Следами его остались довольно многочисленные географические названия в местностях, так или иначе связанных с именем его самого или его сына Кариста.


HYPERLINK "http://www.godsbay.ru" www.godsbay.ru
ХиронХирон, в греческом мифотворчестве кентавр, сын Кроноса и океаниды Филиры (Аполлодор, I 2, 4). Хирон родился полуконем-получеловеком, так как Кронос, застигнутый в любовном союзе с Филирой своей супругой Реей, принял вид коня (Аполлоний Родосский, II 1231-1241). Принадлежа к кентаврам, Хирон отличался, однако, совершенно иными свойствами, нежели его дикие собратья. В то время как последние являлись горными и лесными божествами, олицетворяя дикую природу северной Греции, Хирон почитался как мудрое существо, которому особенно хорошо известны целебные травы и приемы воспитания. Близость к природе в данном случае привела к созданию не грубого, злого и простоватого горного духа, родственного скандинавским троллям, а симпатичной фигуры Хирона, в лице которого нашли свое олицетворение целительные и облагораживающие, воспитывающие силы природы. Хирон, в отличие от других кентавров, выделяется мудростью и благожелательностью и является воспитателем знаменитых античных героев Ахилла, Тесея, Ясона, Диоскуров; как лекарь он обучал врачеванию Асклепия.
В основе этого мифологического образа лежит, по-видимому, более глубокий, более развитой взгляд на природу, что, несомненно, доказывает более позднее происхождение мифа о Хироне, или, по крайней мере, более позднее выделение его из всей массы сказаний, связанных с именем кентавров. В связи с этим, сказания о Хироне можно разделить на две группы. Согласно одному циклу, его происхождение общее с прочими кентаврами. Отцом его является по этой версии Иксион, матерью — Нефела (облако, то есть созданное из облака подобие Геры, к которой Иксион воспылал страстью). Как и все прочие кентавры, он принимает участие в битве кентавров с греческими героями, которая рассматривалась как олицетворение победы греческой культуры над варварством. Таким образом, мудрый Хирон отчасти служил символом варварства. К этому же циклу относится и оказание о ране, нанесенной Хирону Гераклом и послужившей причиной смерти мудреца. Хирон жил на Пелионе, но был изгнан оттуда лапифами и поселился на мысе Мелея, где его случайно ранил Геракл стрелой с ядом лернейской гидры. Страдая от неизлечимой раны, бессмертный Xирон жаждал смерти и отказался от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея (Аполлодор, II 5, 4).
Другой цикл мифов проникнут тенденцией выделить Хирона из грубой толпы кентавров и уничтожить даже тень родства между последними и фессалийским целителем. Родителями Хирона в данном случае являются сам Кронос, в образе коня вступивший в связь с Филирой. По другой версии, отцом Хирона был Посейдон. Имя Хирона связывается с величайшими героями древней Греции: он выступает в роди воспитателя Ахилла, Асклепия, Аполлона, Ясона, Патрокла, врачей Подалирия и Махаона, прорицателя Тиресия, Ипполита. Пелея Хирон научил, как овладеть океанидой Фетидой, менявшей свой облик. Он подарил Пелею знаменитое копье из пелионского ясеня (Аполлодор, III 13, 5). В качестве воспитателя Асклепия, Подалирия и Махаона, Хирон является родоначальником медицины; в Фессалии довольно долго существовал род, в котором врачевание было наследственным искусством и который считал Хирона своим эпонимом-родоначальником. Ему приписывалось открытие различных целебных корней и трав, которые по его имени получили свое название у древних натуралистов. Смерть Хирона, в первом цикле связанная с его происхождением как кентавра, изменяется соответственно общему облику его.
По одной версии, он погибает жертвой своей любознательности, желая испытать на себе действие яда (желчь лернейской гидры), которым были пропитаны стрелы Геракла. По другой, менее осмысленной, он отдает жизнь за Прометея, который будто бы мог сохранить свое бессмертие только если кто-либо из других бессмертных согласится, за него умереть. И в том, и в другом случае смерть Хирона была геройская, и боги вознаградили его за нее тем, что поместили Хирона на небо в качестве созвездия Стрельца. Более благородный, чем все остальные кентавры, Хирон и в изображениях своих должен был отличаться от общего типа. И действительно, на некоторых вазах (например, знаменитая Луврская ваза) он изображается с человечьими передними ногами, так что спереди он не отличается от человека. В качестве полубога Хирон имел свой культ, который в упомянутом выше роде врачей был семейным, а в целом ряде местностей Фессалии, Аркадии, Лаконии и других областях носил общенародный характер. Следами его остались довольно многочисленные географические названия в местностях, так или иначе связанных с именем его самого или его сына Кариста. Этимология его имени показывает связь со словом κείρ — рука, чем, очевидно, подчеркиваются искусные руки Хирона, мастерство, ловкость и умелость мудрого кентавра.

http://www.wikiznanie.ruХирон
(греч. мифол.) - имя одной из наиболее крупных фигур греческой мифологии. Принадлежа к кентаврам (см.), X. отличался, однако, совершенно иными свойствами, нежели его собратья. В то время как последние являлись горными и лесными божествами, олицетворяя дикую природу северной Греции, X. почитался как мудрое существо, которому особенно хорошо известны целебные травы и приемы воспитания. Близость к природе в данном случае привела к созданию не грубого, злого и простоватого горного духа, родственного скандинавским троллям, а симпатичной фигуры X., в лице которого нашли свое олицетворение целительные и облагораживающие, воспитывающие силы природы. В основе этого мифологического образа лежит, по-видимому, более глубокий, более развитой взгляд на природу, что, несомненно, доказывает более позднее происхождение мифа о X., или, по крайней мере, более позднее выделение его из всей массы сказаний, связанных с именем кентавров. В связи с этим, сказания о X. можно разделить на две группы. Согласно одному циклу, его происхождение общее с прочими кентаврами. Отцом его является по этой версии Иксион, матерью - Нефеле (облако, т. е. созданное из облака подобие Геры, к которой Иксион пылал страстью). Как и все прочие кентавры, он принимает участие в битве кентавров с греческими героями, которая рассматривалась как олицетворение победы греческой культуры над варварством. Таким образом, мудрый X. отчасти служил символом варварства. К этому же циклу относится и оказание о ране, нанесенной X. Гераклом и послужившей причиной смерти мудреца. Другой цикл мифов проникнут тенденцией выделить X. из грубой толпы кентавров и уничтожить даже тень родства между последними и фессалийским целителем. Родителями X. в данном случае являются сам Кронос, во образе коня вступивший в связь с женщиной, и Филира. По другой версии, отец Х. - Посейдон. Имя X. связывается с величайшими героями древней Греции: он выступает в роди воспитателя Ахилла, Асклепия, Аполлона, Язона, Патрокла, Пелея, врачей Подалирия и Махаона, прорицателя Тиресия, Ипполита. В качестве воспитателя Асклепия, Подалирия и Махаона, он является родоначальником медицины; в Фессалии довольно долго существовал род, в котором врачевание было наследственным искусством и который считал X. своим эпонимом-родоначальником. Ему приписывалось открытие различных целебных корней и трав, которые по его имени получили свое название у древних натуралистов (Bryonia alba, Ferula opoponax). Смерть X., в первом цикле связанная с его происхождением как кентавра, изменяется соответственно общему облику его. По одной версии, он погибает жертвой своей любознательности, желая испытать на себе действие яда (желчь лернейской гидры), которым были пропитаны стрелы Геракла. По другой, менее осмысленной, он отдает жизнь за Прометея, который будто бы мог сохранить свое бессмертие только если кто-либо из других бессмертных согласится, за него умереть. И в том, и в другом случае смерть X. была геройская, и боги вознаградили его за нее тем, что поместили на небо в качестве созвездия (Sagittarius, стрелок). Более благородный, чем все остальные кентавры, X. и в изображениях своих должен был отличаться от общего типа. И действительно, на некоторых вазах (напр. Луврская ваза) он изображается с человечьими передними ногами, так что спереди он не отличается от человека. В качестве полубога X. имел свой культ, который в упомянутом выше роде врачей был семейным, а в целом ряде местностей Фессалии, Аркадии, Лаконии и друг. (в последних двух - позднего происхождения) носил общенародный характер. Следами его остались довольно многочисленные географические названия в местностях, так или иначе связанных с именем его самого или его сына Кариста. Этимология его имени показывает связь со словом κείρ - рука, чем, очевидно, подчеркивается ловкость, умелость мудрого кентавра.

Кентавр Хирон был обязан своим странным обликом и двойственной природой хитрой уловке, к которой прибег его отец бог Крон(ос). Чтобы соединиться со своей возлюбленной и будущей матерью Хирона, океанидой Филирой, он превратился в жеребца. От их союза и появился на свет Хирон.Хирон поселился в лесах Фессалии, которую населяли и все прочие кентавры. Там он охотился с Артемидой, сестрой Аполлона. От них Хирон узнал все об охоте и целебных травах, о владении луком и копьем, о движении небесных тел, обучился математике, музыке и философии. Своей ученостью Хирон разительно отличался от остальных кентавров, населявших гору Пелион: они были настолько же невежественны и грубы, насколько Хирон мудр и добр. К слову, для похода аргонавтов он изобрел небесный глобус. Нимфа Харикло сумела разглядеть достоинства Хирона за чудовищной внешностью и подарила ему дочь Гиппу; от нее у Хирона родился внук Пелей, которому кентавр дал воспитание. Братья Диоскуры, Ясон, Патрокл, Тесей, Актеон, Мелеагр, Кастор, Полидевк, Асклепий, а также Пелей и его сын Ахилл... Велик список героев, для которых Хирон был учителем и наставником. Он любил сажать своего правнука на спину и катать его по лесам, обучая искусству верховой езды. Когда юный Ахилл уставал от упражнений с луком или дротиком, кентавр показывал ему, как исцелять раны, или давал уроки музыки, терпеливо уча его игре на лире, на которой сам искуссно играл.Хирон не только приобщал своих воспитанников к искусству врачевания и охоты, но и пестовал в них чувство справедливости и умение владеть своими страстями. «Не давайте гневу поработить вас», - внушал он им. Но мудрого и рассудительного кентавра караулила судьба-злодейка. Геракл готовился совершить пятый из двенадцати своих подвигов, преследуя страшного эриманфского вепря, когда рок свел его с бывшим наставником...Согласно Аполлодору и его «Мифологической библиотеке», Геракл, отправившись убивать эриманфского вепря, по пути к горе Эриманф нашел радушный прием у кентавра Фола. Тот угощал героя жареным мясом, а когда сын Зевса попросил вина, то встретил отказ: Фол опасался открывать общую для кентавров бочку вина, которую подарил им бог Дионис. Упрямец Геракл сам открыл ее, и... к пещере Фола сбежались кентавры, привлеченные дивным ароматом. Жаждали они напиться, но их сдерживал Геракл. Сначала он метал в них горящие головни, а затем, охваченный воинственным пылом, принялся стрелять из лука и погнал до Малеи. Они поспешили к Хирону, поселившемуся там, и столпились вокруг него. Геракл выпустил стрелу (одну из тех, что обмакнул в ядовитую желчь убитой им лернейской гидры), но она, пронзив плечо кентавра Элата, засела в колене Хирона.Мгновенно утратив всю свою воинственность, Геракл бросился к учителю, выдернул стрелу и перевязал ему рану, как когда-то научил его сам Хирон. Но рана оказалась смертельной, и излечиться от нее было невозможно. В своей пещере кентавр страдал от невыносимой боли и почти что потерял надежду пресечь эти муки, ведь был он бессмертен... Тогда он попросил Зевса позволить ему умереть и сойти в Аид вместо Прометея. Царь богов согласился. В благодарность за благодеяния и воспитание героев боги перенесли умершего Хирона на небесный свод и превратили в созвездие Стрельца.

Приложенные файлы

  • docx 7552493
    Размер файла: 47 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий