Crimean Federal University, Research Centre for the History and Archaeology of Crimea, Vernadsky ave., 4, 295050, Simferopol, Republic of Crimea, Russia prohorov1dayandex.ru.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УН
ИВЕРСИТЕТА

201
7

История

Выпуск
1

(
36
)


_______________


Прохоров Д. А.
, 201
7

136

УДК

930

doi: 10.17072/2219
-
3111
-
2017
-
1
-
136
-
145

К ИСТОРИИ КОНТАКТОВ
КАРАИМОВ КРЫМА И КАР
АИМСКИХ
ОБЩИН ЗАПАДНЫХ ГУБЕР
НИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕР
ИИ

В КОНЦЕ
XVIII



50
-
Х ГОДАХ
XIX

ВЕКА (ПО ДОКУМЕНТАМ

Г
О
СУДАРСТВЕННОГО АРХИВ
А РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)
1

Д.

А. Прохоров

Крымский

федеральный университет им. В.И. Вернадск
ого
,
295050, Республика Крым, Симферополь,
пр.

Вернадского, 4


prohorov
1
da
@
yandex
.
ru

Проанализированы документы, отражающие историю контактов караим
ов

Крыма и Сев
е-
ро
-
Западного края Российской империи в конце XVIII


50
-
х гг. XIX в.
Предметом исследов
а-
ния стали материалы по конструированию караимами своей этнической и конфессиональной
идентичности в рамках российского правового поля, ныне хранящиеся в фондах Государстве
н-
ного архива Республики Крым (г.

Симферополь). Э
ти док
ументы датируются 1773

1856 гг.

и
представлены черновиками, копиями и проектами записок, прошений и ходатайств, в больши
н-
стве своем ранее не попадавшими в поле зрения исследователей. Это наряду с необх
о
димостью
изучения малоизвестных страниц прошлого

одного из старожильческих народов Крыма об
у-
сл
о
вливает актуальность работы. Важно отметить, что если в конце
XVIII

в. контакты между
польскими и крымскими караимами были дистанционными и нерегулярными, то уже в начале
XIX в. из западных губерний Российской

империи в Крым переезжают члены караимских о
б-
щин Волыни. Миграция караимов из западных губерний на юг России была вызвана постепе
н-
ным угасанием общин Польши и Литвы и экономическими перспективами Крыма после его
присоединения к России. В результате исслед
ования выяснено, что караимские интеллектуалы
из западных губерний империи оказали существенное влияние на развитие просвещения среди
их крымских единоверцев; в свою очередь, опыт взаимодействия крымских караимов с разли
ч-
ными ветвями власти Российской импе
рии был востребован их трокскими и галичскими един
о-
верцами.

Ключевые слова
:

караимы, Крым, Северо
-
Западный край, Российская империя, законод
а-
тельство
.

Т
ермин ©караимª обозначает как этнос, так и приверженца караимской веры. К
араимы


древнеевр. ©карайª


©читающиеª, ©бней Микраª, ©сыны Священного Писанияª)


возникшая в
Багдаде в начале
VIII

в. религиозная секта, доктрина которой основана на отрицании раввинист
и-
ческо
-
талмудической традиции; заключается она в почитании Ветхого Завета как единственного и
пря
мого источника религиозной истины. Первоначально проявление этого учения отражало пр
о-
тест против божественности еврейских Талмудов и непогрешимости религиозных авторитетов, но
позже караимизм оформился в самостоятельную религиозную доктрину со своими догма
тами и
обрядовостью. Первые достоверные свидетельства о пребывании караимов на Крымском полуос
т-
рове датированы серединой XIII в.

Проблема контактов представителей караимской общины Крыма с караимами западных р
е-
гионов Российской империи в конце
XVIII



перв
ой четверти
XIX

в. получила отражение в ряде
публикаций [
Ахиезер
, 2009, 2015;
Бе
лый
, 2002;
Вихнович,
1997;
Гаммал
, 2010, 2012а, 2012
b
, 2015;
Кефели

2002;
Кизилов,
2005;
Kizilov
,
2002

2003, 2008, 2011;
Носоновский, Шабаровский
2004;
Sh
a
pira
,
2002, 2009]. В
задачи статьи входит реконструкция истории взаимодействия караимских
о
б
щин Крыма и Северо
-
Западного края Российской империи в конце
XVIII



50
-
х гг.
XIX

в., а та
к-
же анализ проблемы ©обратной связиª между российской имперской бюрократией и караимами.
И
с
тори
я этих контактов прослежена

в

документах, собранных в Государственном архиве Респу
б-
лики Крым (г.

Симферополь); часть их вводится в научный оборот впервые.

Традиционными местами проживания караимов до конца XVIII в. являлся Крым, а также
земли образованных
после трех разделов Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг. западных губе
р-
ний Российской империи. Часть караимов попала в этот регион еще в конце XIV

XV

вв. в процессе
К истории контактов




137

осуществления ими коммерческой деятельности (
Kizilov
, 2002

2003, р. 29

45; 2008, р. 30

4
0; 2011,
р. 31

48;
Ахиезер
, 2009, с. 282, 283). Существует также версия, согласно которой великий князь л
и-
товский Витовт после успешного похода в Крым в 1398 г. (по другим данным


в 1388 г.) увел с
собой небольшую орду татар и до 400 семей караимов (ГКУ Р
К ГАРК. Ф. 241. Оп. 1. Д. 1. Л. 77)
[
Кобецкайте
, 2008, с. 107;
Тирияки
, 2008, с. 133]. Большинство переселенцев осело в Троках; н
е-
сколько позже часть литовских караимов попала в Польшу и на Волынь (в Луцк и Галич), где
сформировались галичско
-
луцкая и трак
айская (трокская) группы караимского этноса.

8 июня 1795

г. в соответствии с рескриптом императрицы Екатерины
II

крымские караимы
были освобождены от двойного налогообложения, уплаты ©рекрутскихª денег и солдатского п
о-
стоя
, т.е.

от дискриминационного налог
а, установленного для российских евреев. Караимам было
разрешено и приобретение земли в собственность (ПСЗРИ, 1830
a
, с. 705, 706). В первой половине
XIX

в. караимы продолжают обращаться к властям с прошениями и ходатайствами, причем бол
ь-
шинство их было удо
влетворено (Сборник… 1890, с. 109

206) [
Прохоров
, 2015, с.

76

88].

До XIX в. контакты между польскими и крымскими караимами ограничивались лишь ко
р-
респонденцией и посылкой денег на благотворительные нужды, но уже в начале XIX в. из запа
д-
ных губерний Росси
йской империи в Крым переезжают члены караимских общин Волыни. Так, в
1803 г. первым караимом, переселившимся вместе с семьей в Евпаторию из общины Луцка, был
Йосеф
-
Шломо
©Яшарª (
Йа
-
Ша
-
Р
)
Луцкий (1768

1844), фактически ставший одним из главных
идеологов ра
спространения среди крымских единоверцев просветительских идей Гаскалы (Евре
й-
ского Просвещения). Вскоре он смог занять пост газзана евпаторийской караимской общины и з
а-
нимал эту должность с 1825

г. вплоть до своей смерти в 1844 г. Его пример вдохновил мног
их к
а-
раимских интеллектуалов, решивших отправиться на жительство

в

Крым: в 1823

1825

гг. сюда
прибыли
Авраам бен Шмуэль Фиркович, Мордехай Султанский и Давид бен Мордехай Кокизов

[
Га
м
мал
, 2012, с.

267

270]. Как полагает М.И.

Гаммал, миграция караимов из за
падных губерний
на юг России была обусловлена постепенным угасанием общин Польши и Литвы и, напротив, бу
р-
ным экономическим ростом и перспективами, открывавшимися перед переселенцами в Крыму
[
Гаммал
, 2012, с. 270].

Наряду с крымскими караимами, светским гла
вой которых являлся евпаторийский купец
Симха бен Шломо Бабович (1790

1855), в процесс гражданского законотворчества были вовлечены
и караимы северо
-
западных губерний Российской империи, общее число которых на территориях
Польши и Литвы в 1790 г. достигало

4

300 чел. (ГКУ РК ГАРК. Ф. 241. Оп. 1. Д.

1. Л. 77). Ходата
й-
ства о разделении на уровне гражданского законодательства караимов и евреев
-
раввинистов в 1774
г. были поданы галичскими караимами, а в 1790

г.


луцкими [
Kizilov
, 2008, р. 33, 61

65]. Основ
ы-
вая
сь на ранее данных им польскими королями привилегиях, трокские караимы выступали перед
российскими властями с прошениями о предоставлении им права исключительного проживания в
Троках, т
ак
к
ак

в 1804

г. евреи
-
раввинисты, которым было велено в соответствии с

©Положением о
евреяхª 1804 г. переселиться, тем не менее, остались в городе (Сборник…, 1890, с. 120, 121). В се
н-
тябре 1829 г. караимы Трок, Вильно и Поневежа вновь ходатайствовали перед властями, основыв
а-
ясь на ©праве, выданном им прежними польскими корол
ямиª. В документе шла речь о разрешении
караимам проживать в Троках (ПСЗРИ, 1829
c
, с. 638, 639). 6 сентября 1829 г. Правительствующий
сенат подтвердил льготы и права трокских караимов; что касалось проживания в городе евреев
-
раввинистов, то это дело было п
ередано на рассмотрение 1
-
го департамента Сената (Сборник…,
1890, с. 113

115).

В деле №

1 фонда 241 Таврического и Одесского караимского духовного правления ГАРК
собраны материалы, отражающие историю взаимодействия крымских караимов
и

караим
ов

Вил
ь-
но, Луц
ка, Трок и Поневежа. В большинстве своем эти материалы датируются 1773

1856 гг. и
представлены они черновиками, копиями и проектами записок, прошений и ходатайств.

26 августа 1827 г. был подписан указ императора Николая
I

о рекрутской повинности, где у
с-
тан
авливались нормы военного призыва для евреев (ПСЗРИ, 1830b, с. 727). Действие указа перв
о-
начально распространялось и на представителей караимских общин. Реакция караимов и е
в
реев
-
раввинистов на этот законодательный акт была прогнозируемо негативной: по сло
вам Й.
-
Ш. Лу
ц-
кого, ©дни радости обратились в печаль и стоныª. Попытка решить вопрос на уровне губер
н
ских
властей результата не дала: ©...И никто из них, ни даже губернатор не могли найти никакого реш
е-
ния. Они говорили, что это царский указ и они опасаются
за свою судьбу, так как они должны его
Д. А. Прохоров


138

выполнить, и его приказ <…> обязателен к исполнению и трудно сделать хоть что
-
то против этогоª
[
Гаммал
, 2015, с. 148, 149]. В связи с этим С.

Бабович вместе с
Й.
-
Ш.

Луцким отправились в Оде
с-
су, где, заручившись поддер
жкой и рекомендательными письмами новороссийского генерал
-
губернатора М.С.

Воронцова, продолжили свой путь в Санкт
-
Петербург. Делегации удалось д
о-
биться отмены действия указа в отношении караимов


©как малого племени, остающегося на лице
землиª. Подробнос
ти поездки в столицу империи были описаны Й.
-
Ш. Луцким в книге ©Иггерет
Тешуат Исраельª (©Послание о спасении Израиляª)
[
Miller
, 1993, р. 20, 21]
. Крымская делегация
координировала свои действия посредством обмена письмами с караимами Луцка, где указ о ре
к-
рутской повинности был объявлен 5 сентября 1827 г. [
Гаммал
, 2015, с.

150, 160].

По представлению М.С. Воронцова и по заключению Еврейского комитета ©о Евреях Кара
и-
мах в Таврической Губернии находящихсяª Николай I повелел ©набор рекрут из Евреев Караимов
в
Таврической губернии приостановить, ибо там не берут рекрут и из татарª, о чем таврическому
гражданскому губернатору Д.В. Нарышкину сообщалось в отношении Управления Новоросси
й-
ского генерал
-
губернатора и наместника Бессарабской области от 15 декабря 1827 г
.: ©правительс
т-
во всегда оказывало Караимам преимущество перед Евреями Раббинами, что Караимы, соверше
н-
но прекратив всякое сношение в Евреями Раббинистами, до сих пор различаются от них не только в
правилах веры <…> но еще и более гражданским поведением, к
ак народ трудолюбивый, занима
ю-
щийся хлебопашеством, садоводством и скотоводством, честный, незамеченный ни в каких важных
преступлениях, и всегда исправный в платеже податейª (ГКУ РК ГАРК. Ф.

241. Оп. 1. Д.

1. Л. 32)
[
Ачкинази
, 2000, с. 88]. 27 ноября 1827

г. в предписании управляющего Министерством внутренних
дел В.С. Ланского на имя Д.В. Нарышкина было дано распоряжение об освобождении караимов от
рекрутского набора [
Белый
, 1996, с 111;
Ачкинази
, 2000, с.

88]. В ©Отношенииª министра внутре
н-
них дел графа Д
.Н. Блудова от 18 апреля 1833 г. было указано, что за освобождение от призыва в
армию караимам предоставляется право выплачивать денежную компенсацию


по 2

000 руб. с
е-
ребром за каждого рекрута, а местные власти, со своей стороны, обещали не производить ре
кру
т-
ский набор из караимов [
Гаммал
, 2015, с.

148, 149;
Ачкинази
, 2000, с.

87, 88].

В черновике письма от 16 декабря 1829 г., адресованного министру духовных дел и народн
о-
го просвещения А.Н.

Голицыну неустановленным лицом (предположительно,
л
итовским генера
л
-
губернатором А.М.

Римским
-
Корсаковым), сообщалось о рекрутском наборе караимов и евреев
-
раввинистов: ©Получа отношение Вашего Высокопревосходительства, о доставлении по Высоча
й-
шему Его Императорского Величества повелению, отзыва моего касательно набора р
екрут из Евр
е-
ев Караимов, жительствующих в Виленской и Волынской губерниях, я, к исполнению такового
Высочайшего соизволения, сделал предварительно распоряжение, о собрании сведений от начал
ь-
ников всех состоящих под моим надзором губерний, не произведен ли

уже набор рекрутов в числе
Евреев и из Караимов, ибо в доставленных мне гражданскими губернаторами ведомостях о числе
рекрут, поставляемых по нынешнему набору, не пояснено, взыскиваются ли с караимов рекруты
натурой или деньгамиª (ГКУ РК ГАРК. Ф. 241. Оп.

1. Д. 1. Л. 24).

Тем временем в Луцке события развивались довольно драматично: в ©Повелении волынск
о-
му вице
-
губернатору барону Врангелюª наместника Царства Польского великого князя Конста
н-
тина Павловича и главнокомандующего Литовским отдельным корпусом со
общалось, что члены
местного еврейского кагала ©напали на караимскую улицу, взяли двух мальчиков для отдачи в ре
к-
руты и, разъезжая по городу, напали на одного караима, возвращавшегося из загорода... схватили и
причинили Ему побои, взяли под арест, равно дл
я отдачи в рекруты, что луцкий поверенный стря
п-
чий в этом случае покровительствовал Евреям и представил караимов предписанию раббинистов,
требовав сперва, дабы они подписали составленный сими последними приговор о рекрутахª [
Га
м-
мал
, 2015, с. 161].


Караим
ы Луцка обратились с официальной жалобой на евреев
-
раввинистов, вследствие чего
последовало распоряжение великого князя Константина Павловича. В документе, в частности, г
о-
ворилось: ©По Высочайшему Его Императорского Величества соизволению и по дошедшим к Г
о-
сударю Цесаревичу жалобам от жительствующих в Литве и Волынской губернии Евреев Караимов
на соединение их на поставку рекрут с Евреями Рабинистами или Талмудистами и на претерпева
е-
мые Караимами от последних преследования Его Высочество входил в сношение с

министром
внутренних дел об освобождении Евреев Караимов от поставки рекрут в натуре при последнем
рекрутском набореª. Далее сообщалось, что Комитет
м
инистров вынес постановление: ©Евреев
К истории контактов




139

Караимов в Литве и Волынской губернии жительствующих впредь до даль
нейшего о них обще с
Крымскими Караимами в отношении рекрутской повинности <…> освободить от натуральной п
о-
ставки рекрут в настоящий 92
-
й наборª (ГКУ РК ГАРК. Ф. 241. Оп. 1. Д. 1. Л. 35).

Караимы Луцка, опасаясь действия ©Положения о воинской повинностиª,
а также наблюдая
за успехами караимской делегации в Санкт
-
Петербурге, отправили в Варшаву для подачи великому
князю Константину Павловичу ходатайства об освобождении от рекрутской повинности одного из
гевиров (предводителей) местной общины


Авраама бен Мо
ше Магаса, чья поездка в 1828 г. тоже
завершилась успешно. Любопытно, что в беседе с великим князем А.

Магас, отвечая на его вопрос
об особенностях религии караимов ©и тому подобных вещах и о наших деяниях и о том, как мы
зарабатываем на жизньª, заметил, ч
то караимы в большинстве своем привыкли работать ©на земле
и питаться тем, что нам дает земля, а часть нас занимается ремесломª, подчеркивая тем самым, как
и крымские караимы, их ©полезностьª и принципиальное отличие от евреев
-
раввинистов [
Гаммал
,
2015, с.

163]. Впоследствии Авраам бен Моше Магас тоже перебрался в Крым, где стал гевиром
феодосийской караимской общины (его имя фигурирует в списке подписчиков из Феодосии на
книгу
©га
-
Мивгарª (©Отборª), напечатанную в 1835 г. в Евпатории с прибавлением коммент
ария
©Тират Кесефª (©Серебряная палатаª) Й.
-
Ш. Луцкого)
.

В ознаменование освобождения от рекрутской повинности ежегодно по субботам, во время
службы в кенасах, когда читалась глава 9 книги Исхода (Исх
.

30:11

34:35), следовало вынимать
свиток Торы и при это
м произносить молитву, специально сочиненную по этому поводу Й.
-
Ш.
Луцким. В Большой (Соборной) кенасе Евпатории, по сторонам бокового, восточного входа в д
е-
коративно оформленных нишах установили две мраморные плиты с двуглавыми орлами, украше
н-
ные изображе
ниями фруктов и цветов. Надписи на этих плитах, начинающиеся с заглавной ©Нª,
первой буквы имени императора, были выполнены на р
усском и древнееврейском языках

и соо
б-
щали об освобождении караимов от рекрутской повинности Николаем I
2

[
Прохоров
, 2013, с. 148
,
149;
Кизилов
, 2011, с. 258]. В 1833 г. был издан сборник благодарственных гимнов под названием
©Зивхе Тодаª [
Познанский
, б.г., стлб. 623, 624].

Но необходимость доказывать властям свое отличие от еврейского населения сохранилась и
после успешных миссий
караимских лидеров евпаторийской и луцкой общин. Например, в июле
1851 г. в ответ на требование городского магистрата г.

Луцка предоставить рекрутские списки к
а-
раимы сообщали, что действие закона о рекрутской повинности от 27 ноября 1827 г. на них не ра
с-
пр
остраняется, как ©на малое племя, остающееся на лице землиª, поэтому как от рекрутства, так и
от выплаты рекрутских денег и солдатского постоя ©караимы навсегда освобожденыª (ГКУ РК
ГАРК. Ф. 241. Оп. 1. Д. 1. Л. 173, 173 об.).

В 1834 г. в Крыму побывал фра
нцузский маршал О.Ф. де Мармон. 13 июня 1834 г. он осмо
т-
рел Чуфут
-
Кале, а затем прибыл в Евпаторию в сопровождении князя М.А.

Голицына, графа М.С.
Воронцова и графа И.О.

Витта. Там Мармон ©увидел депутацию, составленную из главнейших
Жидов
-
Караимов: они, в
ерхами, выехали на встречу ко мне с поздравлением, и приветствовали м
е-
ня чем
-
то в род гимна, сочиненного в честь моюª. Маршал остановился в доме у ©одного из гла
в-
ных жидов, которого имя Пабонч (Раbontsch)ª. Так Мармон неверно воспроизвел имя С.

Бабовича,
у

которого, как заметил француз, ©прелестное жилище, напоминающее восточный стиль

.
При
этом он заметил, что ©з
аботливости и внимания


к
нему


не было концаª [
Мармон
, 1840, с. 205,
206, 263]. Мармон сообщал, что караимы ©не веруют в Талмуд: они ближе других

Жидов к перв
о-
бытному закону и придерживаются Скрижалей Завета, переданных Моисеем. Они не вступают в
союзы и даже не едят с другими Жидами. Славясь своим богатством, они почитаются верными
своим обязательствамª. Однако ©ныне, под властию России, они были
бы везде безопасны: но К
а-
раимы привязаны к своим привычкам, и подвергаются страданиям и лишениям, к которым уже нет
никакого поводаª [
Ма
р
мон
, 1840, с. 206].

Во время посещения евпаторийской караимской кенасы, встречи с караимским духовенством
и лидерами м
естной общины (в их числе были С.

Бабович, Й.
-
Ш. Луцкий и его сын Авраам бен Й
о-
сеф ©Абен
-
Яшарª Луцкий, а также ©ряд уважаемых и почтенных представителей евпаторийского
обществаª) маршал задал несколько вопросов о происхождении караимов, о времени их появле
ния
в Крыму, о том, на каком языке они говорят, однако так и не смог получить на них внятные ответы.
©Удивительно, что вы совершенно ничего не знаете о своем прошлом. Не знаете даже того, что
происходило всего только 300 лет тому назадª,


сказал Мармон. В
идя конфуз сложившейся ситу
а-
Д. А. Прохоров


140

ции, присутствовавший на этой встрече газзан А. Фиркович заметил, что ©нетрудно представить
себе, какими невеждами мы показались этому гостюª, а С. Бабович, по словам А. Фирковича, ©п
о-
чувствовал себя точно школьникомª [
Фиркович
,

1911, с. 82, 83].

31 января 1839 г. таврический губернатор М.М. Муромцов в соответствии с просьбой Оде
с-
ского общества истории и древностей, члены которого заинтересовались происхождением кара
и-
мов, и последовавшим за этим распоряжением М.С. Воронцова (ГКУ
РК ГАРК. Ф. 241. Оп. 1.
Д.

1437. Л. 1) обратился к С. Бабовичу с несколькими вопросами, в том числе о древности прож
и-
вания караимов в Крыму (ГКУ РК ГАРК. Ф. 241. Оп. 1. Д. 1. Л. 73, 73 об.) [
Белый
, 1996, с.

114]. Так
была инициирована деятельность А. Фирко
вича по созданию обширной коллекции караимских,
еврейских и самаритянских рукописей, связанных с историей иудейских общин [
Вихнович
, 2012, с.
135, 136].

В марте 1837 г. было принято ©Положение об учреждении Таврического Караимского д
у-
ховного правленияª, ко
торому предоставлялось право регулировать религиозную деятельность
внутри караимских общин; впоследствии это учреждение было переименовано в ©Таврическое и
Одесское караимское духовное правлениеª (ТОКДП). А 13 ноября 1850 г. Государственный Совет,
рассмотр
ев представление министра внутренних дел, постановил причислить караимов западных
губерний Российской империи к ведомству ТОКДП (ПСЗРИ, 1851, с. 203, 204).

Этому событию предшествовала продолжительная переписка светских и духовных лидеров
караимов западных

губерний с вышестоящими инстанциями. В 1840 г. Комитет министров утве
р-
дил заключение министра финансов об освобождении трокских караимов от уплаты акцизного
сбора (в связи с упразднением Трокского уезда и лишением города статуса уездного) (ПСЗРИ,
1841, с.

289, 290). Среди документов фонда 241 сохранились копии постановлений Трокской горо
д-
ской ратуши об освобождении от уплаты податей и исполнения повинностей лиц, занимавших д
у-
ховные должности в трокской караимской общине. В постановлении от 11 мая 1845 г. г
оворилось,
что от уплаты указанных податей и из мещанского сословия, с последующим включением в списки
лиц духовного звания, были освобождены ©со времени вступления их в должностиª (т.е. после у
т-
верждения в ТОКДП 7 марта 1844 г. и последующего приведения к

присяге в мае того же года)
трокский старший газзан Марек (Мориэль) Егуда Леабар Каплановский (в должности до 1854

г.),
младший газзан Ананьяш бен Давид Абкович (в должности до 1876

г.) и шамаш Йосеф бен Шалт
и-
эль Харченко (ГКУ РК ГАРК. Ф. 241. Оп. 1. Д.

1
. Л. 128, 128 об., 129, 129 об., 131).

Содержательными являются копии прошений и ходатайств, отразивших процесс создания
органов духовного управления караимов в Северо
-
Западном крае России. Среди них имеется копия
письма газзанов М.

Каплановского и А.

Абко
вича, направленного 20 января 1847 г. министру вну
т-
ренних дел Л.А.

Перовскому. В документе говорилось о возможности перехода трокской караи
м-
ской общины под управление ТОКДП. Трокские газзаны ходатайствовали о присоединении мес
т-
ного караимского духовенства
к таврическому, объясняя это тем, что трокская община ©по объя
в-
лении о том нами оному оставалось в самом предмете в бездействииª. М. Каплановский и
А.

Абкович сообщали Л.А.

Перовскому, что караимы, проживающие в Луцком уезде Волынской
губернии и Поневежско
м уезде Ковенской губернии, находились вне юрисдикции ТОКДП, и п
о-
этому просили также об учреждении отдельного для них духовного правления. Далее в прошении
шла речь о сохранении за караимами западных губерний ряда установленных льгот, в том числ
е

налоговых

и по воинской повинности (ГКУ РК ГАРК. Ф. 241. Оп. 1. Д.

1. Л.

131

132 об.).

Вскоре
в
иленскому гражданскому губернатору М.Л. Бегичеву из МВД было по
р
учено раз
о-
браться в этом вопросе. 11 апреля 1847 г. трокский городничий сообщал в рапорте губернатору, что

©находящееся в городе Троках общество Караимов ныне считается не более 100 семейств, и они
составляют отдельное гражданское сословие, подчиненное особым постановлениям и пользующе
е-
ся особыми правами, не распространяющимися на общую массу Евреев Раввинисто
в или Талмуд
и-
стовª. Было замечено, что
караимы отличаются от евреев ©поведением, буквальным следованием
одним только священным книгам Ветхого Завета и безусловным отвержением всех толкований и
прибавлений, вошедших впоследствии в состав Талмуда, чтимого Евреями Раввинистами <…> К
а-
раимы имеют ос
обый образ при богослужении, особое исчисление месяцев, особые обряды на то
р-
жествовании праздников, употреблении пищи, исчисление степеней родства, препятствующих з
а-
ключению браков и т.п.ª (ГКУ РК ГАРК. Ф. 241. Оп. 1. Д.

1. Л. 133

136).


К истории контактов




141

В заключении мини
стра, направленном 27 июня 1847

г.
в
иленскому военному губернатору,
было вынесено следующее постановление: исходя из данных об общей численности караимов в
западных губерниях России


в Троках их насчитывалось 451 чел. (228 муж. и 223 жен.), в Пон
е-
вежском
уезде Ковенской губернии


50

60 семей, в Луцке Волынской губернии


до 80 семей
3



и
делая вывод о необходимости общинам в будущем содержать караимское духовенство и молитве
н-
ные здания, а также обратив внимание на довольно скромные финансовые возможности
этих о
б-
щин, представляется ©удобным подчинить Трокское Караимское общество по духовной части Та
в-
рическому Духовному правлениюª (ГКУ РК ГАРК. Ф.

241. Оп. 1. Д. 1. Л. 135 об., 136). 13 ноября
1850 г. было принято ©Высочайше утвержденное мнение Государственно
го Советаª, в котором
повелевалось ©всех Караимов, поселенных в Западных губерниях Империи, причислить к ведомс
т-
ву Таврического Караимского Духовного Правления, с распространением на них в полной силе
Высочайше утвержденного 3 марта 1837 года Положения о К
араимском духовенстве Таврической
губернииª (ПСЗРИ, 1851, с. 203, 204).

Тем не менее
2 мая 1863 г. орган конфессионального самоуправления караимов все же был
учрежден и в Троках, получив при этом название ©Трокского караимского духовного правленияª
(ТрКДП)
. ©Местопребывание одного гахама должно быть в Евпатории,


говорилось в
постановлении,


а другого в Троках (Виленской губернии)ª (Сборник…, 1890, с. 183).
П
од
юрисдикцией ТрКДП
были

караимские общины Луцк
а
, Поневеж
а
, Трок, Вильно, Псков
а
,
Смоленск
а

и Ост
ров
а

(Кукизов
а
). Трокский караимский гахам подчинялся Таврическому и
Одесскому караимскому гахаму. Финансовое обеспечение последнего возлагалось на караимские
общины Таврической и Херсонской губерний; духовн
ый
глав
а

трокских караимов мог
пользоваться казен
ными землями, выделенными специально для содержания ТрКДП (160 десятин).
Официально оба гахама находились в подчинении Департамента духовных дел иностранных
исповеданий МВД (ПСЗРИ, 1866, с.

303).

В

1849 г. Л.А.

Перовскому вновь поступило прошение от старше
го газзана Мореля
Каплановского, а также от Йосефа Кобецкого, Иоанна Шпаковского и Иеронима Каплановского
о

разреш
ении

указанным лицам

с учетом

их искренне
го

желани
я


вступить в статскую службуª
занимать государственные должности; кроме того, они просили ©
об удостоении их наградами за
оказанные заслуги и трудыª. Несколько ранее администрация Виленской губернии, в адрес которой
было направлено аналогичное ходатайство, в его удовлетворении отказала, мотивируя
свое реш
е-
ние

тем, что в соответствии с законодател
ьством караимы не могли претендовать на занятие
государственных должностей (ГКУ РК ГАРК. Ф. 241. Оп. 1. Д. 1. Л.

159, 159 об., 160, 160 об., 161

164 об., 166, 166 об.).

Отказом со стороны исполняющего должность
н
овороссийского и
б
ессарабского генерал
-
лейт
енанта П.И. Федорова, а затем и директора Новороссийского стола гражданской канцелярии
Кавказского наместника тайного советника С.В.

Сафонова закончилось ходатайство С. Бабовича о
присуждении ©главному караимскому учителюª А. Фирковичу звания почетного пот
омственного
гражданства. Аргументирован отказ был тем, что ©звание почетного потомственного гражданства
дается лицам, получившим в одном из русских университетов ученую степень доктора, или маг
и-
стра также купцам, состоящим сряду 10 лет в 1
-
й или 20 лет во
2
-
й гильдияхª (ГКУ РК ГАРК.
Ф.

241. Оп. 1. Д. 1. Л.

155).

А
8 апреля 1863 г.
был принят
закон, согласно которому ©караимы, находясь под
покровительством общих законов Российской Империи, пользуются всеми правами,
предоставленными русским поданным, смотря п
о состоянию
,

к которому кто из них принадлежитª
(ПСЗРИ, 1866, с. 303)
.

Этот документ закреплял за караимами все права и свободы,
предоставленные им ранее; с этого момента они официально получали право служить в армии,
учиться в университетах, занимать госу
дарственные посты и пр.

Источником распространения просвещения и носителями передовых идей среди караимов
Крыма были интеллектуалы, выходцы из караимских общин Волыни и Литвы. Все они переехали в
Крым в конце
XVIII



первой половине
XIX

в., и
именно им при
надлежит решающий вклад в ра
с-
пространение идей европейского образования среди караимов.

К
араимскими интеллектуалами б
ы-
ло написано несколько основополагающих трудов догматического и богословского характера.
М.

Султанский, Й.
-
Ш. Луцкий, Д.

Кокизов, А.

Фирков
ич в разное время занимали должности га
з-
занов в караимских общинах Таврической губернии. Немаловажным фактором являлось и то, что
Д. А. Прохоров


142

под влиянием западной караимской интеллектуальной элиты находилась верхушка крымской кар
а-
имской общины, а именно

гахам Симха Б
абович, который был инициатором приглашения караи
м-
ских ученых в Крым.

В свою очередь, положительный опыт взаимодействия крымских караимов и
властей в вопросах оформления гражданских прав в рамках российского законодательства был во
с-
требован их трокскими и
галичскими единоверцами.


Примечания

1

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект ©Проблемы интеграции Крыма в с
о-
став России, 1783

1825ª № 15
-
31
-
10112.

2

Русский текст мемориальной надписи на стеле в Большой кенсасе Евпатории был впервые
опубликован М.Б.
Кизиловым [
Кизилов
, 2011, с. 258].

3

В 1836 г. число караимов, проживавших в Таврической губернии (преимущественно на территории Кры
м-
ского полуострова), составляло 1437 (при подсчете учитывались только мужчины), в Херсонской губернии


223
, в Грузии и Закавказских областях


133, а в Виленской губернии


402 чел. (ГКУ РК ГАРК. Ф.

241. Оп. 1.
Д. 1. Л. 77).

С
писок

источников

Государственное казенное учреждение Республики Крым ©Государственный архив Республики Крымª
(ГКУ РК ГАРК). Ф. 241. Оп.
1. Д. 1, 3, 1437.

Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. 1. СПб., 1830. Т.

23, Отд.

I
; Собр. 2. 1830.
Т. 2; Т.

4, Отд. 2; Т. 15, Отд. 1; Т.

25, Отд. 2; 1866. Т.

38, Отд. 1.

Сборник старинных грамот и узаконений Российской империи касател
ьно русско
-
подданных к
а
раимов /
изд. З.А. Фирковича. СПб., 1890.

Библиографический список

Ахиезер Г.

Караимы Польско
-
Литовского государства до конца XVII в.
//
История еврейского нар
о-
да в России: от древности до раннего Нового времени /
п
од ред. А.

Кулика
. М., 2009. Т. 1. С. 292

320.

Ахиезер Г.

Завоевание Крыма Российской Империей глазами караимских хронистов. Иерус
а
лим; М.,
2015.

240 с.

Ачкинази И.В.

Крымчаки
:

Историко
-
этнографический очерк. Симферополь, 2000. 192
c
.

Белый О.Б.
Обзор архивных документов п
о истории караимской общины в первой п
о
ловине XIX
в. (по материалам фонда Таврического и Одесского караимского духо
в
ного правления в ГААРК)
// Крымский музей. Симферополь, 1996. С. 105

121.

Белый О.Б.

Некоторые документы о караимской общине Галича в фонде
Таврического и Оде
с
ского
караимского духовного правления в ГААРК // Караїми Галича: історія та культура: М
а
тер. міжнар.
конф. Львів; Галич, 2002. С.

125

130.

Вихнович В.Л.

Караим Авраам Фиркович: Еврейские рукописи. История. Путешествия. 2
-
е изд.
СПб., 201
2. 368
c
.

Гаммал М.И.

Календарные споры в караимских общинах Крыма в конце XVIII


начале XIX вв. //
Матер. XVII ежегодной междунар. конф. по иудаике. М., 2010. С. 352

365.

Гаммал М.И.

Интеллектуалы против прагматиков: польские караимы в Крыму // Евреи: др
угая и
с-
тория. М., 2012. С.

265

286.

Гаммал М.И.

Реформы традиционной обрядности караимов Российской империи в XIX


нач
а
ле XX
в. // ©Староеª и ©новоеª в славянской и еврейской культурной тр
а
диции / отв. ред. О.В. Белова. М.,
2012. С. 85

102.

Гаммал М.И.

Ка
раимы и империя: освобождение караимов от рекрутской повинности 1827 г. // И
з-
раиль древний и новый / под ред. А.Б. Ковельмана. М., 2015. Вып. 1. С. 144

165.

Кефели А.
О становлении глобальной караимской ученой мысли в регионах современных З
а
падной
Украины
и Литвы // Караїми Галича: історія та культура: Матер. міжнар. конф. Львів; Галич, 2002.

С. 65

75.

Кизилов М.

Крымская Иудея: Очерки истории евреев, хазар, караимов и крымчаков в Крыму с а
н-
тичных времен и до наших дней. Симферополь, 2011.

336
c
.

Кизилов М.
Б.

Становление этнического самосознания и исторических взглядов восточноевропе
й-
ских караимов в контексте общеевропейской истории конца XVII

XX вв. // Между мифом и реал
ь-
ностью: Проблемы еврейской идентичности и цивилизации в и
с
тории и современности. М., 20
05. С.
152

174.

К истории контактов




143

Кобецкайте Г.С.

Религия как составная часть национальной культуры и ее значение в жизни лито
в-
ских и польских караимов // Архив наследия. 2007: Науч. сб. М., 2008.
C
. 106

132.

[Мармон О.Ф.]

Путешествие маршала Мармона в Венецию, Трансильвани
ю, Южную Ро
с
сию, по Крыму
и берегам Азовского моря, в Константинополь некоторые части Малой Азии Сирию, Пал
е
стину и Египет

/
пер. с фр., изд. Ксенофонтом Полевым. М., 1840. Т. 1. 26, 266 с.

Носоновский М., Шабаровский В.

Караимская община XVI

XVIII вв. в Д
еражном на Волыни
//
Вестник Еврейского университета в Москве. М., 2004. № 9 (27). С. 29

50.

Познанский С.

Бабович Симха бен
-
Соломон // Еврейская энциклопедия. Свод знаний о евре
й
стве и
его культуре в прошлом и настоящем / под ред. А.Я.

Гаркави и Л.

Кацене
льсона. СПб., б.г. Т. 3.
стлб. 623

624.

Прохоров Д.А.

Статистика караимского населения Российской империи в конце XVIII


начале XX
вв. // Матер. по истории, археологии и этнографии Таврии / отв. ред. А.И. Айбабин, В.Н. Зинько.
Симферополь; Керчь, 2012.
Вы
п. 17.
С. 634

705.

Прохоров Д.А.

©Отдали себя в покровительство Вашего Величества добровольно и усердноª: К в
о-
просу о контактах крымских караимов с представителями династии Р
о
мановых в конце XVIII


60
-
х
гг.

XIX вв. // Матер. XX Междунар. ежегодной конф. п
о иудаике / под ред.
В.В.
Мочал
о
вой и др. М.,
2013. Т. 2. С. 140

168.

Прохоров Д.А.

Правовые основы организации конфессионального самоуправления к
а
раимов в конце
XVIII


первой половине XIX вв. // Учен. зап. Крымского федерал. ун
-
та им. В.И. Вернадского.
Ю
ридические науки. Симферополь, 2015. № 1. С. 76

88.

Тирияки В.З.

Крымские караимы: прошлое, настоящее будущее // Архив наследия. 2007. Науч. сб.
М., 2008. С. 133

160.

Фиркович А.

©Авнэ Зиккаронª: путевые заметки Авраама Фирковича // Караимская жизнь. М
., 1
911.
Кн
. 5

6, октябрь

ноябрь. С. 82

87.

Kizilov M.

The Arrival of the Karaites (Karaims) to Poland and Lithuania: A Survey of Sources and Critical
Analysis of Existing Theories // Archivum Eurasiae Medii Aevi. 2002

2003. Vol. 12.
Р
. 29

45.

Kizilov M.

The K
Slavs, 1772

1945 // Studia Judaeoslavica / ed. by Al. Kulik. Leiden; Bo
s
ton, 2008. Vol. I. 458
р
.

Kizilov M.
The Lithuanian plague of 1710 and the Karaites. A Poem of L
ament in the Karaim La
n
guage
from Tadeusz Kowalski‱s // Archival Collection Lithuanian Quarterly Journal Of Arts And Science / ed. V.
Kelertas. Summer 2011. Vol. 57, No. 2.
Р
. 31

48.

Miller P.

-
Century Russia. Cincinnati, 19
93.

252 p.

Shapira D.
Some New Data on the Karaites in Wolhynia and Galicia in the 18th Century //
Караїми

Гал
и-
ча
:
історія

та

культура
:
Матер
.
міжнар
.
конф
.
Львів
;
Галич
, 2002.

С. 11

23.

Shapira D.

Turkism, Polish Sarmatism and Jewish szlachta: Some Refl
ections on a Cultural Context of
the Polish
-
Lithuanian Karaites // Karadeniz Araştırmaları
.

Sayı: 20, Kış 2009. S. 29

43.


Дата

поступления

рукописи

в

редакцию

21
.0
3
.201
6

HISTORY OF CONTACT
S

UNIT
IES


OF CRIMEA AND WESTER
N PROVINCES OF T
HE RUSSIAN

EMPIRE IN THE LATE 1
8
TH



MIDDLE OF THE 19
TH

CENTURIES

(A
C
CORDING TO THE DOCUM
ENTS
OF
THE STATE ARCHIVE

OF THE REPU
B
LIC OF CRIMEA)

D.

A. Prokhorov

Crimean Federal University, Research Centre for the History and Archaeology of Crimea, Vernadsk
y
ave.,

4,
295050,

Simferopol, Republic of Crimea,
Russia


[email protected]

The
paper

analy
z
es
the
documents relating to the history of contacts between
the
representatives of the Crimean
Karaite community
and

the Karaites of the Northwestern province
s of the Russian Empire at the end of
the
18
th

and
the

first half of
the
19
th

centuries.

The documents

are

accumulated in the funds of the State Archive of the
Republic
of Crimea (Simferopol)

and reflect different aspects of the history of
constructing the

Karaite

ethnic and religious
identity in the framework of Russian legal field. It was found that the Karaite intellectuals from the Western provin
c-
es of the Empire had a significant impact on the development of education among the Cr
i
mean co
-
religionists.

The
Д. А. Прохоров


144

source of the spread of advanced education ideas among
the
Crimean Karaites were intelle
c
tuals who came from the
Karaite communities of Volyn and Lithuania. They moved to Crimea at the end of
the
18
th

century and the

first half
of
the
19
th

century. Th
e Western Karaite

intellectual elite

influenced the

tip of the Crimean Karaite community,
namely,
Haham

Simha Babovich, who initiated the invitation
of the
Karaite scholars
to
Crimea.
Their
contribution to
the spread of ideas of European education among th
e Karaites
was
decisive. In turn, a positive experience of cooper
a-
tion of
the
Crimean Karaites with Russian authorities
was adopted by

their
fellow believers

in
Galitch and Troky
(Trakai).

Key words:

Karaites, Crimea, Northwest
ern

region
, the Russian Empir
e, lawmaking
.

References

Achkinazi, I.V. (2000),
Krymchaki. Istoriko
-
h
nographic
essay], DAR, Simferopol‱, Ukraine
,

192 p.

Ahiezer, G. (2009), ‮Karaites of the Polish
-
Lithuanian state until the end of th
e 18
th

century , in
Istorija
evrej
s
kogo naroda v Rossii: ot drevnosti do rannego Novogo vremeni
,
vol. 1: Ot Drevnosti do rannego Novogo
vr
e
meni
[The history of the Jewish people in Russia: from antiquity to early modern times, vol. 1: From antiquity
to ear
ly modern times,], Gesharim, Ierusalim, Israel; Mosty kul‱tury, Moscow, Russia. pp. 292

320.

Ahiezer, G. (2015),
Zavoevanie Kryma Rossiyskoy Imperiey glazami karaimskih hronistov

[The co
n
quest of the
Crimea by the Russian Empire through the eyes of the Kar
aite chronists], Gesharim, Ier
u
salim, Israel; Mosty
kul‱tury, Moscow, Russia, 240 p.

Belyy, O.B. (1996), Review of archival documents on the history of the Karaite community in the first half of
the XIX century [Based on the materials of the Tauride and Od
essa Karaite spiritual gover
n
ment in GAARK],
Krymskiy muzey
, Simferopol‱, Ukraine, pp. 105

121.

Belyy, O.B. (2002), ‮Some documents on the Karaite community of Galich in the fund of the Taurida and Ode
s-
sa Karaite spiritual government in GAARK , in

Karaimi

Galicha: іstorіja ta kul'tura. Materіali mіzhnarodnoy
konferencіi
[Galic Karaites: History and Culture: papers of international co
n
ference], L‱vіv

Galich, Ukraine,
pp.

125

130.

Firkovich

A
. (1911), ‮Avne Zikkaron : travel notes of Abraham Firkovich ,
Kara
imskaya

zhizn

,
Moscow
,

Ru
s-
sia
,
Vol
. 5

6,
pp
. 82

87.

Gammal, M.I. (2010), ‮Calendar disputes in the Karaite communities of Crimea in the late 18
th



early 19
th

ce
n-
turies , in
Materialy XVII ezhegodnoy mezhdunarodnoyj konferencii po iudaike
[Materials of th
e XVIIth Annual
International Conference on Jewish Studies], S
e
fer, Moscow, Russia, pp.

352

365.

Gammal, M.I. (2012), ‮Reforms of the traditional ritual of the Karaites of the Russian Empire in the 19
th



early
20
th

century , in Belov,

O.V. (ed.),
Staroe
ª i ©novoeª v slavyanskoy i evreyskoy kul‱turnoy tradicii
["Old" and
"new" in the Slavic and Jewish cultural tradition], Moscow, Russia, pp. 85

102.

Gammal, M.I. (2012), Intellectuals against pragmatists: Polish Karaites in the Crimea, in
Evrei: dr
u
gaya is
toriya
[Jews: another story], ROSSPEN, Moscow, Russia, pp. 265

286.

Gammal, M.I. (2015), ‮Karaites and empire: the liberation of Karaites from the recrui
t
ment service of 1827 , in
Kovel‱man,

A.B. (ed.),
Izrail‱ drevniy i novyy

[Israel, old and new], Indrik
, Moscow, Ru
s
sia,Vol. 1,

pp. 144

165.

Kefeli, A. (2002), ‮On the formation of global Karaite scientific thought in the regions of modern Western
Ukraine and Lithuania , in

Karaimi Galicha: іstorіja ta kul'tura. Materіali mіzhnarodnoy konferencіi
[Galic
Ka
raites: History and Culture: papers of international conference], L‱vіv

Galich, Ukraine, pp. 65

75.

Kizilov, M. (2002

2003), ‮The Arrival of the Karaites (Karaims) to Poland and Lithu
a
nia: A Survey of Sources
and Critical Analysis of Existing Theories ,
Ar
chivum Eurasiae Medii Aevi
, Vol. 12, pp. 29

45.

Kizilov, M. (2008), ‮The Karaites of Galicia: an Ethnoreligious Minority among the Ashken
a
zim, the Turks, and
the Slavs, 1772

1945 ,
Studia Judaeoslavica
, Le
i
den
-
Boston: Brill, Vol. I, 458 p.

Kizilov, M. (201
1), ‮The Lithuanian plague of 1710 and the Karaites. A Poem of Lament in the Karaim La
n-
guage from Tadeusz Kowalski‱s ,
Archival Collection Lithuanian Quarterly Jou
r
nal Of Arts And Science
; Edit.
Kelertas V, Vol. 57, No. 2, Summer, pp. 31

48.

Kizilov, M. (
2011),
Krymskaya Iudeya: Ocherki istorii evreev, hazar, karaimov i krymchakov v Krymu s
antic
h
nyh vremen i do nashih dney

[Crimean Judea: Essays on the history of Jews, Khazars, Karaites and
Crimeans in the Crimea from ancient times to our days], Dolya pub
l., Simferopol‱, Ukraine,

336 p.

Kizilov, M.B. (2005), ‮Formation of ethnic identity and historical views of Eastern Eur
o
pean Karaites in the
context of the European history of the late 17
th



20
th

centuries , in
Mezhdu mifom i real‱nost'yu: Problemy
evrey
skoy identichnosti i civilizacii v istorii i sovremennosti

identity and civilization in history and modernity], Natalis, Moscow, Russia, pp. 152

174.

Kobeckayte,

G.S.

(2008), ‮Religion as an integral part of th
e national culture and its i
m
portance in the lives of
Lithuanian and Polish Karaites , in
Arhiv naslediya 2007,

RIKiPN, Moscow, Ru
s
sia, pp. 106

132.

К истории контактов




145

Marmon, O.F. (1840),
Puteshestvie marshala Marmona v Veneciyu, Transil‱vaniyu, Juzhnuyu Rossiju, po Krymu
i beregam Azovskogo morya, v Konstantinopol‱ nekotorye chasti Maloy Azii Siriyu, Palestinu i Egipet

[The jou
r-
ney of Marshal Marmont to Venice, Transylvania, Southern Russia, the Crimea and the shores of the Azov Sea,
to Constantinople, some parts of Asia M
inor, Syria, Palestine and Egypt], Moscow, Russia, Vol. 1. 26, 266 p.

-
Century Russia, Hebrew Union Co
l
lege Press,

Cincinnati,

252 p.

Nosonovskiy, M. and Shabarovskiy, V. (2004), ‮Karaite community of the

16
th



18
th

centuries in Deraz
h
noye in
Volhynia ,
, Moscow, Russia, Vol. 9 (27), pp. 29

50.

1830. Vol. 23, P.
I; Coll. 2. 1830. Vol. 2; Vol. 4, P. II; Vol. 15, P. I; Vol. 25, P. II; 1866. Vol. 38, ‮Tipografiya II
Otdeleniya Sobstvennoy E.I.V. Kancelyarii , Saint Peter
s
burg, Russia.

Poznanskiy, S. (w.d.), ‮Babovich Simha ben
-
Solomon , in Garkavi, A.Ja. and Kacenel‱
son

L. (eds.),
Evreyskaya
enciklopediya. Svod znaniy o evreystve i ego kul'ture v proshlom i nastoyashhem
[The Jewish Encyclopedia. The
body of knowledge about Jewry and its culture in the past and present],

Obshhestvo dlya nauchnyh evreyskih
izdaniy i izd
-
va Brokgauz
-

624.

Prohorov, D.A. (2012), ‮Statistics of the Karaite population of the Russian Empire in the late 18
th



early 20
th

centuries , in Aybabin A. and Zin'ko

V.

(eds.),
Materialy po istorii, arheol
[Materials on
the history, archeology and ethnography of Tavria], Vol. XVII, Simferopol‱
-
Kerch‱, Ukraine, pp. 634

705.

Prohorov, D.A. (2013), ‮They gave themselves to the patronage of Your Majesty voluntarily and ass
i
duously :
On t
he issue of contacts of Crimean Karaites with representatives of the Romanov dynasty at the end of the 18
th



60‱s of the 19
th

centuries , in
Materialy XX Mezhdunarodnoy ezhegodnoyj konfere
n
cii po iudaike
[Materials of
the XX International Annual Conferenc
e on Judaica], Vol. II., Center Sefer, Mo
s
cow, Russia, pp. 140

168.

Prohorov, D.A. (2015), ‮The legal foundations of the organization of confessional self
-
government of the
K
a
raites at the end of the 18
th



the first half of the 19
th

centuries , in
Uchen
ye zapiski Krymskogo Federal‱nogo
.
Yuridicheskie nauki
[Academic notes of the Crimean Federal University. J
u-
risprudence], Simferopol‱, Russia, Vol. 1, pp. 76

88.

Sbornik starinnyh gramot i uzakoneniy Rossiyskoy imperii kas
atel‱no russko
-
poddannyh karaimov

(1890) [A
-
subject Karaites], A.
Firk
o

Shapira, D.

(2002), ‮Some New Data on the Karaites in Wolhynia

and Galicia in the 18th Century , in
Караїми

Галича
:
історія

та

культура
,
Матеріали

міжнародної

конференції

[Galic Karaites: History and Culture,
International Conference Papers], Lviv
-
Galich, Ukraine,

pp
. 11

23.

Shapira, D. (2009), ‮Turkism, Polish Sarma
tism and ‰Jewish szlachta‱: Some Reflections on a Cultural Context
of the Polish
-
Lithuanian Karaites ,
Karadeniz Araştırmaları
, Sayı: 20, Kış., pp. 29

43.

Tiriyaki,

V
.
Z
.
(
2008
), ‮Crimean Karaites: the past, the present, and the future , in
Arhiv

naslediyja
,
2007
[Heri
t
age archive, 2007],

RIKiPN
,
Moscow
,
Russia
,
pp
. 133

160.

Vihnovich, V.L. (2012),
Karaim Avraam Firkovich: Evreyskie rukopisi. Istoriya. Puteshestviya

[Karaim
Avr
a
ham Firkovich: Jewish manuscripts. History. Travels], Akademiya issledovaniya kul
‱tury, St. P
e
tersburg,

Russia, 368 p.


Приложенные файлы

  • pdf 7715722
    Размер файла: 536 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий