виде устных указаний или замечаний, а также путем разъяснений с показом на инструменте либо материала, исполнявшегося учеником, либо другого — вспомогательного, иллюстративного. Вначале рекомендуется применять разъяснения с показом на инструменте, а в дальнейшем — устные указания или показ на инструменте без разъяснений.  В конце урока педагог подытоживает его результаты и дает учащемуся конкретное задание на дом, чтобы баянист точно знал, как ему работать до следующего урока
Надо быть уверенным, что ученик ясно себе представляет, не только объем материала, который надлежит выучить, но и характер работы с ним. С этой целью, а также для закрепления в памяти ребенка наиболее существенного из того, что ему было сказано, полезно в конце урока задать соответствующие вопросы. Той же цели служат записи в дневниках. Некоторые педагоги при работе с малышами пишут крупными буквами, чтобы ребенок сам мог прочесть задание, это приучает с первых шагов к большей самостоятельности и способствует повышению качества домашней работы.
Учитывая большое воспитательное значение отметок, педагог должен быть уверен, что ученик понимает, почему получил тот или иной балл.
Подготовка учащихся к концертному выступлению
Сольное исполнительское искусство появилось очень давно, прошло длинный путь и на протяжении всей истории своего развития постоянно совершенствовалось. Особенно оно прогрессировало за последнее столетие, о чем красноречиво говорит множество имен знаменитых музыкантов-баянистов.
Овладение исполнительским мастерством требует от баяниста, как впрочем, и от любого исполнителя, серьезной, вдумчивой работы над множеством компонентов, составляющих в своем неразрывном единстве сущность музыканта. Разного рода проблемы стоят перед исполнителем и его наставником. Одна из них носит особый характер. Здесь имеется ввиду не тот, вполне естественный и необходимый эмоциональный подъем в момент выступления перед аудиторией, который способствует творческому вдохновению, а излишнее волнение, вынуждающее иных поистине талантливых музыкантов, в конце концов, отказаться от концертных выступлений и искать себя в других видах музыкально-художественной деятельности.
Переживание исполнителем содержания музыки на эстраде подчинено задаче реализации музыкального образа и отличается рядом существенных особенностей по сравнению с переживаниями в процессе работы над произведением.
Своеобразие психического состояния музыканта на эстраде заключается в специфическом и неповторимом сочетании различных по направленности, интенсивности, значению эмоциональных, интеллектуальных, волевых компонентов. Существует множество причин, вызывающих волнение на сцене. Например, многие боятся забыть текст, «не попасть туда, куда нужно» и вызвать своей неуверенностью негативную оценку выступления.
Задача исполнителя - преподнести слушателю наилучший вариант программы. Необходимо каждый момент думать что играешь, и что будешь играть потом, но нежелательно вспоминать о том, что уже прозвучало. Нужно идти вперед и вести за собой слушателя, не оглядываясь назад, не позволяя делать этого и зрителю.
Проблема эстрадного волнения касается всех, кто хоть раз оставался один «против» заинтересованной, настороженной, скептической, доброжелательной публики, всех, кто переживал за своих учеников, выступающих на сцене зачастую сильнее, чем сами ученики. Все артисты сталкиваются с этой проблемой, многие пытаются советовать что делать, как «победить» эстрадное волнение, которое может перечеркнуть всю работу исполнителя и педагога, но еще никто не придумал универсального «рецепта» решения этой проблемы. И это вряд ли возможно. Единственное, что может помочь в данном случае - это вера в себя, свои силы и огромное желание передать свои эмоции и чувства зрителю, увлечь его за собой своей энергетикой

Приложенные файлы

  • docx 7758082
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий