О том же напоминает и папа Бенедикт XVI в энциклике Deus caritas est, ссылаясь на «Руководство для епископов» (Cf.

Deus Сaritas Еst

о.Александр Петшик,
директор «Каритас России»

Введение

а) с планом или без плана?
б) спонтанность и энтузиазм?
в) следствия созревания

Анализ современной ситуации
Экклезиологические предпосылки служения милосердию
Изменения в иерархических структурах Российской Католической Церкви
Социальные изменения в российском обществе за последние годы

Многообразие в стиле работы и организации
Крупнейшие отделения Каритас
Правовое положение организации
Финансовые проблемы

Характеристика наших сотрудников
Компетентность сотрудников
Цельность личности
Христос – центр нашей жизни

Примеры для подражания
Доктор Ф.Й.Гааз
Епископ Антоний Малецкий
о.Х. Каниа

Сотрудничество – это знамение будущего
Сотрудничество в семье Каритас
Сотрудничество с государственными структурами
Контакты с Православной Церковью

Заключение

а) Главное – человек
б) Христос – средоточие нашей жизни и деятельности
в) Приходская Каритас




Введение

Активно участвуя в благотворительной деятельности в рамках структур Каритас, я хотел бы представить свое видение роли этой организации в современных условиях. Вместе с тем, я не претендую ни на пророческое предвидение будущего, ни на особенную новизну приводимых ниже тезисов.

Исходной точкой рассуждений я хотел бы избрать следующие моменты:
Во-первых, предсмертные слова кардинала Стефана Вышинского. Когда его, находящегося на смертном одре, спросили, что бы он желал передать своим преемникам в служении, кардинал ответил: наступят иные времена, и придут иные люди; и им придется решать реальные проблемы по-иному, чем это делали мы.
Во-вторых, Великий Юбилей. По окончании праздничных мероприятий папа Иоанн Павел II не подводил итог достижениям, не выдвигал новой программы на грядущие годы.
В-третьих, позиция папы Бенедикта XVI, который не пытался формулировать программы своего понтификата ни в проповеди во время инаугурацийной Мессы, ни в своей первой энциклике.

Таким образом, возникает вопрос:
с планом или без плана?
Любое организационное звено в структуре Каритас имеет свой
собственный стратегический план деятельности. Этот план более или менее отвечает реальным обстоятельствам. Сказанное относится к Каритас как на международном и европейском, так и на российском уровнях. Стратегические планы действия есть и у епархиальных Каритас в России. Упорядоченность работы свидетельствует о качестве организации, ее единстве и сознании собственной идентичности. Однако, однажды намеченные направления работы могут со временем меняться. Так, например, Каритас Интернационалис, как и Каритас Европы, приняли новые стратегические планы. Гибкость в планировании является гарантией развития, эффективности и полезности самой организации.

спонтанность и энтузиазм?
История Каритас в России насчитывает всего лишь 15 лет. У ее истоков
деятельность энтузиастов, которая не всегда была организована. В то время еще не ставился вопрос о теологических предпосылках, которые на самом деле играют существенную роль в деятельности организации. Тогда мы действовали, исходя из требований момента. Те же требования момента определяли пастырскую мотивацию и необходимый характер некоторых мер. Важной чертой того времени был энтузиазм. Мы стремились везде поспеть, удовлетворить всем социальным требованиям. Вспомним только голодные зимы, войны в Чечне, работу с бездомными и беспризорными детьми Мы оказывали конкретную помощь и очень радовались этому; нас благодарили и простые люди, и власти Все это еще больше распаляло наш энтузиазм.

следствия созревания
Но вслед за годами становления пришло время стабилизации, время
формирования структур, определения нашего формального статуса. Наша организация росла в количественном отношении – открывались новые отделения, увеличивался штат сотрудников. Вместе с тем, необходимо было позаботиться и о качественном росте: выработке более высоких стандартов оказания помощи, повышении квалификации сотрудников, умении трудиться совместно и т.д. и т.п. Ныне в каждой епархии есть своя Каритас, включающая ряд подразделений и структурных звеньев. Для того, чтобы выйти на сегодняшний уровень, от нас потребовалось немало усилий, трудолюбия, последовательности, такта, готовности к сотрудничеству, а главное – живой любви и надежды. В то же время, мы не были слишком озабочены поисками собственной идентичности, хотя опыт многочисленных встреч однозначно свидетельствовал в пользу важности подобного самоопределения. Нам следует выяснить, кто же мы такие, и по каким мотивам помогаем ближним?

I. Анализ современной ситуации

Глядя на Каритас нашего времени, мы можем лишь возблагодарить Бога за все Его благодеяния. С Его помощью организация Каритас сумела сделать немало. Она неплохо смотрится и на фоне других благотворительных организаций, действующих в России. О ней пишет местная пресса, ей посвящают телевизионные программы. О ее деятельности рассказывают брошюры, фильмы, записанные на CD и DVD. Все это свидетельствует о нашем институциональном созревании, об обретении нами своего лица на всех уровнях, начиная от приходского и кончая всероссийским. Мы твердо занимаем свою нишу среди других организаций, несущих социальную помощь.

Экклезиологические предпосылки
служения милосердию

Последние годы понтификата Иоанна Павла II были отмечены рядом достижений в доктринальной сфере. Так был издан Компендиум Социального Учения Церкви. Его содержание было положено в основу наших теологических размышлений. Презентация Компендиума стала ярчайшим событием в жизни нашей поместной Церкви, нашего отделения Каритас. Это событие не потеряет своего значения и в ближайшие годы: мы всегда будем вспоминать о нем, приступая к решению тех или иных социальных вопросов. Между тем, Священное Учительство Церкви не прекращает своей деятельности, и вот уже папа Бенедикт XVI дарит нам энциклику «Deus Сaritas Еst». Ей посвящена и наша нынешняя встреча. В документах Священного Учительства прослеживается несомненная преемственность, однако методики отчасти разнятся. У Иоанна Павла II доминировал философский подход к проблемам, а подход Бенедикта XVI можно охарактеризовать как теологический, пастырский и проповеднический. Папа говорит об очень важных вещах простым языком: любя Бога, мы любим людей. Первое место, безусловно, принадлежит Богу. Об этом говорит французская пословица: «Dieu est le premier servi». Но без любви к людям любовь к Богу является пустой формой, лишенной содержания. Энциклика Папы – это «magna carta» для Каритас, которая сохранит свое значение на долгие годы – и для нас, и для будущих поколений. Нам прямо сказано, что, мы, как христиане, мобилизованы на служение бедным. У Церкви есть три задачи: прославление Бога, свидетельство миру о Христе, служение нуждающимся. Эти три задачи должны найти свое отражение и в жизни каждого конкретного христианина. Что же касается Каритас, то для нее самым существенным является как раз третий элемент. Нам доверено важнейшее служение в Церкви. Мы – церковная организация, которой предназначено осваивать определенный участок «теологического поля». Нам нужно держаться своей миссии и, вместе с епископом, помогать нашим верующим в нее включиться.
Попутно хочу заметить следующее: Каноническое Право считает тягчайшим грехом проступки против единства общения (communio, koinonia). Не следует ли отсюда, что уклонение от диаконии (служения) в пользу ближнего есть грех? Так в числе вопросов, помогающих подготовиться к исповеди (а, по крайней мере, ежегодная исповедь – это условие католической идентичности), есть и такой: помогал ли ты нуждающимся?


Изменения в иерархических структурах
Российской Католической Церкви

Оказывают ли изменения в иерархических структурах Церкви какое-либо влияние на работу Каритас? Иногда эти изменения остаются почти незамеченными. Иногда, напротив, их последствия весьма значительны. За прошедший период произошла смена епископа в Иркутске, а теперь она грядет в Москве. Роль епископа в епархии огромна – без епископа нельзя говорить о Церкви. Отметим, что в Понтификале (книге, содержащей чин епископской хиротонии) предусмотрен такой вопрос к поставляемому на служение епископу: Будешь ли ты милосерден к беднякам, нуждающимся в помощи? О том же говорит и Каноническое Право в 394 каноне. (См. также: Pontificale Romanum, De ordine episcopi, n 43; Parias (1996), n 40, p.34). О том же напоминает и папа Бенедикт XVI в энциклике Deus caritas est, ссылаясь на «Руководство для епископов» (Cf. Congragaction pour les eveques, Directoire pour le minster pastorale des Eveques Apostolorum Succesores (22 fevrier 2004) n.196; Cite du Vatican (2004), pp.218-219) ( Dce31, c et 32).
От епископа лично и от его ближайших сотрудников прямо зависят приоритеты практической деятельности. Покидающий свой пост архиепископ Тадеуш Кондрусевич немало написал о благотворительности: см., например, книгу «Весна возрождения», Милосердие, стр. 360-386; кроме того, было много упоминаний на эту тему в его проповедях, в статьях в «Свете Евангелия». Мы надеемся, что предстоящие персональные изменения в Архиепархии Божьей Матери станут дополнительным стимулом для развития служения милосердия. Мы также хотим выразить благодарность нашим епископам, оказывавшим личную поддержку Каритас (их визиты в DCV, Secours Catholique, участие в конференциях Каритас России, на ассамблеях в Петербурге, Сочи, Новосибирске, Листвянке, Владимире и т.д.). Мы надеемся, что позитивный опыт сотрудничества станет примером для подражания в будущем. Притом я рискну высказать следующее предложение: а не стоило бы задавать тот же вопрос, что и епископам, новопоставленным пресвитерам? Ведь именно священники представляют епископа во вверенном им приходе.




Социальные изменения в российском обществе
за последние годы

Политические, экономические, социальные изменения в современном российском обществе проходят очень быстрыми темпами. Их дальнейший ход не может предсказать, пожалуй, никто. Несомненно, средний уровень жизни за последние годы значительно возрос. В материальном плане жить стало легче. Вполне естественно, что и наша деятельность при этом меняла свою направленность. Вместе с тем, некоторые программы и проекты по-прежнему остаются актуальными. Они, прежде всего, касаются работы с социально неблагополучными слоями. Речь идет о больных, заключенных, беспризорниках, наркоманах и больных СПИДом, стариках, а также о защите жизни. Эти проблемы отнюдь не становятся менее острыми. Демографический кризис приобретает катастрофические масштабы. Масса проблем связана с защитой материнства; мы наблюдаем настоящий кризис «отцовства». Мы видим, что общество неуклонно стареет. Ряд новых проблем порождает миграция населения из ближнего зарубежья. Прогрессирующий распад семьи оказывает резко негативное влияние на психику молодежи. Нельзя сбрасывать со счетов и проблему стресса, вызванного условиями городской жизни (в России 73% населения ныне проживает в городах). Наряду с появлением элитарного школьного образования повсеместным стал феномен безграмотности. Много недостатков имеет система здравоохранения и охраны окружающей среды. Отсюда – острота экологической проблемы. К сожалению, мы еще не имеем достаточного опыта, чтобы начать решать такую острую, на сегодняшний день, проблему какой является проституция. Короче говоря, злободневных проблем не стало меньше, и каждый из нас может приложить силы к их разрешению. В настоящее время под эгидой Каритас осуществляется более 500 благотворительных проектов!


II. Многообразие в стиле работы и организации

По мере развития структур Католической Церкви в России развивалась и организация Каритас. В ее работе мы встречаемся с немалым разнообразием применяемых стилей и методов. Каритас непосредственно связана с Церковью через посредство своего руководителя, которым непременно является духовное лицо. Отделения Каритас организовывались при приходах, церковных движениях, монашеских конгрегациях и т.д. Подобный процесс отчасти продолжается и сегодня. Так 4 октября 2007 г. было освящено Отделение им. св. Франциска в г. Уссурийске, организованное францисканцами. Изменения в управлении, а часто и персональные изменения в руководстве приводили к изменениям в самой организации. Ее активность или «угасание» ее активности зависели от личных качеств руководителя, от его умения раздобыть финансовые средства, от степени энтузиазма сотрудников и т.д.

2.1 Крупнейшие отделения Каритас

К числу крупнейших в России можно отнести Санкт-Петербургское, Омское, Калининградское отделения Каритас. Эти организации располагают богатым опытом и отличаются стабильностью. Напротив, некогда мощные отделения Каритас во Владивостоке, Иркутске, Москве вступили в полосу кризиса. В результате первое закрылось вовсе, второе находится в состоянии агонии, а третье явно лихорадит. Кроме того, есть отдельные проекты и программы, многие из которых ныне развиваются весьма успешно. Среди них: программа «Защиты Жизни», Патронажная служба, Детский Дом св. Николая в Новосибирске, Дом Престарелых в Петербурге, Социальная Школа Каритас, помощь репрессированным в Магадане и др. Именно эти проекты определяют специфику Каритас в России, придают ему «индивидуальное выражение лица». Некоторые программы были приняты ввиду злободневных обстоятельств: помощь детям Беслана, совместный с чешским Каритас проект в Чечне. Эффективны программы, предусматривающие быструю реакцию на неожиданно возникшие обстоятельства: помощь в разного рода катаклизмах, при наводнениях, зимних холодах и т.д.
Кроме крупнейших отделений Каритас, у нас есть и менее крупные, но исполняющие очень полезную работу. К ним можно отнести отделения в Барнауле, Красноярске и некоторые другие. Деятельность Каритас на территории России многообразна, в этом-то и состоит ее богатство и сила. Возникает и будет дальше возникать искушение униформизмом, с ним будут связаны попытки перестроить работу Каритас по единому образцу. Однако нечто подобное следует делать с величайшей осторожностью. Нам необходимо принимать разнообразие, помогать друг другу, поддерживать разные формы работы.

2.2 Правовое положение организации

Правовое положение организации, безусловно, имеет очень большое значение. Появление не-государственного сектора в постсоветской России заставило ее правительство юридически урегулировать положение общественных организаций. В свою очередь, изменяющееся законодательство вынудило Каритас отправиться на поиски своего юридического лица. Дополнительную проблему создавало наличие целого ряда независимых организаций в разных субъектах Российской Федерации. В конце концов, за образец был принят устав Московской Каритас для Европейской части России, и устав Новосибирской Каритас для ее Азиатской части. После того, как в Иркутске была образована Апостольская администратура, местная Каритас прошла регистрацию в качестве общественной, а не религиозной благотворительной организации (как, скажем, в Саратове). Тем не менее, большинство местных отделений Каритас имеет статус религиозных организаций, подобный юридическому статусу прихода. Ситуация вновь поменялась после того, как администратуры были преобразованы в епархии (2002 г.). Появилось предложение перенять опыт Православной Церкви и образовать при епископской курии «отдел благотворительности», без специальной регистрации в качестве юридического лица. Однако епископы постановили сохранить основанный ими в 1991 г. Каритас. Ныне, после того, как долгий процесс регистрации епархий наконец-то подошел к концу, пришло время перерегистрации епархиальных Каритас. В настоящее время лишь одна из них – в Москве – имеет новый устав. Остальным Каритас (в том числе, в Петербурге, Калининграде) еще предстоит проделать тот же путь. В Иркутске епархиальное отделение закрыто, и пока возобновление его работы не планируется. Мы полагаем, что не следует умножать «юридических сущностей», лучше помочь наладить реальную работу. Важно не «закладывать новых благотворительных фондов», а создавать реально действующие благотворительные фонды. Вспомним, сколько хлопот в свое время причинил нам фонд доктора Гааза в Москве. Ныне сложилось убеждение, согласно которому приходы, на основании их устава, имеют гарантированное законом право заниматься благотворительностью. Пастыри должны прививать верным желание посвятить себя делам милосердия. Тем самым значительная часть правовых проблем исчезнет сама собой; упростится и финансовая отчетность, которая будет вестись через приходскую бухгалтерию.

2.3 Финансовые проблемы

Эти проблемы с неизбежностью возникают перед каждой некоммерческой организацией, не располагающей постоянным финансированием. В итоге, наша работа с проектами превращается в ежедневную «головоломку» для каждого из руководителей. Помощь со стороны EФС покрывает не более 40% расходов. Нам же требуется от 60 до 90%.
Отчисление 5% на административные расходы – это в нынешних условиях практически ничто. Я полагаю, что на административные расходы должно отчисляться не менее 10% от суммы проекта. Следование четким правилам в распоряжении полученными средствами – это позитивная сторона Каритас. Целевое использование средств свидетельствует о хорошо наложенной работе наших организаций. Тем не менее, нам недостает аудиторских проверок. Я полагаю, что любая организация с бюджетом более 50 тыс. Евро нуждается как во внутреннем, так и во внешнем аудите. И на эти цели необходимо выделять деньги!
В заключение, отмечу, что нынешнее законодательство исключает получение финансовой помощи от местных предпринимателей и налогоплательщиков. Делаемые пожертвования совершенно ничтожны, иногда они приходят в форме оплаты коммунальных услуг и т.п.
III. Характеристика наших сотрудников

Прекрасно организованные структуры, четкое пастырско-богословское видение, урегулированность правового положения, значительные финансовые возможности – все это окажется бесполезным, если в нашем распоряжении не будет преданных работе с бедными людей. В идеале эта мотивация должна быть связана с верой, с умением взирать на другого человека глазами Христа. Это в свою очередь предполагает воспитание работников Каритас. О необходимости такого воспитания нам говорит последняя папская энциклика. О том же говорят и внутренние документы Каритас. В деле воспитания важнейшая роль принадлежит личности воспитуемого. Большое значение имеет и продуманная программа, и наличие опытного наставника, и создание хороших условий получения образования. И все-таки в центре остается человек – человек, приобретающий знания, вслушивающийся в голос совести, преисполненный любви к Богу и людям, прежде всего к нуждающимся. Особое внимание следует уделять методике воспитания людей зрелого возраста. На сегодняшний день именно эти люди составляют контингент наших добровольных сотрудников. Они же составляют большинство участников семинаров, проводимых в нашей Социальной Школе. Мне уже приходилось кое-что писать относительно характера этих людей. Здесь я бы хотел сослаться на Солженицына, посвятившего много статей этой проблеме. Так или иначе, мы обязаны уделять как можно больше внимания конкретному человеку и, притом, уважать реалии российской культуры. Это касается и епископов, и священников, и монашествующих, и руководителей Каритас.
3.1 Компетентность сотрудников

Никто не подумает обратиться к врачу, признанному некомпетентным. Принятая на работу «с улицы» медсестра по праву вызывает ужас у пациентов. К врачу обращаются не потому, что он – прекрасный человек, а потому, что он – специалист. Сказанное справедливо и в отношении к Каритас. Вот почему Каритас необходима школа. Работа школы на постоянной основе – это необходимое условие постоянно длящегося воспитания. У нас работают такие школы, и в этом следует видеть заслугу директора Социальной школы и директоров епархиальных школ. Об уровне образования в них свидетельствует, в частности, то обстоятельство, что наших выпускников охотно принимают на работу другие организации. Наша образовательная деятельность – это одна из форм нашего служения обществу.
Мы обучаем наших работников владению техническими средствами, прививаем им навыки обращения с оргтехникой. Тем не менее, в межчеловеческих отношениях никто и ничто не заменит человека. Но такого человека прежде необходимо воспитать – воспитать как человека, как христианина, если он верующий. Необходимо принять его с его культурой, со всеми ее сильными и слабыми сторонами.

3.2 Цельность личности

Цельность и внутренняя гармония личности – это тот идеал, стремиться к которому необходимо всю жизнь. Это и есть цель духовного воспитания (формации). Одни только психологические методики, не затрагивающие духовную сторону, в конечном итоге окажутся бесполезными. Популярные ныне курсы психологии не имеют ничего общего с верой, а потому от них не следует ждать каких-то выдающихся результатов. Психологические тесты помогают распознать симптомы, психические отклонения. Они указывают на необходимость реабилитации, которую мы не всегда можем обеспечить нашим пациентам. В конечном же счете, сердце человека может успокоиться лишь в Боге (св. Августин). Важно заботиться о человеке, воспитывать его совесть, учить его любить Бога и ближнего. Это не легко и не просто, учитывая, что мы живем в секуляризованном обществе, в условиях глобализации. Уважая наших неверующих сотрудников и сотрудников, принадлежащих к другим конфессиям, нам необходимо заняться евангелизацией ищущих Бога и катехизацией верующих католиков. Речь тут идет не о прозелитизме, а о приглашении, о желании поделиться самым ценным, что у нас есть – верой.
3.3 Христос – центр нашей жизни

С христианской точки зрения, ровные отношения между сотрудниками, достигаемые ценой забвения Христа – это абсолютный нонсенс. Дело здесь не в нетерпимости, а в уважении к нашим высшим ценностям. Наши ценности – это Христос, Евангелие, Церковь и ее пастыри. Мы – не филантропическая, а религиозная организация, а потому в ее центре должен находиться Христос, посылающий нас к людям. Мы и идем к ним, чтобы передать Его учение, Его образ жизни, чтобы творить те добрые дела, к которым Он нас призывал. Отсюда вытекает абсолютная необходимость катехизации: ее следует проводить с каждым, кто приходит к нам работать. Следует пытаться со всем смирением, простотой и любовью привести его ко Христу. Что же более ценного, чем Христос, мы можем предложить людям? Человека вообще нельзя понять вне Христа. Эту истину подробно обосновал еще Иоанн Павел II. Каждый священник обязан чувствовать себя ответственным за духовное воспитание своих сотрудников. Мы располагаем программой духовного воспитания, разработанной о. Мариано, и она будет постепенно воплощаться в жизнь.

IV. Примеры для подражания

Католиков в России всегда было мало, но среди них встречались по-настоящему святые люди. Некоторые из них отличились как раз на ниве благотворительного служения. К сожалению, далеко не всем известны истории времен Второй мировой войны, лагерного быта, иллюстрирующие поразительную силу человеческой солидарности. Таких примеров – тысячи. Мы можем лишь вспомнить в этой связи жизнь Станислава Шлиминьского, узника лагеря в Ухте.
4.1 Доктор Ф.Й. Гааз
Среди католиков позапрошлого века особенно отличился в служении беднякам доктор Гааз (1760-1853 гг.). Немец по национальности, он с 1803 г. работал в России, сначала в качестве тюремного врача, а потом – обычным врачом в Москве. Притом он безвозмездно лечил бедняков, самоотверженно трудился во время эпидемии холеры. Спеши делать добро – таким был его жизненный девиз. Люди называли его святым доктором и Божьим человеком. Когда он умер, на похороны пришло 20 тыс. человек. Его уважали не только католики, но и православные. Они, в частности, чуть ли не впервые в истории составили и использовали (по отношению к усопшему Гаазу) чин отпевания инославных. В конце апреля 2006 г. в Москве состоялся симпозиум, посвященный памяти доктора Гааза. Он стал прекрасным свидетельством достоинств человека, вдохновляемого католическими ценностями.
4.2 Епископ Антоний Малецкий
Еще один католик, отличившийся особым вкладом в служение милосердия – это епископ Малецкий (1861-1935 гг.). В свое время он открыл приюты в Санкт-Петербурге, Луге и некоторых других городах. Первый из этих приютов появился в 1896 г., а уже к 1918 г. под опекой владыки Антония находилось свыше 700 детей из бедных семей. Его по праву именовали «петербургским дон Боско». Епископ Антоний имел преданных сотрудников: священников, сестер-монахинь и некоторых мирян. Эта группа сделала очень много для сирот и детей из беднейших семей, а также для одиноких стариков.
4.3 о.Хартмут Каниа
Совсем недавно в Санкт-Петербурге жил священник Хартмут Каниа, человек добрейшего сердца, мечтавший посредством благотворительности открыть нуждающимся хотя бы частицу неба. Его детище – «Каритас Санкт-Петербурга», Мальтийская служба помощи и Социальная Школа в Коломягах. Простой и добрый пастырь, посвятивший всего себя служению ближним. Таким он остался в памяти знавших его людей.

Эти три фигуры двухвековой и сравнительно недавней истории Католичества в России могут стать примером как для наших верных, так и для молодого поколения, желающего последовать за Христом-Благотворителем.

V. Сотрудничество – это знамение будущего

Там, где нет сотрудничества, дело Божие продолжать невозможно. Дело Божие – забота о человеке по примеру Христа, забота о защите жизни – сталкивается со многими трудностями. Вот почему нам необходима солидарность. Это – важнейший элемент в жизни организации, она стремится реализовать ее в своей среде и обучает ею других. Отделения Каритас сотрудничают друг с другом и с другими организациями: Cor Unum, Советом по делам эмиграции, по делам семьи, со службами здравоохранения, социальной опеки и т.д.
5.1 Сотрудничество в семье Каритас

Ownership, collaboration, solidarity – все эти термины отнюдь не чужды Каритас. Документы, посвященные сотрудничеству в семье Каритас, достаточно многочисленны. Вне сотрудничества с Laison agensy, DCV и другими, Каритас не имела бы того «образа», какое имеет теперь. Различные отделения Каритас Европы, и не только Европы, оказывали помощь молодой Каритас России. Первоначальная помощь Каритас Италии, фонда Амбросиана также была весьма существенной. Теперь мы в основном сотрудничаем с Каритас Европы в рамках EФС. Каритас Интернационалис оказывает нам помощь в рамках SOA. Эта аббревиатура указывает на экстренный призыв о помощи. Еще одним примером солидарности является работа Чешской Каритас в Назрани. Каритас России, в свою очередь, оказывает помощь другим, прежде всего, через свою Социальную школу в Петербурге в плане организации обучения, семинаров. Епархии в духе солидарности помогают на региональном уровне.
Совет Каритас России – это коллегиальный орган, орган сотрудничества. В его рамках разработан целый ряд программ, юридических документов, предоставлено множество консультаций. Солидарность в нашей работе абсолютно необходима.
5.2 Сотрудничество с государственными структурами

Реализация масштабных проектов в кризисных ситуациях, например, во время наводнений, требует тесного сотрудничества с МЧС России; Защита Жизни – сотрудничества с женскими консультациями, опека над заключенными – с органами исполнения наказаний; помощь нуждающимся – с организациями соцзащиты и т.д. Мы совместно организуем семинары, издаем брошюры. Тем самым мы лучше узнаём друг друга. Кроме того, мы получаем возможность избегать ненужного дублирования, не заниматься тем, чем уже занято государство. Консультации по конкретным вопросам должны проводиться на региональном уровне. На уровне же федеральном мы информируем соответствующие государственные инстанции о нашей деятельности.
5.3 Контакты с Православной Церковью

Со всем смирением следует указать на их особую деликатность. Наши отношения имели свои этапы, в них случались разные моменты. Лично я никогда не сталкивался с противодействием православных братьев. Я надеюсь, что времена обвинений в наш адрес, упреков в прозелитизме ушли в прошлое. Ныне реализуются некоторые общие проекты, например, по СПИДу, и они будут продолжены. Насколько масштабным должен стать этот практический экуменизм? Здесь необходимо много мудрости, необходима помощь Святого Духа. Впрочем, другого выхода, кроме сотрудничества, у нас нет. Сказанное относится и к другим конфессиям и религиозным структурам, действующим на территориях, где мы работаем.

Заключение

В нашем все более секуляризующемся мире выбор в пользу Бога, глубокое уважение ко всему Божьему – это необходимое условие реализации всего того, о чем мы только что сказали. Наш приоритет – это продолжение служения милосердия под постоянным надзором наших епископов, с глубоким уважением к православным братьям и в верности государственному законодательству.
a) Главное – человек
Организация – это, прежде всего, люди. От меры их человечности, гуманизма, духовности, смирения и компетентности зависит очень многое. Грядет новое поколение рожденных в пост-коммунистические времена. Эти люди – другие. Сможем ли мы оказывать им помощь в новых формах? Какие новые формы работы подскажет нам наша фантазия?
b) Христос – средоточие нашей жизни и деятельности
Чем сильнее мы будем любить Бога, тем лучше мы будем работать. Любовь, разлитая в наших сердцах Святым Духом, утвердит нас во Христе, поможет увидеть Его глазами ныне рождающийся новый мир, возлюбить Его сердцем всех тех, к кому Он нас ныне посылает. Мы строим программу нашей работы на основе книги Бенедикта XVI «Иисус из Назарета». Мы уважаем русскую культуру, православную духовность, свойственную большинству людей, живущих на этой земле. И все же мы будем стараться уподобиться Христу, опираясь на нашу собственную духовность.
c) Приходская Каритас
Мы хотим приблизить Каритас к людям, развивая работу в приходах. Нам необходимо со всем смирением спуститься на приходской уровень и там обучать рядовых верующих конкретным делам любви. Эту любовь они понесут в свое непосредственное окружение.

Я благодарю за сотрудничество преосвященных епископов, братьев и сестер посвящённой Богу жизни, наших работников и добровольцев, а также братьев-православных и других братьев-христиан, разделяющих с нами путь служения милосердия во имя Христово. Я благодарю государственных функционеров всех уровней, которые помогали нам исполнить Божию заповедь любви.

Caritas Christi urget nos – Любовь Христа объемлет нас

Св. Франциска 4.10.07 о. Александр Петшик SAC










13PAGE 15


13PAGE 141815




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315

Приложенные файлы

  • doc 7552522
    Размер файла: 103 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий