Упражнения или композиции Лигнитцера, описаные в учебнике Петера ван Данцига (Peter von Danzig)1452 г. Версия Кейта Майерса Версия Кристиана Генри Тоблера. Композиция № 1 Удар сверху вниз (Oberhau)

Упражнения или композиции Лигнитцера, описаные в учебнике Петера ван Данцига (Peter von Danzig)1452 г.
Версия Кейта Майерса
Версия Кристиана Генри Тоблера.

Композиция № 1 Удар сверху вниз (Oberhau):
Первый прием с баклером для удара сверху вниз. Когда вы ведёте свой удар сверху вниз к противнику, держите навершие меча за плоскостью баклера - у большого пальца левой руки. Затем колите с внешней стороны в лицо, после чего, вращением вокруг меча противника, переведите свой меч в верхнее положение и нанесите удар.
Первый прием Лигнитцера иллюстрирует важный принцип, который так же является важной особенностью манускрипта I.33. Он советует нам "держать навершие меча с внутренней стороны баклера у большого пальца". Начиная удар, ваши руки с баклером и мечом должны следовать вместе, так чтобы баклер обеспечивал защиту кистей и предплечий.
Неправильное исполнение делает вас уязвимым к контрудару в предплечье во время атаки. И хотя Лигнитцер упоминает это только единожды, данного принципа необходимо придерживаться при выполнении любой из описанных далее композиций.
Другая важная особенность этой техники, хоть и не отмеченная в тексте Лигнитцера - это использование баклера для заманивания руки противника в ловушку, во время нанесения им удара. В манускрипте I.33 эта особенность известна как удар щитом (Schiltslac). Вышеуказанный прием известен также по изданиям Талхоффера 1459 и 1467 годов и по изданиям Паулюса Кала 1462/1482, так что, по аналогии можно предположить, что изначально эта часть приемов принадлежала Лигнитцеру.
Первый прием с баклером
Рингек пишет: Из положения удара сверху: Когда вы наносите удар сверху вниз, поместите навершие вашего меча позади плоскости баклера у большого пальца левой руки. И колите снизу вверх в лицо противника, делая вращение против его меча, и позволяя своему мечу перепрыгнуть через него. Это работает для обеих сторон.
Кристиан пишет: В этой последовательности оппонента принуждают защитить его левую сторону путем множественных и разнообразных атак этой стороны, завершаемых неожиданной атакой правой стороны.
Одной из ключевых опасностей в бою с относительно коротким одноручным мечом являются контратаки в вооружнную кисть или запястье. При нанесении удара сверху баклер прикрывает вооруженную руку, так что вы можете атаковать в относительной безопасности. Если ваш противник входит в соединение с вашим мечом - колите. Если противник смещает укол, вращайте меч, поднимая эфес. Это должно дать преимущество в рычаге. Если и это действие будет смещено, перебросьте меч по дуге и атакуйте ударом с другой стороны.
В технике длинного меча существуют несколько аналогичных базовых приемов: укол из соединения ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и/или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), вращение вокруг меча ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), "рывок" из-под смещающего действия (Zucken). Этот прием, похоже, является смешением отдельных элементов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (удар гнева), применительно к мечу и баклеру.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рис. 22.1. Кристиан стоит в левосторонней позиции [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], одной из 4-х базовых стоек с длинным мечом. Бэн стоит в подобной стойке.
Рис. 22.2. Кристиан делает шаг вперед правой ногой, чтобы нанести удар сверху. Его баклер прикрывает вооруженную руку. Бэн входит в соединение с мечом Кристиана, смещая удар. Обратите внимание, что Бэн смещает удар мечом, в то время как баклер защищает его руку.
Рис. 22.3. Кристиан давит в соединении, чтобы уколоть в лицо Бэна.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рис. 22.4. Бэн смещает укол Кристиана движением меча и баклера влево.
Рис. 22.5. Кристиан вращает меч и баклер высоко влево в позицию [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Это увеличивает его рычаг в соединении и создает возможность для укола.
Рис. 22.6. Бэн смещает укол Кристиана сверху, вынужденно смещая меч и баклер еще больше влево.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рис. 22.7. Теперь, когда Бэн явно защищает левую сторону, Кристиан перебрасывает меч из соединения, чтобы нанести удар Бэну в голову справа. Он делает это с шагом вперед левой ногой.


Упражнения или композиции Лигнитцера, описаные в учебнике Петера ван Данцига (Peter von Danzig)1452 г.
Версия Кейта Майерса
Версия Кристиана Генри Тоблера.

Композиция № 2 Удар снизу вверх (Unterhau):
Нанеся удар снизу вверх противник переходит в Ober Zweihau. Переместите меч влево относительно вашего щита, приходя таким образом в позицию [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Затем вращайте меч вправо, где у оппонента открытая зона, и бейте ему в лицо. Если он защищается, поднимая щит вверх, атакуйте в левую ногу. Этот прием работает с обеих сторон.
Второй прием также показывает важный принцип. Лигнитцер рассказывает нам, что для того, чтобы встретить верхний удар, "переместите меч влево, относительно вашего щита". Он дает этому приему название Zweien Schilten т.е. "сдвоенный щит". Отмечая, что этот прием работает с обеих сторон (возможно, имелось в виду, что прием может использоваться и с левой и с правой стороны). Главный принцип сдвоенного щита - это соединение баклера с мечом при выполнении типичных приемов "вращения", которые изучаются с длинным мечом. Баклер - один щит, меч - второй следовательно получается "сдвоенный щит", где один дополняет другого. Результат по существу таков: это вариант стойки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], применяемой в фехтовании длинным мечом, для меча и баклера. Она может выполнятся, как и стойка бык, с обеих сторон. Неясно, что значит Oben Zwhaut. Здесь этот термин интерпретируется как разновидность двойного удара сверху, в том смысле, что противник разъединил меч и баклер для того чтобы блокировать восходящий удар снизу и одновременно атаковать ударом сверху вниз.
Второй прием с баклером.
Рингек пишет: Из положения удара снизу (рис. 22.8&22.9). Когда противник наносит удар сверху со стороны своего правого плеча, выполните [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] влево против него к вашей левой стороне у вашего баклера так, чтобы оказаться в позиции сдвоенного щита (рис. 22.10). Затем выполните вращение вправо, угрожая лицу противника (рис. 22.11). Если оппонент защищается, поднимая щит (рис. 22.12), атакуйте левую ногу (рис. 22.13). Это работает с обеих сторон.
Кристиан пишет: Этот прием использует соединения и финты, показывая преимущество боя "двумя" (двумя видами оружия).
Начинается все с удара снизу. Когда противник выполняет смещение, вращайте и меч, и баклер вместе ("сдвоенный щит") для получения контроля. Затем разделите меч и баклер. Баклер остается на месте, удерживая оружие оппонента вверху, пока меч вращается вправо, угрожая лицу. Если противник отклоняет укол, удивите его сменой цели и атакой в левую ногу.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рис. 22.8. Оба стоят в стойке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]с левой ногой впереди.
Рис. 22.9. "Черпающим" движением, направляющим меч снизу вверх, Кристиан наносит удар. Бэн отбивает, подставляя баклер.
Рис. 22.10. Кристиан вращает и меч, и баклер влево. Держа меч и баклер вместе, он создает "сдвоенный щит", что позволяет ему относительно безопасно сдвинуть меч Бэна в сторону.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рис. 22.11. Кристиан вращает меч вправо, оставляя баклер в положении, где он может продолжать прижимать меч Бэна. Так Кристиан получает возможность уколоть Бэну в лицо.
Рис. 22.12. Бэн защищается от укола баклером.
Рис. 22.13. Кристиан шагает назад правой ногой, отводя меч от баклера Бэна и создавая тем самым возможность для атаки левой ноги Бэна.

 
Упражнения или композиции Лигнитцера, описаные в учебнике Петера ван Данцига (Peter von Danzig)1452 г.
Версия Кейта Майерса
Версия Кристиана Генри Тоблера.

Композиция № 3: Изменяющийся удар (Wechselhau):
Для баклера [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: ударьте влево по мечу противника рядом и немного выше баклера, и рубите затем в голову слева, используйте открытое вращение и колите в лицо. Он поднимет меч и щит, чтобы защитится, тогда бейте длинным лезвием в правую ногу. Подходит для обеих сторон.
Термин Wechselhau, или изменяющийся удар, так же немного неясен. Очевидным кажется, что это просто удар, меняющий направление на пол-пути для поражения другой цели. Возможно, именно это Лигнитцер имеет в виду, когда говорит "ударьте влево по мечу противника рядом и немного выше баклера, и рубите затем в голову слева". Проблема состоит в том, что подобное действие отступает от его же принципов в остальных приемах. В каждом из других примеров он называет начальный удар, но не затрудняется их описывать. Но все-таки, с большой вероятностью, изменяющийся удар - это любой удар, который начинается с движения к одной цели, а затем в процессе исполнения изменяется траектория движения клинка для поражения другой. Возможно, поэтому Лигнитцеру было необходимо точно описать, какой из изменяющихся ударов он имел в виду. В итоге мы решили считать только первую часть этого приема настоящим изменяющимся ударом. Следующая часть очень похожа на ту, что описана в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Другая точка зрения заключается в том, что в немецком фехтовании длинным мечом изменяющимся ударом может называться действие, когда парированная/отклоненная атака внезапно меняется на удар против другой цели.
Третий прием с баклером.
Рингек пишет: Для баклера. Из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: [рис. 22. 14 и 22. 15] бейте слева от баклера поверх него по мечу противника, [рис. 22.16] и затем наносите удар слева в голову, [рис. 22.17] вращая к открытой зоне и коля ему в лицо. [рис. 22.18] Если оппонент защищается мечом и баклером, [рис. 22.19] бейте в правую ногу длинным лезвием. [рис. 22.20] Это также работает с двух сторон
Кристиан пишет: Третий набор движений обучает Wechselhau или изменяющемуся удару - обманному удару, в течении которого изменяется траектория движения клинка при нанесении удара, для поражения другой цели. Направление атаки меняется с высокой линии на низкую. Меч в конечном счете поражает впередистоящую ногу. В случае неудачи, меч оставляет баклер и сбивает в сторону клинок противника. Далее следует удар в голову проворотом меча через полный круг. Если оппонент пресекает эту атаку, неожиданно меняйте цель и снова атакуйте ногу.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рис. 22.14. Кристиан стоит в стойке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Бэн - в правосторонней стойке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Рис. 22.15. Кристиан делает шаг вперед правой ногой и наносит изменяющийся удар. Он показывает Бэну, что собирается атаковать верхнюю зону, а сам меняет цель и бьет в нижнюю. Обратите внимание, что Бэн уже поднял свое оружие для защиты головы, в то время как Кристиан коротко ударил вниз по ноге, закончив движение в низкой позиции, похожей на стойку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Рис. 22.16. Разделив меч и баклер, Кристиан бьет по мечу Бэна, сбивая его в сторону.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рис. 22.17. С шагом вперед левой ногой, Кристиан атакует голову Бэна справа, защищая свою собственную баклером. Бэн смещает удар мечом и баклером ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Рис. 22.18. Сохраняя контакт с мечом Бэна, Кристиан вращает эфес вверх, чтобы найти раскрытие и нанести туда укол сверху.
Рис. 22.19. Бэн подал вес вперед, чтобы увести меч Кристиана вверх и сместить укол.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
 

Рис. 22.20. Кристиан продолжает держать баклер впереди, защищаясь, одновременно делая шаг назад левой ногой и освобождая меч для удара по правой ноге Бэна.




Упражнения или композиции Лигнитцера, описаные в учебнике Петера ван Данцига (Peter von Danzig)1452 г.
Версия Кейта Майерса
Версия Кристиана Генри Тоблера.

Композиция № 5: Погружающийся удар (Sturzhau)
Из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (погружающийся удар) делайте вид, что наносите удар в левый бок поверх его щита, премещайте острие вниз и сквозь, чтобы уколоть изнутри его щита, одновременно выполняя левое вращение. Он защитится от этого, тогда бейте в правую ногу длинным лезвием.
Принцип, преподаный здесь - это бой в Vor (во время "[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]") и принуждение противника сражатся во времени Nach ("[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]"). Четыре удара выполняются в быстрой последовательности, которая не дает противнику времени отреагировать или контратаковать. Он вынужден играть "вдогонку" и пытатся защититься от каждого удара в отдельности. Поэтому момент, когда один из них достигнет цели - вопрос времени.
Нам еще раз назвали неясный поием, и на этот раз Лигнитцер не дает расшифровку. Базовый термин - "погружение". Если мы предположим, что это относится к острию, то следовательно, это удар сверху вниз ложным лезвием с кончиком меча, "погружающимся" через и за баклер или вооруженную руку противника. Это мнение подтверждается иилюстрацией из Талхоффера к длинному мечу (лист 2).
Если термин "погружение" относится к мечу вцелом, тогда этот прием можно найти и в MS I.33. В этом случае Sturzhau может быть нисходящим ударом длинным лезвием, который "погружается" между баклером и мечом, отделяя их друг от друга и создавая раскрытие (вероятно, с отрубанием одного из больших пальцев в процессе). Однако манускрипт I.33 не в традиции Лихтенауэра, поэтомы мы выбираем первое прочтение Sturzhau.
Пятый прием с баклером.
Рингек пишет: Из позиции [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: [рис. 22. 28 и 22. 29] притворитесь,будто бы вы собираетесь колоть противнику в левую сторону поверх его щита, выполните движение клинком вниз и просуньте острие меча, чтобы уколоть в корпус с внутренней стороны его щита. [рис. 22. 30] И вращайте - немедленно ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) - к вашей левой стороне. [рис. 22. 31] Если он защищается, [рис. 22. 32] бейте по правой ноге длинным лезвием [рис. 22. 33]
Кристиан пишет: Навесной удар - этот удар сверху вниз, наносится коротким лезвием, мало чем отличаетсяот Schielhau или "сквинтера". Он называется "навесным ударом", потому что клинок поворачивается так, чтобы ввести в бой короткое лезвие в процессе нанесения удара. Это позволяет мечу "нырнуть" за защиту оппонента.
Вы обманываете противника, заставляя его думать, что собираетесь нанести укол в лицо. Вместо этого вы погружаете острие меча между его баклером и корпусом. Оказавшись клинком позади его защиты, выполните вращательное движение мечом влево, чтобы выполнить укол. Обратите внимание на то, что все эти атакующие действия направлены в верхнюю зону.
Если оппонент отражает последний укол, переключитесь на нижнюю зону, атаковав правую ногу.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рис. 22.28. Кристиан стоит в стойке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Бэн - в стойке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Рис. 22.29: Кристиан делает шаг вперед правой ногой, чтобы нанести Бену навесной удар. Навесной удар выполняется с поворотом меча в средней фазе таким образом, чтобы он прошел над защитой противника и ударил коротким лезвием вниз. Даже если клинок Кристиана не достигнет цели, острие меча окажется в позиции для укола..
Рис. 22.30: Вместо укола в лицо Бена, Кристиан колет вниз между баклером и корпусом партнера. Меч Кристиана оказывается позади защиты Бена.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рис. 22.31: Проникнув за защиту Бена, Кристиан немедленно выполняет вращение меча и баклера влево, выполняя укол в лицо.
Рис. 22.32. Бен выполняет силовое движение мечом и баклером вверх, чтобы сбить меч Кристиана.
Рис. 22.33: Кристиан делает шаг назад правой ногой, чтобы освободить меч и нанести удар по правой ноге Бена. Его баклер остается на месте.

 
Упражнения или композиции Лигнитцера, описаные в учебнике Петера ван Данцига (Peter von Danzig)1452 г.
Версия Кейта Майерса
Версия Кристиана Генри Тоблера.

Композиция № 6: Полумеч (Halbschwert):
Возьмите в левую руку клинок и баклер, и выполните вращение вокруг клинка противника в положении полумеча (Halbschwert). Он поднимет или нанесет укол сверху в лицо или снизу под ногу. Тогда освободите правую руку, сместите атаку щитом и мечом, выполните захват правой рукой баклера противника пониже слева от вас и выверните вверх вправо. Так вы завладеете щитом.
Последняя композиция Лигнитцера иллюстрирует разницу между техникой полумеча с мечом и баклером и техникой полумеча с длинным мечом. Идея второго заключается в том, чтобы угрожать противнику острием меча, почти так, как если бы это было копье, или чтобы давить и ловить его лезвием и поражать навершием.
Если вы возьметесь за лезвие типичным для длинного меча обратным хватом (большой палец обращен к рукояти), то обнаружите, что при выполнении угрожающего движения с подъемом кончика меча, ваш баклер будет повернут к вам больше, чем к вашему противнику. Кисть руки будет открыта, баклер станет бесполезен для защиты. Однако, если вы схватываете клинок прямым хватом (большой палец обращен к острию), то в момент направления острия клинка на противника, ваш баклер будет обеспечивать превосходную защиту.
Этот специфический прием проиллюстрирован в учебнике Паулюса Кала с вариацией, показанной в одном из издании Йорга Вилльхальма (Jоеrg Wilhalm) 1540 года. Версия Кала демонстрирует захват с "большим пальцем, обращенным к острию". Она также показывает заключительный шаг использования баклера противника как оружия после того, как тот отобран.
Шестой прием с баклером.
Рингек пишет: Возьмите в левую руку клинок и баклер [Рис. 22. 34], и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] против него как с полумечом. Если он бьет или колет высоко вам в лицо, или низко в ногу, [Рис. 22. 35], разожмите правую руку и отразите атаку мечом и баклером [Рис. 22. 36]. Схватите его щит правой рукой справа-снизу [Рис. 22. 37], и поверните его по часовой стрелке. Так вы овладеете щитом противника [Рис. 22. 38]
Кристиан пишет: Эта очаровательная композиция комбинирует приемы полумеча и работу с баклером. Левая рука держит и баклер, и меч (за середину клинка). Отразив атаку оппонента мечом и баклером, разожмите правую руку, освобождая ее для захвата баклера и вырывания его из руки противника.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рис. 22.34. Кристиан в стойке с левой ногой впереди, меч и баклер соединены, так что его левая рука держит и баклер, и меч (за середину клинка). Бен - в стойке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Рис. 22.35. Бен наносит удар сверху, который Кристиан отражает баклером, шагая вперед правой ногой.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рис. 22.36. Кристиан отпускает рукоять меча правой рукой, но сохраняет контакт с мечом Бена левой рукой, в которой держит баклер и меч за лезвие.
Рис. 22.37. Кристиан хватается за край баклера Бена слева-снизу.
Рис. 22.38. Сильным вращением по часовой стрелке Кристиан вырывает баклер из руки Бена.



Заголовок 315

Приложенные файлы

  • doc 7552758
    Размер файла: 518 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий