Чотчаев Дахир Джансохович Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Дж. Алиева. tchotchaev-dahiryandex.ru.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Чотчаев
Дахир
Джансохович
РОЛ
ИСМАИЛА АК
ВА В РАЗВИТИИ ПИ
ННОСТИ И О
РАЗОВАНИЯ КАРАЧА


Источник
искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3
х ч. Ч. 1. C. 183
-185. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала:
www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала:
www.gramota.net/materials/3/2016/12-

тельство "Грамота"


Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес:
[email protected]

ISSN
12
74) 2016
, часть 1
УДК (471.632)=943.12
Исторические науки и археология
В данной статье рассматривается роль выдающегося карачаево
балкарского просветителя, известного
священнослужителя, общественного деятеля Исмаила Акбаева в культу
рном развитии народа. Интерес
к
личн
ости этого человека обусловлен его деятельностью по повышению культурного уровня своих соот
чественников. Целью работы является освещение вклада И. Я. Акбаева в просвещение карачаевского наро-
да, в частности в становление и развитие письменности. Автор такж
е анализирует издательскую де
тельность Исмаила Акбаева.
Ключевые слова и фразы:
карачаево
балкарская письменность; карачаевский алфавит; Карачай; арабская
графика; мусульманская грамота; урусбиевская школа; мезерте; законоучитель; аджам; «Ана тил»; изда-
тельство; латинская графика.
Чотчаев Дахир Джансохович
Карачаево
Черкесский государственный университет имени У. Дж. Алиева
tchotchaev
dahir
yandex
РОЛЬ ИСМАИЛА АКБАЕВА В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННОСТИ
И ОБРАЗОВАНИЯ КАРАЧАЕВО
БАЛКАРСКОГО НАРОДА
В конце
XIX

начале
в. проблемой развития письменности карачаево
балкарского народа занимались
многие выдающиеся просветители. Среди них следует выделить известного религиозного и общественного
деятеля Карачая, просветителя и создателя первого карачаевского алфавит
а на основе арабской графики
Исмаила Якубовича Акбаева.
Исмаил Акбаев родился в 1874 г. в Теберде в зажиточной карачаевской семье. Был третьим ребенком
Акбаевых. Его отец являлся известным религиозным и общественным деятелем. По данным источников, он
совместно с Асланбеком и Магомет
Мурзой Крымшамхаловыми, Асланмырзой Боташевым и Джембарбеком
Байрамкуловым добился открытия в ауле Карт
Джурт одноклассной ш
колы, в которой с 1870
х гг. до 1883 г.,
т.е. до переезда в Теберду, занимал должность вероучителя. Якуба Акбаева считают одним из первых учите-
лей карачаевских светских школ.
Мать Исмаила Акбаева

Кюлей Байрамукова

доводилась близкой родственницей Эфенд
иевым из Вер
него Баксана Балкарии.
После окончания начальной школы в родном ауле И. Акбаев по решению родителей был отправлен к Эфен-
диевым в Верхний Баксан, где и приобрел первые представления о мусульманской грамоте, обучаясь в известной
урусбиевской шко
ле. Способности и большая тяга к знаниям позволили молодому человеку поступить в высшее
исламское учебное заведение

медресе в Казани, считавшееся в те времена центром мусульманского богословия
России. Окончив его с отличием, Исмаил продолжил образование в школе знаменитого тюркофила И. Гаспри
ского в Крыму. После этого Акбаев приобретал знания в Тифлисской учительс
кой семинарии, а также в Баку
Стамбуле [2, с. 77]. Вместе с тем он обладал обширными познаниями в философии, астрологии, этнографии,
истории,
географии. И. Я. Акбаев хорошо владел арабским, турецким, персидским, русским, черкесским и др
гими языками. В оригинале читал труды многих восточных поэтов и писателей. Среди философов ценил таких
выдающихся мыслителей, как Ибн
аль
Мукаффа, Вахб Ибн
Муна
ббих, Джахиз аль
Газали [5, с. 106
107].
Исмаил Якубович Акбаев, известный в народе под именем Чокуна
эфенди, являлся главным духовным
лицом

старшим эфенди (имамом) в Теберде.
Источники свидетельствуют, что свои знания и опыт Акбаев использовал на благо
карачаевского народа.
Первоначально он работал в мезерте (школа для взрослых) в ауле Верхняя Теберда. 1898
1917 гг. были вр
менем пребывания Исмаила Якубовича Акбаева в должности законоучителя Верхнетебердинского тре
классного училища. Работая в школах, он
наблюдал за всем ходом учебного процесса, был занят поиском п
тей реформирования системы образования. Им применялись новые методы обучения и изучения мусульман-
ской религии. Главной задачей И. Акбаев считал очищение учебных заведений от схоластики и догм. В пр
грамму начальной школы им вводились естествознание, математика и география, а также осуществлялось
знакомство с русской литературой.
Исмаил Якубович Акбаев придерживался мнения, что именно просвещению принадлежит решающая роль
в улучшении экономической и культурной жизни горского населения. Одновременно был сторонником жен-
ского образования. В 1918 г. И. Я. Акбаев и С. М. Халилов добились открытия в Теберде первой женской
школы для обучения карачаевских девочек [3, с. 73].
Воспоминания современников и д
ругие материалы свидетельствуют, что неплохое по тем временам с
стояние во многом способствовало успехам Акбаева. Он владел лесопиль
ным заводом, двумя магазинами
курортной дачей в Теберде. Ему принадлежали дома в Теберде и Баталпашинске, пастбищные, сено
косные
и пахотные угодья, значительное количество скота. Наряду с этим, Исмаил Акбаев, опираясь на помощь
поддержку единомышленников, построил кирпичный мини
завод, продукция которого шла на строительств
Издательство
ГРАМОТА
gramota
жилья, открыл завод по производству лимонада и со
ков из фруктов и плодов лесных деревьев. Кроме того,
Акбаев на свои деньги ввел в эксплуатацию хлебопекарню и известковый завод. Он был первым, кто внедрил
в Карачае побелку домов известью [5, с. 107].
Предпринимательская деятельность давала И. Я. Акбаеву
возможность помогать школам Карачая, студе
там высших и средних учебных заведений за его пределами. Исследователи отмечают, что на вырученные
средства Исмаил Акбаев издавал книги, передовую литературу для учащихся медресе и светских школ Кар
чая и Балкарии. Им были написаны и изданы несколько книг. Так, в 1910 г. в типографии В. Мавраева
в г. Темир
хан
Шуре И. Акбаев выпустил «Учебное пособие для первонач
ального обучения детей письму
чтению» на карачаево
балкарском языке. Спустя два года там же с помощью
дагестанского арабиста Джам
лутдина Султанова выходит переведенный И. Акбаевым «Иман
Ислам» под названием «О вероучении ислама
на карачаевском языке». В 1914 г. в Темир
хан
Шуре в журнале «Утренняя звезда» была опубликована поэма
«Воспоминание о пророке».
Тогда же появляются и другие его книги на арабской графике. Вместе с тем
вышел из печати подготовленный И. Я. Акбаевым учебник по природоведению для начальных классов.
увидел свет и составленный «Карачаево
русский словарь» («Тылмач») на 12000
слов.
Наряду с этим, ощущалась острая необходимость создания собственной карачаево
балкарской письме
ности и выбора для этого подходящего алфавита из всех имеющихся. Эту проблему пытались решить многие
прогрессивные деятели Карачая и Балкарии. Каждый из них пред
лагал свой вариант. Тем не менее успех с
путствовал И. Я. Акбаеву, что было обусловлено его состоянием и шир
окими связями, дающими доступ
крупным типографиям.
С 1914 г. Исмаил Акбаев был занят поиском наиболее приемлемого для карачаево
балкарского языка
алфавита. Его орфоэпике более всего подходила латиница, но она не была известна народу. В итоге Исмаил
Акбаев остановился на аджаме

письме, разработанном дагестанскими учеными, основанном на арабской
графике. Как объясняют специалисты, аджам

это письме
нность на основе арабского алфавита с использ
ванием особых знаков для сохранения специфики языков. Книги на аджаме Акбаев начал писать от руки для
учащихся своей школы в Теберде. Ученики должны были из года в год переписывать их. И. Акбаев, однако,
понимал невозможность при таком количестве учебников поставить образование на должный уровень. С
знавая все это, он в 1916 г. в Тифлисе выпустил первый учебник на карачаево
балкарском языке

«Ана тил»
(«Родная речь»), тираж которого составлял 2000 экземпляров.
К тому времени подобного учебника не имел
ни один народ Северного Кавказа, кроме кумыков.
За основу макета книги был взят учебник татарского языка, составленный вероучителем закавказской
учительской семинарии, азербайджанским педагогом, писателем Рашид
бек
ом Эфендиевым [3, с. 75]. Уче
ник И. Акбаева одобрило «Кавказское учебное начальство» в Тифлисе.
«Родная речь» включала сведения о родной природе, школе, семье, о государстве. Она способствовала
развитию у учеников интереса к знаниям, воспитанию их в духе
любви к Родине, дружбы народов, трудол
бия. Кроме того, в книгу вошел большой литературный материал. Здесь содержались фольклорные произв
дения, переводы творений русских писателей, в частности басен И. А. Крылова. Также автор поместил сюда
свои стихи и не
большие рассказы, стихотворения известного карачаевского просветителя Ислама Крымша
м-
халова и многое другое [4].
«Ана тил» стала настольной книгой многих карачаевских и балкарских детей, служила образцом для п
следующих составителей учебников. Однако алфави
т, созданный И. Я. Акбаевым, и его учебник попали под
запрет в школах, ибо царизм не был заинтересован в развитии языка и культуры народов, являющихся наци
нальными меньшинствами России. Наряду с этим, книга, написанная прогрессивно мыслящим челове
ком
призывавшая к покорности и смирению, не удовлетворяла правящие круги.
Тем не менее появление карачаево
балкарского алфавита и издание И. Акбаевым букваря по праву счит
ются знаменательным событием в культурной жизни карачаево
балкарского народа, о чем
ясно говорилось
«Начало карачаевской письменности», опубликованной в газете «Кубанский курьер» 11 октября 1916 г.:
«Комиссией вероучителей
карачаевцев и учителей министерских школ

карачаевцев составлены алфавит
карачаевского языка и первый сборник в виде хрестоматии, куда входят много лучших литературных пер
водных произведений. Кроме того, старшим эфенди Тебердинского аула Исмаилом Акбаевым при ближа
шем участии инспектора (народных училищ Кубанской области) Г. Меденика составлены букварь, первая
вторая книги для чтения после букваря на карачаевском языке с целью начать образование карачаевцев
своем родном языке. Попечитель Кавказского учебного округа распорядился выдать эфенди Исмаилу
Акбаеву 300 рублей в вознаграждение за его, в высшей степени
ценный труд. Таким образом, Исмаилом
Акбаевым и Г. Медеником положено начало письменности карачаевского народа…» [3, с. 74
75].
«Ана тил», составленный Исмаилом Акбаевым, использовался в школах Карачая и Балкарии в первые годы
Советской власти и вплоть до
1924 г. По свидетельству родственников автора, он несколько раз перерабатывал
свой материал, советовался с домочадцами, проверял на детях, как они понимают написанное и усваивают его.
И. Я. Акбаев достойно и с пониманием встретил установление Советской вл
асти. Он добровольно отк
зался от своего имущества в пользу государства, а также активно включился в осуществление мероприятий
в сфере просвещения. И это несмотря на то, что Октябрьская революция в некоторой степени помешала ему
продолжить издательскую деятельность. В 1917 г. Исмаил Акбаев прибыл в Санкт
Петербург для публик
ции своих рукописей, однако в связи с начавшимися событиями рецензенты покинули Россию, не вернув
рукописи хозяину.
ISSN
12
74) 2016
, часть 1
Переехав в 1922 г. в Баталпашинск, Исмаил Акбаев вновь занялся педаго
гической и литературной де
тельностью. В это же время он был озабочен проблемой создания в Карачаево
Черкесии собственной тип
графской базы, ибо осознавал, что без нее невозможно полноценное развитие культуры. Поэтому для озн
комления с работой типографий,
издателей и издательств Акбаев посетил Москву, Петербург, Тифлис, Баку,
Ростов, Кисловодск, Пятигорск и другие крупные города. В итоге сам привез в Баталпашинск необходимое
оборудование. Ввиду отсутствия здесь специалистов в данной области он пригласил в 1923 г. из Тифлиса
мастера Алаверди Расулова, который наладил печатное оборудование и обучил первых типографистов: И
маила Акбаева, Османа Урусова, Абдулкерима Халкечева, Ахмата Кайсынова [4]. Исмаил Акбаев по праву
считается основателем типографского дела
в Карачаево
Черкесии.
Начиная с 1924 г., И. Я. Акбаев работал в редакциях газет, книжных издательствах, оставаясь при этом
подвижником идеи просвещения народных масс. В 1926 г. в Москве совместно с балкарским просветителем
и ученым И. А. Абаевым он издал
один из первых советских учебников на карачаево
балкарском языке

«Бизни кючюбюз

бизни джерибиздеди» («Наша сила

в нашей земле»). К началу 1926
1927 гг. с участием
И. Акбаева вышли ряд учебников и учебных пособий как для детей, так и для взрослых.
Нес
мотря на выдающиеся заслуги, И. Я. Акбаев не избежал сталинских репрессий. В начале 30
х годов
он был отстранен от педагогической и издательской деятельности. Значительная часть подготовленного им
к печати оказалась под запретом. Сам Исмаил Акбаев в августе 1937 г. был арестован и расстрелян в Че
кесске. Об этом пишут в своих работах исследователи С. Б. Узденова [5, с. 109], А. Д. Койчуев [4] и другие.
Таким образом, известный просветитель, арабист Исмаил Якубович Акбаев был и светски образованным,
всесторонне развитым представителем своего народа. Больше, чем кто
либо из его предшественников и посл
дователей, он вложил труда в развитие просвещения среди карачаевцев. В этом плане заслуживает пристальн
го внимания точка зрения исследователя Г. Д. Базиевой, ко
торая полагает, что И. Я. Акбаев, как и другие пр
светители восточной ориентации (С. Б. Чабдаров, Л. Т. Асанов, Н. А. Цагов, А. Г. Дымов), хотя и придавал и
ламу решающее значение, отнюдь не был склонен к религиозному фанатизму и проповедовал веротерпимост
ь,
сосредотачивая внимание на вопросах повышения уровня общей образованности местного населения [1, с. 33].
Являясь основоположником
карачаево
балкарской письменности на арабской основе и составителем
букваря на латинской графике, И. Я. Акбаев навечно оста
нется в памяти соплеменников.
Список литературы
азиева Г. Д.
Историческое наследие и культурная память (на примере Кабардино
Балкарской и Карачаево
Черкесской
Республик) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведени
е.
Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 8 (70). C. 31
34.
Дотдаев Р. Д.
Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (
XIV

начало
в.): дисс. … к.и.н.
Карачаевск, 2003. 185 с.
Карачаево
балкарские деят
ели культуры конца
XIX

начала
в. Избранное
: в 2
х т. / сост., предисл., статьи
об авторах, коммент. Т. Ш. Биттировой. Нальчик: Эльбрус, 1996. Т. 2. 264 с.
Койчуев А. Д.
Биринчилени биринчиси (Первый среди первых) // Карачай. 2002. 25 ноября.
Узденова
С. Б.
Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (до октября 1917 г.). Пятигорск:
Издательство Пятигорского государственного пединститута иностранных языков, 1994. 136 с.
ISMAIL AKBAEV’S ROLE IN DEVELOPMENT OF WRITING AND EDUCATION
OF THE
KARACHAY
BALKAR
PEOPLE
Chotchaev Dakhir Dzhansokhovich
Karachay
Cherkess State University named after U. Dzh. Aliev
tchotchaev
[email protected]
This article examines the role of the outstanding Karachay
Balkar educator, famous priest, public figure
Ismail Akbaev in cultural
evelopment of the people. Interest in the personality of this man is stipulated by his activity aimed at improving the cultur
al
level
of his countrymen. The aim of the work is to highlight I. Ya. Akbaev’s contribution to education of the Karachay peopl
e,
particular, to the formation and development of writing. The author also analyzes Ismail Akbaev’s publishing activity.
Key words and phrases:
Karachay
Balkar writing; Karachay alphabet; Karachay; Arabic script; Muslim literacy; Urusbievsky
school; mezerte; catechist; adzham; “Ana til”; publishing house; Latin script.

Приложенные файлы

  • pdf 7753663
    Размер файла: 458 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий