С 18 по 24 апреля в Санкт-Петербурге проходила VI биеннале «Архитектура Петербурга». В деловой программе форума приняли участие представители Guardian Russia.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
3(46)2017
«АРХИТЕКТУРА ПЕТЕРБУРГА» 2017
В Санкт-Петербурге прошла VI биеннале «Архитектура Петербурга». Семь дней
архитектурное сообщество города на Неве провело в обсуждении развития
Санкт-Петербурга, сохранения его исторического центра и застройки окраин, в
спорах о роли архитекторов и архитектуры и попытках найти правильные реше
ния для улучшения качества жизни города и горожан.
С. 10
МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ – БУДУЩЕЕ ПРОФЕССИИ
гласия и двинутся вперед? Да почти ничего, кроме здравого смысла и следова
ния призыву «прекратить тянуть одеяло на себя». И
договорившись о правилах,
единым фронтом всех архитектурных организаций страны добиваться принятия
изменений в Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской
Федерации» по сознательно выбранной и согласованной модели.
дающегося российского архитектора-градостроителя. народного архитектора
России, академика РААСН, лауреата международной архитектурной премии

автора трех Генеральных планов Ленинграда – Санкт-Петербурга 1966, 1987,
ИСТОРИЯ И БУДУЩЕЕ ФОРТОВ КРОНШТАДТА
форты
Кронштадта в ряд наиболее достойных объектов туристического «ожерелья»
лргнаенолицг
Май-июнь
Союза архитекторов Петербурга, ОАМ, СРО НП «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»
3(46)2017
лргнаенолицд
«Архитектурный Петербург»
ПИ № ТУ 78 – 00938 от 03.08.2011г., выдано
Управлением Федеральной службы
по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций
Учредитель:
Некоммерческое партнерство «Архитектурный
ул. Большая Морская, 52)
В.Э. Лявданский
Главный редактор:
А.Н. Черенков
Директор
Г.О. Вельте
Контент-менеджер сайта
Надежда Иванова
ул. Большая Морская, 52, офис 11
Тираж 2500 экз.
Заказ № 22078 Типография КОСКО.
СПб, 6-я Красноармейская ул., 24, офис 21
за содержание рекламных материалов.
Союза архитекторов России
Шумакова.
стие президент НОПРИЗ М.М.
САР А.В. Боков, президент НПА
включала, в частности, вопросы
о ходе работы над Концепцией
конопроект «Об архитектурной
вопросы текущей уставной жизни
К моменту проведения пре
новую Палату архитекторов на
проектном рынке. Другая модель,
В ходе обсуждения Концеп
ции выступили представители
выступающие единодушно под
Концепции. Работа над Концеп
цией будет продолжена.
В заключение работы президиу
ма президент САР Н.И. Шумаков
подписали соглашение о со
трудничестве между САР и НПА,
направленное на координацию
вершенствования архитектурной
статуса архитектурной профес
сии и защиту интересов архи
тектурной профессии и архи
тектурного сообщества, а также
архитекторов
зидента НПА В.Э. Лявданского.
Участники заседания под
Концепции проекта федераль
ного закона «Об архитектуре»,
(автор В.Н. Логвинов) к Концеп
ражающий консолидированную
низации системы регулирования
архитектурной деятельности и
Круглый стол в НОПРИЗ
состоялся круглый стол на тему
«Актуализация Федерального
закона «Об архитектурной
деятельности в РФ».
В работе круглого стола приня
ли участие президент НОПРИЗ
М.М.
Посохин, почетный
президент САР А.В. Боков, Пре
зидент НПА и вице-президент
президент НОПРИЗ, координа
ронцов, первый вице-президент
Баженова
и С.В. Гнедовский, представи
тели архитектурной обществен
ности органов архитектуры
Москвы, аппарата НОПРИЗ.
Участники круглого стола вы
сказали большое количество
замечаний и предложений по
тексту документа. Разработчики
Концепции в лице директора
ООО
«Институт «Теринформ»
М.В.
Дорофеева приняли их к
шихся, что они будут учтены в
Проект закона об изменениях
в закон о Генеральном плане
Санкт-Петербурга в двух чтени
На пленарном заседании Зако
нодательного собрания 24 мая в
первом чтении был рассмотрен
проект Закона Санкт-Петербурга
«О внесении изменений в Закон
Санкт-Петербурга «О Генераль
кладом и ответами на вопросы
депутатов выступил вице-
губернатор Санкт-Петербурга
Игорь Албин. Изменения в
действующий Генеральный
план Санкт-Петербурга, прежде
всего, необходимы для того,
чтобы реализовать проекты
строительства ряда значимых
портной инфраструктуры, в том
го организацию пассажирско
общения по маршруту станция
Санкт-Петербург – Витебский
(Витебский вокзал) – аэропорт
«Пулково».
Депутаты большинством голо
ленный законопроект.
7 июня Законодательное собра
ние Санкт-Петербурга во втором
чтении одобрило поправки в
Генеральный план города. Эта
редакция документа учитывает
все принятые в правительстве
Петербурга поправки, вклю
чая трассировку Восточного
скоростного диаметра, маршрут
аэроэкспресса от аэропорта
Пулково до Витебского вокзала
и другое.
Кроме этого, была одобрена и
поправка, внесенная депутатами
от фракции «Единая Россия», о
территории парка Малиновка.
Поправки вступят в силу после
третьего чтения в Законодатель
ном собрании.
Градсовет
На заседании Градсовета Ленин
градской области рассмотрены
три эскиза проектов комплекс
ного развития территории (КОТ)
во Всеволожском районе. Один
проект градсовет вернул на до
Первым обсуждался эскиз
проекта комплексного освоения
территории в пос. Романовка
архитектурного бюро «Матвеев
и К» по заказу ООО «Готика». На
валось построить малоэтажное
жилье площадью 53 тысяч
кв. метров, рассчитанное на
1784 человек. Помимо этого,
проектировщики предложили
построить школу на 180 мест и
детсад на 120 мест. Градсовет
принял решение отправить
Эскиз ППТ жилого квартала
в Сертолово «Архитектурной
мастерской Цехомского» по
заказу «ВАРТ Северо-Запад»
градсовет решил утвердить. На
участке площадью 20,44 га на
ул. Дмитрия Кожемякина плани
но 65 тысяч кв. метров жилья.
В 9-16этажных домах смогут
проживать более 2500 человек.
Проект включает строительство
детсада на 240 мест и школы на
600 мест, здание администрации
вых парковок.
ботан ООО «Стандарт проект» по
мент». На участке площадью
90,5 га планируется построить
дома высотой до 8 этажей с
расчетом на 1617 человек, два
детских сада на 140 и 25 мест,
ведения досуга и любительской
тель Комитета архитектуры и
градостроительства Ленобласти
Евгений Домрачев отметил:
«Архитектура хорошая, можно и
одобрить. Но обязательно надо
решить правовые, технические и
социальные вопросы».
3(46)2017
актуальные проблемы, связан
ные с мощением исторического
с требованиями, которые необхо
работам. Так называемый «ниж
ний слой архитектуры» должен
выглядеть подобающим образом
и соответствовать высоким экс
Темой обсуждения станет исто
стов будет сконцентрировано
проблемы в наши дни, когда уже
«Смогут ли туристы разобрать
на сувениры главную площадь
Архитектурный теплоход
в короткое деловое плавание
на «Архитектурном теплоходе –
На борту теплохода прошла
конференция «Влияние архитек
турных тенденций, строительных
бований на Градостроительный
кончился день развлекательно-
«Куракина дача».
итектура Петербурга».
Алена Красюкова, архитектурный менеджер Guardian в Санкт-Петербурге представила
новую серию архитектурного стекла Guardian SunGuard SuperNeutral – высокоселективного
продукта для самых смелых архитектурных решений.
Благодаря напылению двойного слоя серебра SunGuard SuperNeutral помогает эффективно
го излучения. При этом
дая исключительной селективностью. В презентации также отметили еще одно достоинство
знутри при максималь
ной нейтральности стекла.
Прозрачность и нейтральный цвет стекла – ведущие тренды современной архитектуры.
ие идеи, делая ставку
на геометрию и структуру внутренних интерьеров. И, конечно же, нейтральное стекло
оптимально впишется в строгую классику уличных пейзажей Санкт-Петербурга. С одной
стороны, нейтральный цвет подчеркнет достоинства шедевров исторической архитекторы,
не оттягивая на себя внимание. С другой стороны, жители Северной столицы не избалованы
сканию стекол SunGuard SN они смогут в полной мере насладиться солнечным светом.
НА VI БИЕННАЛЕ «АРХИТЕКТУРА ПЕТЕРБУРГА» АНОНСИРОВАЛИ НОВУЮ СЕРИЮ
СПб ГАСУ стал победителем
архитектурного конкурса на
26 мая 2017 года в Комитете по
туре подвели итоги закрытого
архитектурного конкурса на
Концепцию благоустройства тер
ритории Александровского парка.
Целью архитектурного конкур
года и организованного КГА,
стал выбор общей концепции
старейших парков на территории
ческие коллективы: ОАО
проектный институт по жилищно-
гражданскому строительству
«СПб ГАСУ», ООО «Инжтехно
шорт-лист Конкурса, работали
над концепциями благоустрой
несколько задач: приспособить
территорию Александровского
объекта культурного наследия
регионального значения, дать
Жюри конкурса присудило пер
вое место СПб ГАСУ. Творческий
коллектив получил денежное
народная конференция «Ланд
Конференция посвящена теме
шафтной архитектуре (дизайн,
Двухдневная программа Кон
ференции включала пленарные
ландшафтной архитектуры и
садово-паркового строительства.
В конференции приняли участие
Архитектура, закон и бизнес:
14 июня в Санкт-Петербургском
конференция «Архитектура,
закон и бизнес: поиск баланса».
Конференцию организует Союз
при поддержке правительства
города, КГА, СРО НП ГАИП.
Конференция включает в себя
тектура и Бизнес» планируется
обсудить творческое взаимодей
Темами сессии «Архитектура и
Законодательство» заявлены
уровня качества проектов.
В Санкт-Петербургской госу
дарственной художественно-
имени А.Л. Штиглица состоялась
научно-практическая конферен
Конференция была приурочена
ского рисования барона Штигли
ца выдающегося петербургского
зодчего Максимилиана Егорови
В конференции приняло участие
исследователей, среди которых
преподаватели высшей школы,
представители учреждений куль
туры Санкт-Петербурга, России,
тектурному и историческому
наследию Санкт-Петербургского
3(46)2017
17 мая на заседании Градо
тельстве Санкт-Петербурга были
Первым был эскизный проект
многофункционального центра
«Невский Дворец бракосочета
ния» по адресу: Санкт-Петербург,
Малоохтинский пр., участок 1
(западнее пересечения с Таллин
ской ул.). Заказчик ООО «Инвест
Групп». Проектировщик ООО
«УРБИС-СПб». В целом проект с
идеей корабля, причалившего к
пристани, был поддержан. В то
чаний – от переложений подкор
ректировать фасад до инициатив
рии в южной части полуострова, с
тем чтобы посадить проект на ось
Таллиннской улицы.
Следующим совет рассмотрел
архитектурно-градостроительного
пристроенным объектом
дошкольного образования и при
строенным объектом гаражного
назначения по адресам: Санкт-
Петербург, ул. Невзоровой, дом
9, корпус 2, лит. В и дом 9, лит. Б,
включая отклонение от предель
ных параметров в части высоты.
ский завод». Проектировщик ООО
«ПАРИТЕТ ГРУПП». Складские
ЗАГС-КОРАБЛЬ, ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА В ПАРКЕ ПОБЕДЫ И ВЫСОТНАЯ ГОСТИНИЦА НА БОЛЬШЕВИКОВ
и производственные площади,
расположенные на территории
предприятия, планируется снести.
На их месте, согласно подготов
ленному проекту, предполагается
возвести жилой комплекс на 90
тысяч кв. метров. Проект был
подвергнут критике членами
Градсовета. Им не понравилась
и предельная высотность зданий
(допускается от 40 до 60 м), и
их внешний облик, и неясность
перспектив увязки с соседними
жено внести в проект серьезные
корректировки.
Третьим вопросом повестки дня
стало рассмотрение эскизного
проекта реконструкции наземного
тена «Парк Победы» по адресу:
Санкт-Петербург, Московский
пр., дом 188. Заказчик СПб ГУП
«Петербургский метрополитен».
Проектировщик ООО «СУАР.Т-
проект». Члены Градсовета,
видации здания постройки 1960-х
годов, отметили несоответствие
слишком футуристического
бюля Парку Победы и застройке
Московского проспекта. Проект
предлагается доработать с учетом
замечаний.
Члены Градсовета, посетовав
на необходимость ликвидации
31 мая на заседании Градсовета
представлен архитектурно-
жом (автостоянкой)» по адресу:
Санкт-Петербург, Барочная улица,
Герасимов и партнеры». Речь идет
о жилом комплексе премиум-
класса в Петроградском районе
Санкт-Петербурга. Это 7 корпусов
м, в глубине – 33 м, что соответ
Общая площадь корпусов со
квартир). Также проект предпо
Проект Градостроительным со
Рассматривался архитектурно-
коммерческими помещениями
проспект Стачек, дом 64, литера
А. ООО «Стачек 64» заказало
55 м. Критику членов Градсовета
вызвали как архитектурное реше
градостроительный судьбы квар
тала. Градсовет принял решение
вернуться к рассмотрению про
Идею архитектурно-
гостиничного комплекса по
спект Большевиков, участок 3
(напротив дома 37, корпус 1,
литера А), включая отклонение
Строй». Согласно представленно
му проекту, Ш-образное в плане
здание будет иметь в высоту 22
оборудования сотовой связи на
Члены градсовета рекомендова
в историческом центре, а в
спальных районах согласовывать
каждую по отдельности.
здания 1960-х годов, не одобрили
и слишком футуристический
облик проекта нового вестибюля,
отметив его несоответствие Парку
Победы и застройке Московского
тать с учетом замечаний.
В завершение повестки дня
были рассмотрены два проекта
монументальной скульптуры.
Эскизный проект по созданию
и установке памятника принцу
Ольденбургскому у дома
56, лит. А по Литейному
проспекту (Инициатор Междуна
родный благотворительный фонд
имени Д.С. Лихачева. Авторы Ива
нов В.С., Иванов С.В., Лукьянов
Г.В., Вержбицкая И.В., Однова
С.П.) и эскизный проект по
созданию и установке памятника
«1914» в Соборном сквере на
Соборной площади в Пушкине
(инициатор Санкт-Петербургская
тераны внешней разведки». Автор
Горевой В.Э.) получили одобрение
Градсовета.
3(46)2017
Общее собрание членов РААСН
фактор инновационного развития
архитектурно-строительного
комплекса и градостроительной
научными докладами по теме
выступили: президент РААСН
академик А.В. Кузьмин, вице-
президенты РААСН академики
Травуш, член-корреспондент РА
АСН В.Н. Логвинов, с докладом
от президиума РААСН выступил
главный ученый секретарь пре
зидиума член-корреспондент П.А.
о деятельности РААСН за 2016
год, утвердило Программу
год и предложения РААСН по
йЬфаа мйЬлЫига тжаийЭ лЫЫми
Тезисы доклада президента
РААСН академика А.В. Кузьмина
на общем собрании членов РААСН
Начну с проблем градостроения.
Сегодня мы стали терять свою
роль в процессе градостроения.
Своих учеников. Перестали вос
питывать людей, которые умеют
рисовать города.
Весь ХХ век Россия двигалась
мы, комсомольцы-добровольцы,
лагеря, военная эвакуация,
целина, БАМ… В ХХ1 веке пошло
движение в обратную сторону. С
2002 года через Уральский хребет
лионов человек. За это же время
и население Москвы выросло с 8
до 12 миллионов. Продолжается
отток населения из российских
ПОРА ОТХОДИТЬ ОТ «КРАСИВЫХ СЛОВ»
ны. Это не идет на пользу никому.
В том числе и самой Москве.
Бывшая территория защитного
лесопаркового пояса столицы се
годня практически вся застроена.
Новые районы Москвы я называю
запланированной зоной диском
форта. Отставание соцкультбыта,
транспортной инфраструктуры,
инженерных систем.
С другой стороны проблемы
имеем территории, покинутые
треть и проработать всю систему
расселения Российской Федера
ции. За основу любых разработок,
по моему глубокому убеждению,
ществующей системы расселения.
В этом направлении, в частности,
Второе. Территориальное пла
нирование сегодня оказалось под
министерством экономического
развития, планировка территории
под Минстроем. Градостроитель
ные планы в каждом поселении
(за исключением мегаполисов)
сегодня просто провалены. В
этой связи роль нашей академии
может заключаться в более актив
ном участии в территориальном
планировании, в первую очередь
в методическом руководстве
планировкой территорий.
Цифровая экономика. Казалось
бы, где мы – творцы, а где эконо
мика, осуществляемая с помощью
цифровых телекоммуникаций. Но
тектура, кадастры, памятники,

не увяжем все вместе в единую
систему развития, мы отстанем
раз и навсегда. В этом направле
нии мы должны сотрудничать с
правительственными органами,
научными организациями. Мы
должны поставить амбициозную
задачу создать центр компетен
ции в вопросах градостроения на
площадке Академии.
Важно обратить внимание на
архитектурное образование. В
тельства, урбанистики. Из вуза
градостроитель. Выпускники
должны уметь рисовать города:
чтобы транспорт правильно
положены там, где надо, чтобы
были обозначены общественно
значимые пространства, чтобы
архитектуры, градостроительства
РААСН-2017 состоялись очеред
ные выборы в члены РААСН.
Академиком РААСН был избран
Членами-корреспондентами
РААСН были избраны Валерий
Александрович Ким, Сергей Дми
люди чувствовали себя уютно.
Сегодня в Европе появилось
определение «жизнеспособные
города». Жизнеспособность
обеспечивается на четырех
уровнях. Первый – работа, места
приложения труда, хорошо если
они инновационные. Второе –
«зеленые технологии», в первую
порте. Третье – «инклюзивность»,
а не «эксклюзивность». То есть
город должен быть безопасным
и удобным для всех, а не для
избранных. Четвертое – качество
В архитектурной науке пора
нотехнологии у нас превращаются
в «наномульки», умные дома
– в
пульты, от которых сходят с ума
наши бабушки. Необходимо четко
разделять уникальные объекты,
где и технологии должны быть
«продвинутые», и рядовую
застройку, в которой достаточ
но стандартного оснащения.
Царить должны цена, здравый
смысл и качество. И главное
дело архитектурно-строительной
науки – научное сопровождение
сложных объектов.
Романов, Маргарита Сергеевна
Штиглиц.
Среди лауреатов конкурса РА
АСН на лучшие работы в области
архитектуры за 2016 год названы
текторов. Дипломами РААСН в
вленный архитектурный проект»
демического Малого драмати
ческого театра – Театра Европы
(реализуемый проект. Авторский
коллектив: М.А.
Мамошин
(руководитель), А.Х.
Богатырева,
Веселков,
Д.Ю. Гришко, А.И.
Щеглов) и
«Концепция развития истори
ческого центра Калининграда
«Сердце города» (Авторский
коллектив: Н.И.
Гри
Кожин, К.О. Счаст
ливцева (Архитектурное бюро
«Студия-44»).
3(46)2017
Рычаги и рудименты
Предпринята очередная попытка
вернуть деятельность российских
го регулирования. Предыдущая
текторов России и Национальной
палаты архитекторов потерпела
неудачу потому, что, с одной
стороны, государственные органы
и депутаты оказались не готовы к
каким бы то ни было изменениям
в привычном и, казалось бы, не
требующем никаких изменений
в порядке вещей в архитектуре,
а с другой потому, что в ряду
«заинтересованных организаций»
появился новый амбициозный
игрок.
Не увидевший своего места в
системе регулирования, пред
ложенной Союзом и Палатой,
НОПРИЗ сначала устроил абструк
цию этим предложения, а затем
(через два года) изыскал средства
для разработки своего закона, в
котором ему должна принадле
жать ведущая роль в организации
архитектурной деятельности! Как
это сделать пока никому не ясно,
сты должны что-нибудь приду
мать, благо НОПРИЗ в средствах
не стеснен, как Союз или Палата.
Не ясно и главное – как к этому
зйЯажч лаЮожглйЭЫигъ –
ЬоЯофаа клйпаммгг
Концепция проекта нового
(или исправленого старого)
Федерального закона «Об
сии 3.5 направлена НОПРИЗ в
Министерство строительства
и ЖКХ и в ближайшие недели
будет рассмотрена сначало
строительной деятельности и
архитектуры Общественного
совета при Минстрое России,
затем самим этим Советом.
отнесутся в правительстве, и
прежде всего в Министерстве
летия считавшем, что никакого
закона архитекторам вообще не
нужно. У них все есть: Градостро
ительный кодекс (определяющий
все, что надо, в архитектурно-
строительном проектировании),
саморегулирование (субьектов
предпринимательской деятель
ности), конкурсы (тендеры на
проектные работы). А авторское
право архитекторов вещь вообще
вредная – оно камень на пути к
«светлому будущему» типового
Изменилось ли что-нибудь в
этом отношении? Сомнительно!
Но стало меняться отношение
к архитектуре и в обществе, и в
среде депутатов. Разрушительная,
антиархитектурная направлен
ность Градостроительного кодекса
тектурном облике российских го
родов: в их неуправляемом росте,
в переуплотнении и хаотичности
застройки, в уничтожении парков,
исторических ландшафтов и
среды исторических городов, в
стиле «каменных джунглей» и
«свинарников» в новых районах
эконом-класса.
ся очевидно – что-то здесь не так.
И может быть, даже что-то надо
поправлять в законодательстве? В
Основах государственной культур
ной политики впервые в истории
новой России появляются слова
шение эстетической ценности
архитектурной среды российских
городов, государственная под
держка архитектурного твор
чества, признание архитектуры
социально значимым видом
искусства». Правда, дальше слов
дело не пошло, а государствен
ная архитектурная политика
битой колее в противоположном,
антиархитектурном направлении,
увенчав это движение изъятием
исключительных авторских прав у
всех архитекторов, выполняющих
государственный или муни
ципальный заказ. Есть проект
закона об изъятии их и у тех, кто
работает по заказу коммерческих
предприятий с государственной
На торжественных слушаниях
в Госдуме, посвященных 10-
летнему юбилею Градостроитель
ного кодекса, один из его отцов
Мартин Шаккум честно признал:
«беда» Градостроительного ко
декса в том, «что роль архитекто
ра мы очень серьезно принизили.
Его, скажем так, веского слова ни
на одном этапе не видно. И только
благодаря, скажем так, каким-то
рудиментам взаимоотношений,
которые остались, какому-то
уважению к этой профессии, им
иногда удается противостоять соз
данию этих «каменных джунглей»
… Нет сегодня рычагов реальных
у главного архитектора для того,
чтобы остановить проект, потому
что он, по мнению архитектора, не
вписывается в его понимание, в
его видение облика города, где он
является главным архитектором».
«Рудименты» уважения тают
на глазах. Правовых рычагов и
вправду не нашлось, а создавать
ложению о повышении статуса
должности главного архитектора
субъекта Российской Федерации
при одновременном фактическом,
продолжении понижения статуса
всех остальных архитекторов,
Однако под влиянием всех фак
торов Минстрой включил в свой
план законотворческой работы
ный закон «Об архитектурной
деятельности в Российской
Федерации». Заметьте – измене
ния в старый закон, а не создание
нового закона «Об архитектуре»,
как предлагает НОПРИЗ, вопреки
зад юристы объяснили, что закон
не может регулировать «архитек
туру», любой закон регулирует
только взаимоотношения людей
турную деятельность» в данном
кон все же будет принят, но сразу
возникает вопрос о той модели
регулирования, которая должна
быть выбрана для России. Общие
фразы, написанные в Концепции
закона, ответа на этот вопрос
не дают, а желание «системы
саморегулирования субъектов
предпринимательской деятель
ности в облисти проектирования»
руководить системой регулирова
ности не помещается ни в какие
правовые рамки. Не говоря уж о
том, что ничего подобного нигде
фессиональные организации всех
стран к единодушному мнению:
архитектурная деятельность обя
зательно должна регулироваться
каким-либо их трех возможных
способов. Соглашение МСА «О
хитектурной практике» рекомен
дует правительствам всех стран
выбрать инструмент регулирова
ния в виде ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ/
РЕГИСТРАЦИИ/СЕРТИФИКАЦИИ
В мире существует достаточно
много различных версий регули
рования архитектурной деятель
ности, которые можно условно
разбить на три группы или
ская континентальная) модель»,
«англо-саксонская модель», го
сподствующая в Великобритании
и бывших ее колониях, включая
США, и масса промежуточных
щих те или иные элементы двух
Немецкая модель идет от
цеховых традиций средневековья,
являющихся исторической осно
вой всего института современного
саморегулирования. Но не того
странного российского «саморе
гулирования бизнеса», родивше
гося на пике квазилиберальной
принимателей уйти от государ
ственного фискального регули
рования, а из профессиональной
самоорганизации лиц свободных
профессий, в круг которых входят
Немецкая модель предполагает
тикующих архитекторов страны
нальных корпорациях (палатах,
орденах, союзах), получивших
от государства широкие полно
мочия самостоятельно решать
все вопросы регулирования
профессии. Обычно это вопросы
3(46)2017
сертификации – экзаменов (или
мостоятельной практике, высшего
и непрерывного образования,
контроля соблюдения стандартов
и кодекса этики, страхования,
стадийности – содержания и
объема работ и услуг, договорной
и ценовой политики, авторских
прав и т.д.
Палаты, являющиеся корпора
циями публичного права, – глав
ный институт немецкой модели,
ет и множество региональных,
национальных и международных
ственных, неправительственных
организаций со свободным
Англо-саксонская модель бази
вания – специального разрешения
цензию выдает государственный
орган, но все остальные функции
берут на себя профессиональные
организации – национальные
«институты архитекторов»,
работающие в прямом контакте
с органами лицензирования или
регистрации, что очень близко по
сути.
Смешанные модели очень
разнообразны и разнятся и
по процедурам, и по связям с
государством, и по жескости регу
лирования. Например, в Швеции
нет обязательного членства в
союзе (палате) архитекторов, как
в большинстве стран Европы, но
97% практикующих архитекторов
входят в союз и добровольно
подчиняются корпоративным пра
вилам. На вопрос что заставляет
архитекторов платить взносы и
страховки, выполнять требования
стандартов и кодекса этики, если
вечают очень просто и абсолютно
непонятно для нас: «Ну какой же
тектору, который даже не член
союза, рискуя своим имуществом
и здоровьем»? Обычай делового
оборота плюс высокая культура
позволяют перейти на полное
и истинное саморегулирование
даже без принуждения государ
Аналогичний порядок сложился
и в Ирландии с той только разни
цей, что Ирландский королевский
институт архитекторов, копируя
Британский королевский институт
ным членством), принял на себя
все подобные функции, прибавив
к ним функцию выдачи «корпора
тивных» лицензий.
Большинство стран Восточной
нальными особенностями. Но есть
и исключения: например, Эстония
и Украина, принявшие порядок
близкий к англо-саксонской
системе, то есть с государствен
ными лицензиями и с передачей
ряда функций существующим
союзам архитекторов. Так что
брана англо-саксонская модель.
По закону «Об архитектурной
деятельности в РФ» было создано
государственное учреждение
тектурный центр, выдававший ар
хитекторам – физическим лицам
лицензии на «самостоятельную
архитектурную деятельность»,
полный эквивалент «частной
архитектурной практики» в амери
канской системе. А роль Амери
канского института архитекторов
выполнял Союз архитекторов
ганизацию вопросов подготовки и
Поначалу лицензии были вос
требованы, так как по закону в
руководстве каждой проектной
организации должен быть хотя бы
ровать качество архитектурных
проектов, так как этот архитектор
рисковал своей лицензией в слу
чае жалобы заказчиков. Немало
важно, что претендовать на роль
главного архитектора города мог
также только лицензированный
За семь лет было выдано около
ко же региональных лицензий, си
ность, полезность и устойчивость
к корруции. Казалось, что все
идет нормально и это надолго, но
хрущевское прошлое не отпуска
ло из своих крепких объятий. И не
отпускает до сих пор.
С 2003 года Всеросийский
классификатор видов экономи
ческой деятельности (ОКВЭД)
вывел «деятельность в области
архитектуры и инженерно-
технического проектирования» из
«строительной отрасли» (раздел
F, код 40000) и в след «Классифи
катору основных продуктов ООН»
перевел ее в другой раздел M
ная, научная, техническая» (код
70000). Но в сознании политиков,
правительства и самих строителей
все осталось по-прежнему, как
при социализме: «архитектурная
ектная деятельность» – часть
строительной отрасли бизнеса,
тельного комплекса».
Да что там политики! Сами
архитекторы и инженеры не
могут осознать, что они в миро
вой практике не бизнесмены-
вающие интересы строительного
приниматели), предоставляющие
обществу в целом и отдельным
заказчикам комплексные профес
сиональные услуги по созданию
качественной среды жизнедея
расль «строительство» отражает
и Градостроительный кодекс 2005
года, и передача ведения вопро
сами архитектуры Министерству
няя система саморегулирования в
А тогда, в лихие девяностые,
нимательской) деятельности,
ным бизнесом и появившейся
параллельно с лицензированием
архитектурной деятельности.
Эта система сразу же вступила в
конфликт с неокрепшей системой
«Умные» выключатели из «умного» материала
На российском рынке оборудования для умных домов
появились выключатели из инновационного материала
. Коллекцию представил молодой итальянский
(производится компанией SBS).
ных из него выключателей приобретает особую матовость,
бархатистость и высокую износостойкость. На клавишах
выключателей ekinex
не остаются отпечатки пальцев,
они не царапаются, устойчивы к истиранию, загрязнениям
и оседанию бактерий, а также воздействию агрессивных
Материал Fenix NTM уже несколько лет активно использу
ется в дизайне интерьеров: для изготовления столешниц,
мебельных и стеновых панелей и т.п. Появление выклю
чателей из такого же материала создает дополнительный
простор для воплощения дизайнерских идей по созданию
Компания ЦинКо РУС начала продажи в России новых уникальных мате
риалов под торговой маркой ZinCo: дренажных матов Фиксодрейн XD20 и
Фиксодрайв FX50. Эти маты специально разработаны для больших площа
дей эксплуатируемых крыш стилобатов и подземных паркингов с воз
можностью проезда пожарных машин и кровельного озеленения. Данные
материалы позволяют заменить сразу несколько слоев эксплуатируемой
кровли.
Для участков благоустройства эксплуатируемых крыш с проездом пожар
ных машин разработан дренажный мат Фиксодрайв FX50. Максимальная
прочность Фиксодрайв FX50 при постоянной нагрузке 900 кН/ м
(90 тонн на
). FX50 укладывается с креплением в специальный замок. Это позволяет
создать сплошной защитный ковер с возможностью производства работ по
благоустройству с использованием погрузочной техники.
Для участков благоустройства эксплуатируемых крыш без проезда пожар
ных машин разработан дренажный мат Фиксодрейн ХD20 (прочность 250
). Он по форме и выполняемым функциям такой же, как и Фиксо
драйв 50, но меньшей прочностью.
Оба материала соединяются между собой в замок.
3(46)2017
нальной деятельности, открыто
игнорируя требования закона.
Ничего личного – только бизнес.
цензий расцвел буйным цветом.
Вскоре количество организаций,
ектую деятельность, включая
архитектурное проектирование
(30000), в несколько раз пре
высило не только количество
лицензированных архитекторов,
но и общее количество архитек
торов в стране.
Английская модель регулиро
вания не выдержала испытания
суровым «бизнес-климатом»
России и, попав «под раздачу»
сокращения видов деятельности,
подлежащих лицензированию,
система регулирования про
фессиональной архитектурной
рована в 2003 году. С тех пор
архитектурная деятельность не
регулируется ничем, а на раз
валинах системы лицензирования
проектной деятельности теми
же силами построена нынешняя
система «саморегулирования
субьектов предпринимательской
тирования» (НОПРИЗ) – калька с
системы строительного бизнеса
Контуры будущего
Путь лицензирования Россий
ским государством был закрыт и,
естественно, возникло предложе
ние примерять немецкую модель
регулирования, в предверии к
принятию которой были созданы
ная палаты архитекторов под
эгидой Союза архитекторов.
Но история повторилась. На
пути этой модели кроме совко
вого менталитета лежало уже
саморегулирование по-русски,
вначале отвергшее эту модель
как конкурирующую, а затем
согласившееся с необходимостью
саморегулируемых организаций

субъектов профессиональной
деятельности, но как «структурно
возможно. К тому же и закон, и
утвержденная правительством
Концепция совершенствования
саморегулирования не допускала
смешения профессионального и
предпринимательского саморегу
лирования в одной организации.
сов позиции НОПРИЗ к закону
«Об архитектуре» и концепция
«ведущей роли системы регули
рования проектной деятельности
(НОПРИЗ) в создании системы
профессионального регулиро
вания». То есть почти немецкая
модель, но с российским лицом,
изуродованным историческими
Попытка реанимировать почти
закопанный закон совпала по
онным кризисом, безработицей,
безденежьем архитекторов, их
недоверием к институту саморе
гулирования по-русски. Рассмо
трение концепции нового закона
в региональных организациях
казала неоднозначное отношение
в немецкой модели и самих
щихся превращения этой модели
на российской почве в очеред
ной «бизнес-проект» на ниве
регулирования. Проще говоря,
создание еще одной безполезной
бюрократической структуры,
поразитирующей на взносах с
архитекторов.
Опасения весьма резонные, осо
бенно учитывая российский опыт
создания организаций саморегули
ством. Мнение тех, кто выступает
ров (по закону) и против создания
в дополнение к уже существующим
еще одной системы организации,
вильно, в связи с чем возникло
предложение не создавать новых
щих вполне достаточно. При этом,
учитывая опыт англо-саксонских
Иными словами, закон может
определить некую гибридную
«англо-немецкую» модель,
учитывающую мировой опыт и
российские реалии, для чего нужно
отделить признание компетенции
ций регулирования, распределив
их между уже существующими
организациями.
сиональной квалификации могут
вести межрегиональные палаты
архитекторов, которым наш закон
может дать статус «Центров неза
висимой оценки квалификации»
(по надавно принятому по этому
вопросу Федеральному закону) с
привлечением к такой оценке РА
АСН, преподавателей и ученых из
числа членов Союза. Опять же по
аналогии с центрами регистрации
глоговорящих странах. А принятие
стандартов и контроль за их испол
нением можно оставить за Союзом
и НОПРИЗ в части обязательности
наличия в руководстве проектных
организаций, осуществляющих
архитектурную деятельность, ква
лифицированных (аттестованных)
А вот вопросы состава и объема
турных объектов), договорной и
ценовой политики (гонораров),
авторского права, учитывая
инерцию антиархитектурной
политики, не под силу решить в
России никакой саморегулируе
сийскому объединению. Здесь
нужна консолидация усилий всех
архитектурных организаций стра
ны, подкрепленных поддержкой
торов с опорой на документы ООН
России. Приглашение к об
разработки законопроекта –
НОПРИЗ. Ответа нет! Значит,
нет и согласования Концепции
законопроекта Союзом, Палатой
примкнет и РААСН.
ногласия и двинутся вперед? Да
призыву «прекратить тянуть оде
архитектурных организаций стра
дерального закона о внесении
изменений в Федеральный закон
«Об архитектурной деятельности
в российской федерации» по со
знательно выбранной и согласо
а ради будущего нашей много
тектуры России.
3(46)2017
Конференция вторые «Наза
гующим названием в этом году
«Градостроительный взгляд:
Санкт-Петербург и агломера
проигрывает» собрала около 80
участников и была посвящена
Ленинградской области, начиная
с «Генерального плана развития
Ленинграда и Ленинградской
настоящее время «Концепцией
территорий Ленинградской об
ласти (агломерации) на период
От Санкт-Петербургского
церемонии открытия конферен
и бывшие главные архитекторы
ности В.Ф. Назарова, включая
главного архитектора Ленинград
В Доме архитектора прошли
ния», посвященные памяти
выдающегося российского
архитектора-градостроителя.
народного архитектора
России, академика РААСН,
хитектурной премии «Золотая
вича Назарова – автора трех
Генеральных планов Ленин
града – Санкт-Петербурга
ской области Е.В. Домрачева,
О.А. Харченко и А.П. Викторова
(Санкт-Петербург), В.А. Кима
(Ленинградская область),
которые с глубоким уважением
вспоминали В.Ф. Назарова и
строительном поприще, а также
ведения такого периодического
Идеологическому значению
первого единого «Генерального
плана развития Ленинграда и
Ленинградской области на пери
од до 2005 года» как наследию
вместный доклад зам. директора
«Института территориального
развития» В.Д. Аврутина и ру
ководителя ООО «Матвеев и К»
ного планирования «ЭНКО»
Скатерщиков и зам. пред
седателя КГА Ленинградской
области В.А. Демин изложили
ской области по отношению
к формирующейся городской
агломерации, а взгляд на нее
со стороны города был ярко
представлен руководителем
проектной группы по подготовке
Концепции агломерации СПб
ГКУ «НИПЦ Генплана СПб» И.Б.
Садиковой.
Оригинальная попытка
блемы территориального
устройства агломерации и
города федерального значения
Санкт-Петербурга в сравнении с
городами, имеющими подобный
статус, Москвой и Севастополем
в аспекте «конструктивной»
географии была представлена
нию производительных сил»
Жуковым.
Вопросы, вынесенные на
панельную дискуссию (форма
агломерации, соотношение про
низации, проблемы управления),
в различной степени конкретиза
ции были освещены приглашен
ными к ней экспертами С.Ю.
былевым («АМ С.Ю. Бобылева»),
В.А. Кимом (чл.-кор. РААСН),
С.Д. Митягиным (д.арх., проф.),
С.В. Скатерщиковым (к.г.н.),
ния на территории агломерации
были высказаны более или
основывающиеся на критическом
с примерами создания координа
влияния на властные структуры,
агломерации как локальной
(58 поселений области) до вклю
чения в границы агломерации
конференции выразили общее
Санкт-Петербургской городской
агломерации как достаточно
По результатам конференции
предполагается опубликование
3(46)2017
vi ЬгаииЫжа «ЫлргнаенолЫ каналЬолЮЫ»
В Санкт-Петербурге прошла
VI биеннале «Архитектура
Петербурга». Семь дней
архитектурное сообщество
города на Неве провело в
Петербурга, сохранения
его исторического центра и
застройки окраин, в спорах о
тектуры и попытках найти
правильные решения для
улучшения качества жизни
ЬгаииЫжа
ЮйЯЫ вЫкйзигнмъ
Архитектурная биеннале про
ходит в Санкт-Петербурге с 2007
года. Ее организаторы – Союз
хитектурных мастерских (ОАМ),
в которое входят крупнейшие
архитектурные бюро города.
Раз в два года они организуют
ческого музея биеннале, где
демонстрируют свои последние
проекты и обсуждают с колле
гами насущные проблемы. В
этом году на суд зрителей были
представлены около сотни как
ствующих лишь на бумаге работ,
многие из которых уже отме
чены наградами и вниманием
профессионального сообщества.
ленная Российской гильдией
управляющих и девелоперов,
была посвящена вопросам
просвещения, интересным как
сто жителям, интересующимся
городской архитектурой. Участие
в биеннале приняли руководи
тели профильных комитетов
городской администрации –
Комитета по градостроительству
и архитектуре (КГА) и Комитета
по государственному контро
лю, использованию и охране
памятников истории и культуры
(КГИОП). Председатель КГА
Владимир Григорьев рассказал о
том, какие задачи ставят сегодня
власти перед архитекторами,
текущей градостроительной
политике и планах по развитию
«серого» пояса. Глава КГИОП
хранении и приспособлении для
современного использования
тивах программы «памятники
за рубль», призванной привлечь
частных инвесторов к рекон
струкции памятников.
Организаторам биеннале уда
лось собрать за одним столом
главных архитекторов Санкт-
Петербурга, занимавших эту
должность в разные годы: Олега
Харченко, Юрия Митюрева и
Владимира Григорьева. «Глав
ный архитектор – расстрельная
должность. Все успехи – общие,
валы, – открыл дискуссию Олег
Харченко. – На мою долю выпал
очень интересный период, когда
перестраивалась вся система.
Нужно было делать Генеральный
план, искать новые подходы».
«Когда я пришел, вступили в
зования и застройки, появилась
компьютерная модель, которая
мость высотности, заложенной
фету Юрий Митюрев. «Я на
этой должности два года, и они
прошли, как один день. Каждый
день приносит что-то новое», –
завершил Владимир Григорьев,
гласования проектов, введенных
за его время правилах утверж
дения высотных объектов, кор
ректировке Генплана и Правил
землепользования и застройки.
нале стала выставка «Ретроспек
тива архитектуры авангарда»,
текторов, на которой предста
вили 300 зданий, построенных
в Ленинграде. Авторы выставки
чески и художественно, и смогли
показать ценителям советской
архитектуры всю красоту и уни
В рамках деловой программы
ства и реконструкции в центре
Санкт-Петербурга, качественная
современная архитектура, архи
тектурные конкурсы, перспек
тивы комплексного освоения
новых территорий, развитие
турного образования в России,
вопросы авторского права и
надзора.
Участие в мероприятиях дело
вой программы приняли Эдуард
Тиктинский, председатель
совета директоров Холдинга
RBI, Александр Ольховский,
мент», Дмитрий Карпушин, член
совета директоров компании
«Ленстройтрест», Николай
Пашков, генеральный директор
консалтинговой компании Knight
Синявин, руководитель кон
сультационного отдела Sawatzky
Property Management, Дмитрий
«Доверие», Татьяна Копысты
ринская, коммерческий дирек
«Санкт-Петербург», Наталья Тру
ститута «Ленгипрогор», Максим
канал», Александр Свинолобов,
ле провели архитекторы Евгений
Герасимов, Сергей Орешкин,
Михаил Кондиайн, Никита Явейн
VI биеннале «Архитекту
ра Петербурга» прошла при
поддержке партнеров вы
«Гардиан Стекло
«ШУКО Ин
тернационал Москва», ООО
«Шекк», АО
«Фирма Изотерм», ООО «НПЦ
«Невполимер», ООО «Декотек
Инжиниринг», Sawatzky Property
Management, Ленстройтрест,
ский, Афанасьев и партнеры»,
IntiLED, АБ «Качкин и партнеры».
3(46)2017
vi ЬгаииЫжа «ЫлргнаенолЫ каналЬолЮЫ»
Михаил Кондиайн,
ся, скорее всего, как архитек
турный форум и дискуссионный
клуб. Было крайне интересно
собраться вновь, увидеть работы
коллег, обсудить, в каком на
Петербург, предложить свои
идеи, услышать точку зрения
чиновников.
Мне представляется крайне
тиях в зале присутствовало мно
го молодежи, а часть деловой
программы была посвящена
вопросам архитектурного об
разования, работам молодых
архитекторов. Очень скоро они
примут эстафету, и от них в
очень большой степени будет
зависеть то, каким станет наш
город в будущем».
3(46)2017
vi ЬгаииЫжа «ЫлргнаенолЫ каналЬолЮЫ»
В рамках VI биеннале
«Архитектура Петербурга»
прошла Открытая студия
«Как вдохнуть жизнь в
новостройки?», участие в
которой приняли молодые
архитекторы, застройщики
Архитектурным бюро, ото
варительно были даны задания,
связанные с благоустройством
ряда жилых комплексов на
территории Санкт-Петербурга и
Ленинградской области. Свои
нальному экспертному совету, в
который вошли заслуженный ар
чук, историк архитектуры Вадим
Басс и генеральный директор
консалтинговой компании Knight
Frank Saint-Petersburg Николай
Пашков.
Всего было подготовлено
шесть дизайн-проектов.
ЖК «Шотландия» (СК Navis
Development Group). Архитектор
Никита Тимонин предложил
щадки для младшего и среднего
возраста, спортивную площадку,
которую можно использовать
под массовые мероприятия,
и использовать в концепции
знаменитую шотландскую
клетку. «Фишки» проекта – зона
с гигантскими шахматами и
фонтан.
ский парк» (СК «УНИСТО
Петросталь») готовила группа
ры Андрей Барабанов, Надежда
Герасимова, Антонина Пак,
Каролина Курышева, Людмила
ния
– высотная доминанта,
которая будет освещать терри
торию, игровая зона с домиками
на деревьях, детские площадки,
сделать дворы как арт-объекты,
многоуровневое пространство,
разовательные зоны», – говорит
ЖК «Новое Горелово» (СК
«Лиговский канал»). Концеп
ция представленного Антоном
Николаенко, Мариной Ли и
Марии Левченко проекта – ис
пользование при оформлении
бульвара модульных блоков
разных размеров, которые мож
но комбинировать для создания
отдельных элементов бульвара.
Территорию рекреационной
зоны архитекторы поделили на
несколько тематических подзон.
ЖК «Золотые Купола» (СК
«РосСтройИнвест»). Проект
готовило творческое объеди
нение B-architects (Марсель
Гимназдинов, Юлия Суворова,
Екатерина Кондрашова и Арина
Лурье). Парк, который располо
жится за зданием культурно-
ложили начать с общественной
зоны, возле которой находится
открытый амфитеатр со сценой
тий, за ней – спортивная зона с
теннисными столами, уличными
тренажерами и скалодромом,
далее – игровое пространство
с детскими площадками, тихая
зона с уличной библиотекой.
ЖК Green Tower (СК Mirland
тектурное бюро Sa lab (Степан
Кухарский и Алина Черейская)
предложило модульный арт-
объект из металла и дерева, ко
торый станет местом для встреч,
отдыха, общения, проведения
мероприятий. Легкие конструк
ции, из которых можно делать
инсталляции на любой вкус.
Такой подход обеспечит месту
интерес со стороны жителей и
позволит объекту стать точкой
притяжения, уверены авторы.
Проект набережных и
общественных зон для нового
объекта на Петровском острове
(«Ленстройтрест»). Архитекторы
Александра Бородина, Мария
Томина и Анна Черемнова про
работали идею центральной
аллеи, которая проходит через
весь квартал к набережной, где
ращенный к воде. «Предлагаем
поставить на аллее арки, кото
рые можно использовать под
зала Александра Бородина.
Застройщики и эксперты
отметили высокий уровень
представленных проектов и
профессионализм авторов. «Я
был приятно удивлен уровнем и
проработкой проектов, особенно
готовку у авторов было немного.
Было много интересных идей.
тах благоустройству внимание
традиционно уделяется по
остаточному принципу – как
с точки зрения проработки,
так и финансирования. Будем
надеяться, что со временем
ситуация изменится. То, что
молодые архитекторы способны
работать над такими проектами,
очень радует», – заявил Николай
Пашков. «Очень интересные
проекты, по ним видно, что у нас
ры с художественным видением,
это здорово», – добавил Вадим
Басс. «Я завидую молодым
ному мышлению, их желанию
удивить, быть современными.
При некоторой экстравагантно
сти и оторванности от реальной
жизни их работ я вижу большие
возможности в том, что они
предлагают», – резюмировал
3(46)2017
16-го выпуска «Архитектурного
года. В него войдут лучшие
Будут представлены следую
щие разделы: «Архитектурные
конкурсы», «Проекты и построй
ки», «Реставрация, архитектура
тектура», «Дипломные проекты»,
ный листок». Редколлегия будет
ров на конкурсной основе осенью
этого года. Сроки сдачи работ
и технические параметры будут
Надеюсь на успешное сотруд
Алла Богатырева, главный
редактор «Архитектурного еже
vi ЬгаииЫжа «ЫлргнаенолЫ каналЬолЮЫ»
Уважаемые господа, коллеги!
Позвольте мне от имени ред
коллегии ОАМ поздравить вас с
выходом юбилейного XV выпуска
«Архитектурный Ежегодник.
ков издания за проделанную
творческую работу и высокопро
фессиональную редколлегию.
ОАМ благодарит издательство
ра Сергея Веснина за качество
издания и своевременный выход
книги к открытию биеннале 2017
года. Также благодарю дирек
тора ОАМ Наталью Никитину за
помощь, оказанную изданию в
сборе материалов и решении
организационных, договорных и
финансовых вопросов.
Отбор работ происходил в конце
ленные сроки. Редколлегией было
отобрано 78 лучших работ, из
которых 64 проекта и 14 построек.
строительный конкурс «Серый
пояс. Преобразование», который
включает в себя 9 проектов: 3 из
Санкт-Петербурга, 3 из Москвы
и 3 международных компании из
Финляндии, Норвегии и Гол
ландии. Всего представлено 33
коллектива.
Хочу сказать, что наши петер
бургские архитекторы успешно
работают не только в нашем
городе, но и в других городах
России и за рубежом. Не буду
долго говорить о составе книги.
Хочу только обратить ваше вни
мание на две интересные статьи.
Одна посвящается 100-летию
выдающегося зодчего нашего
города Александра Владимиро
вича Жука. О жизни и творчестве
тор Евгений Жук. Также в статью
включены воспоминания коллег
и его учеников. Вторая – «Дис
куссионный листок» посвящена
памятнику 3-го Интернационала
Владимира Татлина – символу
двух революций ХХ столетия.
Традиционно рубрику ведет Олег
Игоревич Явейн.
Ежегодник издается на средства
членов ОАМ и наших партнеров, а
участие архитекторов - бесплатно.
ния: АО «ШУКО ИНТЕРНАЦИОНАЛ
МОСКВА», GUARDIAN, HANTER
DOUGLAS, ЗАО «ВЕЛЮКС», ЗАО
«ЕВРОСТРОЙСОЮЗ», OOO «НОРД-
ВС» (официальный представитель
ООО «ТД ЛТМ» в СПБ), ООО «НПЦ
«НЕВПОЛИМЕР» и ООО «КНАУФ
ГИПС». Что хочется сказать о
наших постоянных партнерах: это
высокотехнологичные компании
тающие на строительном рынке.
Основной девиз этого года: «Тех
нологии, проверенные временем
и надежностью эксплуатации».
Все компании имеют представи
тельства в России и СПб. Многие
имеют производство в нашей
стране. Постоянно совершенствуя
технологии и дизайн продукции,
они ежегодно обеспечивают
обновление информации в
соответствии с требованием
Российских норм в строительстве.
торов, сопровождают нас на всех
этапах реализации проекта. Все
продукты имеют сертификаты по
экологии и энергосбережению,
ить объекты высокого качества.
ОАМ совместно с издательством
3(46)2017
Петербургский архитектор Н.И,
тор года-2016», которая вручается
«По традиции одна из самых
заметных экспозиций – стенд
архитектора года, расположенный
на перекрестье всех путей ЦДХ
при входе на второй этаж. Эти
Издание «Собака.ru» определила
победителей двенадцатой премии
«ТОП 50. Самые знаменитые
люди Петербурга»-2017. На сайте
читатели голосовали за актеров,
торов и других героев, которые
изменили жизнь нашего города к
лучшему.
Читатели признали победителем
в номинации «Книги» историка
архитектуры Бориса Кирикова.
«Блестящий знаток города
провел сплошную атрибуцию
исторической застройки Петербур
стены много лет как крупны и
эффектны, но первый архитектор
года из Петербурга Никита Явейн
превзошел их все, поскольку
привез в Москву множество
макетов, составивших полно
ценный творческий отчет «Студии
44» за 25 лет работы, плюс даже
более ранние проекты, к примеру
«дом для семей трех поколений»,
предложенный Явейном для
ташкентского конкурса в 1978
(!) году. Собственно экспозиция
напоминает выставку в Датском
павильоне на венецианской
ярус – отличный пространствен
ный аттракцион, погружающий
зрителя в разглядывание и
фотографирование макетов,
многие из которых пришлось
кой в Москву. Что может быть
увлекательнее на архитектурной
выставке, чем макеты – эти
объемные «кукольные домики»
профессионалов, самые нагляд
НИКИТА ЯВЕЙН СТАЛ АРХИТЕКТОРОМ ГОДА ПО ВЕРСИИ АРХ МОСКВЫ
тербурга в области культуры и
тектура» за 2016 год получил
авторский коллектив: Сергей
сандр Вайнер, Татьяна Коваленко,
Павел Кочнев, Евгения Орешки
– за создание архитектурного
комплекс для хоккейного клуба
га и систематизировал сведения о
1500 петербургских архитекторах.
Целое поколение инстаграм-
блогеров, поклоняющихся горо
ду, выросло на книгах Кирикова
о его архитектуре. Очередным
книга «Архитектура петербург
ского модерна. Общественные
его бестселлера «Архитектура пе
тербургского модерна. Особняки
издательстве «Коло», представ
СЕРГЕЙ ОРЕШКИН ПОЛУЧИЛ ПРЕМИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕТЕРБУРГА ЗА СПОРТКОМПЛЕКС СКА
БОРИС КИРИКОВ ВОШЕЛ В «ТОП 50. САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ПЕТЕРБУРГА»-2017
3(46)2017
сковской биеннале архитектуры,
которая объединяет на борту
корабля звезды отечественной
архитектуры и дизайна.
Маршрут АРХ Парохода -2017
на теплоходе «Карл Маркс» из
через Углич, Кижи и Мандроги.
Петербуржцы познакомились
с экспозицией передвижной
международного архитектурного
проекта-экспедиции «АРХ Паро
ход». Святослав Гайкович и Бо
рис Кириков провели авторские
теплоходные экскурсии по Неве.
конференция в Главном штабе
ском Центре дизайна ARTPLAY,
на территории которого проходит
St. Petersburg Design Week 2017.
вого композитного материала
немецкая ком
пания 3A Composites не только
максимально упростить процесс
ства фасадов на пути от идеи
ментов и решений, включающих
BIM-объектов и конструктивных
ством популярных CAD-систем.
Одним из таких инструментов,
возможности немецкого мате
Facademaker (www.facademaker.
Facademaker
архитекторы могут играючи
конечное множество различных
изменяя цвет и форму фасадных
элементов в 3D. Цветовая палитра
включает в себя все актуальные
сти формообразования учитывают
физико-механические характери
стики материала.
Facademaker не
только позволяет в несколько
кликов создать свой идеальный
фасад, но и дает возможность экс
портировать только что созданную
трехмерную поверхность фасада
в CAD-систему с дальнейшей
хитектурный проект. Для этого не
вителю компании 3A Composites,
ALUCOBOND
– ЛЕГКОСТЬ МАТЕРИАЛА И ТВОРЧЕСТВА
3(46)2017
В Санкт-Петербургском доме
ведение итогов открытого
общероссийского конкурса
для молодых архитекторов
«Бульвар науки». Конкурс
нистрацией Гатчинского
муниципального района
ветом депутатов МО «Город
Гатчина», ФГБУ «Петер
бургский институт ядерной
тинова» Национальным
исследовательского центра
«Курчатовский институт» и
Санкт-Петербургским союзом
держке журнала «Проект
Перед участниками стояла
цель создать концептуаль
ный проект благоустройства
научно-игровых зон и малых
архитектурных форм территории
«Бульвара науки» в Гатчине (на
участке улицы Коли Подрядчи
кова
– между улицей Академика
Константинова и улицей Про
фессора Русинова).
еЫе оЯЫжймч мйаЯгигнч гмеоммнЭй
г иЫоео
«Бульвар науки» и связанных с
Одним из основных условий
конкурса было популяризировать
НИЦ «Курчатовский институт»
и его вклад в развитие науки и
социальной инфраструктуры
Гатчины.
Экспертный совет выбрал 12
стенах Курчатовского института,
В жюри конкурса вошли пре
зидент Санкт-Петербургского
союза архитекторов О.С.
(председатель жюри), главный
архитектор Ленинградской обла
сти Е.В. Домрачев, директор Пе
тербургского института ядерной
физики им. Б.П. Константинова
НИЦ «Курчатовский институт»
президент Санкт-Петербургского
Гайкович, руководитель моло
Санкт-Петербургского союза
архитекторов Ф.В. Буянов, глава
Администрации Гатчинского
бушкина, депутат Законодатель
ного собрания Ленинградской
области Л.М. Пункина, главный
победителей и участников
конкурса открыл президент
Санкт-Петербургского союза
архитекторов Олег Романов.
Он поблагодарил Курчатовский
институт и Администрацию Гат
чинского района за инициативу
и поддержку и отметил высокий
уровень представленных работ:
нейшая тема, в институте есть
уникальнейшие вещи, которых
вы больше не увидите нигде.
рад, что конкурсантам удалось
соединить искусство и науку –
физику».
Денис Минкин поблагодарил
всех участников конкурса за
интересные проекты: «То, что вы
поработали, предъявили свежие
мысли, – очень важно. Почему
ПИЯФ поддержал проведение
конкурса? Во-первых, Гатчина
для нас дом родной – и мы
хотим, чтобы здесь было уютно.
Во-вторых, в нашем городе
нужна площадка для общения –
общественное пространство для
всех жителей и для сотрудников
института. И конечно, это будет
буржцев».
3-я премия была вручена
Рашиду Умарову (/р. 1993/

СПбГАСУ). 2-ю премию получили
выпускники Академии художеств
Мария Ляшко (/р.
– СПбГА
ИЖСА им.
И.Е.
Репина) и Никита
Тимонин. 1-ю премию жюри при
судило дуэту Яны и Никиты За
мятиных (Яна Замятина /р. 1990/
– СПбГАИЖСА им.
Репина).
Приз зрительских симпатий,
который был определен голосо
ванием сотрудников Института
ядерной физики, получил также
проект Рашида Умарова.
Cпециальная премия журнала
«Проект Балтия» присуждена
работе Полины Власкиной (/р.
1994/ – СПбГАИЖСА им.
пина), Марии Лугановой и Артура
Кумаритова – за архитектурную
графику. Помимо участников
конкурса, были награждены
ставители МО «Город Гатчина» и
Курчатовского центра.
Председатель молодежной
секции Союза архитекторов
Феликс Буянов резюмировал:
«Рад, что нашлись талантливые
люди, которые отдали дань
почтения Гатчине. Греет душу,
что петербуржцы, и не только
они, обратили внимание на этот
блестящий пригород. Я надеюсь,
средственными участниками его
По материалам информагентств
3(46)2017
зовадий-ЭцмнЫЭйтицд ейзкжаем
градостроительного конкурса
на разработку концепции
плекса «Оборона и блокада
Ленинграда» выберут
В Петербурге состоялся
ознакомительный семинар
градостроительного конкурса
на разработку Концепции
пространственного решения
плекса «Оборона и блокада
сии по Государственному
роны и блокады Ленинграда
вом к участникам конкурса
обратил-ся вице-губернатор
го комплекса, который станет
дящим новую линию культурной
площадке будет осуществляться
– подчер
кнул вице-губернатор.
Участники семинара посетили
ства нового комплекса, рас
положенное в историческом
центре города на стрелке реки
и Таврического дворца, а также
побывали на Пискаревском клад
бище, где возложили цветы в
Участок площадью 1,73 га,
стройки, расположен внутри
петли левобережной развязки
будущего Орловского тоннеля,
который свяжет правый и левый
музейно-выставочного комплекса
и экспозиция под открытым не
бом будут созданы на территории
ГУП «Водоканал». Здание музея
не превысит высоту 25
В Комитете по градостроитель
ству и архитектуре участникам
о концепции развития Музейно-
которыми необходимо руковод
тель КГА – главный архитектор
Григорьев подчеркнул, что перед
9 творческими коллективами
стоит серьезная задача – создать
блокады Ленинграда», который
архитектурными характеристи
петербургского ландшафта,
выражая идею стойкости и му
«Градостроительная задача
участников – органично включить
здание комплекса в панораму
зея с экспозицией под открытым
небом на территории будущего
композиционное, образное
выставочного комплекса с орга-
коммуникаций, направленных
на получение максимального
посетителей», – отметил главный
Закрытый архитектурно-градо-
строительный конкурс, проводит
коллективов, отобранных жюри
и экспертным советом конкурса.
К участию были приглашены ор
ганизации с высокой профессио
нальной репутацией и успешным
Заказчиком конкурса высту
ектов», организатором – Ко
архитектуре.
В «шорт-лист» конкурса вошли
пять архитектурных бюро Санкт-
Петербурга: «Студия 44», «Архи
тектурная мастерская Мамошина»,
«Земцов, Кондиайн и партнеры»,
«А.Лен» и «Архитектурная мастер
ское бюро «Snøhetta», германское
«Thomas Herzog Architekten»,
подавшие совместную заявку
финское «Lahdelma & Mahlam
ki»
и американское «Ralph Appelbaum
Associates» (RAA), московский
«Проектный институт Арена».
Жюри конкурса возглавил
Губернатор Санкт-Петербурга
Георгий Полтавченко, сопредсе
дателями стали вице-губернаторы
Санкт-Петербурга Владимир
Кириллов и Игорь Албин. Членами
жюри также стали писатель и
Петербурга Даниил Гранин,
директор Государственного
Эрмитажа Михаил Пиотровский,
мир Толстой, почетный президент
Санкт-Петербургского Союза
архитекторов Владимир Попов,
президент Союза архитекторов
России Николай Шумаков, глав
ный архитектор Москвы Сергей
Кузнецов.
Итоги конкурса будут подведены
3(46)2017
ЫеноЫжчиЫъ назЫ
История строительства
ванная в мае 1704 года по проекту
и под руководством самого Петра
шлот» была в числе передовых
по уровню военно-технической,
тектурной мысли. Уникальность
фортов состоит в том, что все
они построены на искусственных
Подобное использование
существующей географической
ситуации для эффективной
защиты новой столицы было
кой Петра I. В законченном виде
тельный комплекс, защищавший
столицу Российской Империи. Все
элементы этого комплекса были
тесно взаимосвязаны, занимая
каждый определенное место.
Вместе с тем каждый элемент мог
существовать в известной степени
автономно, имел независимые
ния, склады топлива и продоволь
ствия, кухни и жилье.
Важную роль сыграли форты
в годы Великой Отечественной
войны 1941–45 годов. Однако к
окончанию войны крепость Крон
штадт потеряла свое главенствую
щее значение в системе береговой
обороны Балтийского флота, по
скольку граница СССР сместилась
в западном направлении.
Постепенно был произведен
го вооружения. Форты были
списаны в «никуда», охрана
фортов более не производилась.
Выстояв в боях, эти бастионы не
выдержали испытания мирным
временем, и в настоящее время на
фортах практически не осталось
железных конструкций. В част
ности, с фортов вандалами было
ское оборудование.
Непонимание ценности
комплекса и его отдельных
зователей и отсутствие охран
гмнйлгъ г ЬоЯофаа пйлнйЭ
заместитель начальника отдела
Федерального государственного
«Управление по эксплуатации зданий
округе» Управления делами
Президента Российской Федерации
ного статуса – все это принесло
значительный ущерб фортам и
Только повышенная прочность
конструкций, рассчитанная в свое
рядам, уберегла сооружения от
быстрого и полного физического
разрушения, хотя разрушенные
участки и деформация конструк
ций имеются в изобилии.
6 августа 1990 года решени
ем Исполнительного комитета
Ленинградского городского
Совета народных депутатов N
647
чили статус памятников истории и
культуры. По инициативе Комите
та по государственному контролю,
ков истории и культуры Санкт-
Петербурга и Государственного
института архитектуры в Санкт-
ке Кронштадтской администрацией
и Комитетом по градостроительству
и архитектуре был намечен ряд
мероприятий по сохранению этого
комплекса с дальнейшим его вос
становлением.
Одним из них стала разработка
концепции современного ис
пользования Кронштадтских
фортов, которая была проведена
в 1998 году группой специалистов
под руководством генерального
директора проектного «Института
архитектуры» и «Архитектурной ма
стерской Романова» О.С. Романова.
Цель разработки концепции
становление ценнейшего памятника
военной истории и архитектуры,
уникального архитектурного ансам
го функционального наполнения и
современного использования.
Концепция была согласована
в 2002 году и рассматривается
Комитетом по государственному
контролю, использованию и охране
памятников истории и культуры
Санкт-Петербурга как основа для
ления фортов Кронштадтской
крепости.
Серьезное влияние на судьбу
фортов оказало строительство
комплекса защитных сооружений
Санкт-Петербурга от наводнений,
основным элементом которых
является дамба.
Появилась возможность сухо
путного сообщения с фортами
«Константин», «Батареи северные
№3 и №7». Более высокая степень
доступности значительно облегчает
организацию восстановительных
работ, обслуживание фортов, а
также способствует увеличению
туристского потока.
Благодаря автомобильной трассе,
ное восприятие всего комплекса
фортов Кронштадтской крепости.
Тело дамбы стало защитой для
ющих наиболее сильных западных
ветров, волн, ледовых торосов.
На сегодняшний день в состав
Кронштадтской крепости входят 19
фортов. Два форта расположены
на острове Котлин (город Крон
штадт), два имеют собственную
дамбу, обеспечивающую их связь
с островом Котлин, еще три форта
3(46)2017
ЫеноЫжчиЫъ назЫ
соединены насыпной территорией
с комплексом защитных сооруже
днений (дамбой), остальные 12
фортов – островные.
ектные предложения по фортам
«Батарея южная №3 (Милютин)»,
«Константин» и «Александр I».
Освоение форта «Константин»
АО
«Третий парк» продолжается до
сих пор. Введена в эксплуатацию
Форт «Александр I» пред
полагался к использованию
для проведения «SAMMIT G8»
и в дальнейшем в качестве
фестивально-конгрессного центра,
зация проекта не состоялась. В
настоящее время при содействии
депутата Госдумы Е.Г. Драпеко
за счет средств Министерства
культуры Российской Федерации
АО «Ренессанс-Реставрация»
разработало проект реставрации
форта «Александр 1».
В 2007 году ООО «Седьмой
северный форт», объединивший
ресованных в защите исторических
памятников от окончательного
разграбления и разрушения, начал
работу по подготовке документа
ции возрождения форта «Батарея
северная №7».
Первоначально архитектурной
мастерской О.С. Романова были
разработаны предпроектные
предложения по современному
использованию этого форта, кото
рые были согласованы Комитетом
по государственному контролю,
ков истории и культуры, а также
Комитетом по градостроительству
и архитектуре Санкт-Петербурга.
В дальнейшем в 2008 году
ООО «Седьмой северный форт»
выиграло конкурс на заключение
права аренды форта «Батарея
ведения работ по реставрации
памятника.
Для его сохранения очень важно
было найти жизнеспособное
экономическое использование.
кателен для туристов, в связи с
пользовать практику Европейских
стран в отношении аналогичных
объектов. Разработчиками ПД
«Исследовательская и проектная
документации в стадии «Проект»
для сохранения, приспособления
и современного использования
объекта культурного наследия
федерального значения форта
«Батарея северная №7»» стали
специалисты ООО «РИДЕР» под
творческим руководством О.С.
манова. Сотрудниками ООО
ДЕР» был проведен глубокий
анализ исторического процесса
развития системы оборонительных
сооружений в акватории Финского
залива, существующего состояния
риал в широком спектре смежных
областей. Архитекторы Прокопенко
Е.Ю. (ГАП), Ридер Д.Е, Ридер М.А,
конструкторы Хвалюк В.К, Хвалюк
В.В, инженеры и ландшафтные
специалисты использовали в
тенциал и неформальный подход к
теме приспособления памятников
для современного использования.
Благодаря высококачественному
ведения необходимых архивных и
ний, а также высоко профес
сиональному уровню проектной
разработки была выполнена
ные, нестандартные инженерные и
архитектурные решения в рамках
специфического задания. Вызыва
ние, с которым выполнена работа
ному использованию уникального
объекта. В результате был создан
красивый и уникальный проект,
объединяющий в себе историю и
современность, который должен
быть воплощен в жизнь. Проект
прошел историко-культурную
экспертизу, Совет КГИОП по со
хранению культурного наследия и
согласование в КГИОП. Он принят
более посещаемых туристами го
родов Европы. Музейная функция
фортов непосредственно связана с
познавательным туризмом. Расши
рив сферу дополнительных услуг
и объединив ее с рекреационной,
проектировщики существенно
увеличили экономические возмож
ном этапе развития цивилизации
может быть решена многоступен
чатая задача сохранения уникаль
ного историко-архитектурного
ареала Кронштадта с максималь
ной экономической выгодой и
включением его во все многооб
разие туристических, информа
ционных и транспортных связей
в масштабе страны, континента,
мирового сообщества. Форты
Кронштадта могут встать в ряду
наиболее достойных объектов в
туристическом «ожерелье» Санкт-
Петербурга.
Проект современного освоения форта «Александр I»
Историко-архитектурный план комплекса фортов Кронштадта
Проект реконструкции и современного использования форта «Батарея
3(46)2017
В последние годы заметно растет интерес к
утепленным зенитным фонарям, которые могут
быть установлены в жилые и офисные здания,
обеспечив комфортный микроклимат и высокую
освещенность помещений.
Оптимальные показатели достигаются за счет уте
пленного пластикового короба с установленным в
него стеклопакетом. Изнутри помещения зенитный
фонарь VELUX смотрится так же элегантно, как и
хорошее фасадное окно. Теперь, с новым изогну
тым защитным стеклом зенитный фонарь VELUX
За дополнительной информацией обращайтесь к специалисту архитектурно-строительного отела ВЕЛЮКС
уникальный продукт – первое в мире
изогнутое защитное стекло для зенитных
куполом наполнит светом помещение под
кровлей и станет настоящим украшением
3(46)2017
3(46)2017
Компания ООО «ТД ЛТМ» активно и успешно ведет свою деятельность
на российском и зарубежных рынках фасадных материалов с начала
ООО «ТД ЛТМ» – первое предприятие, осуществляющее полный про
изводственный цикл изготовления фиброцементных панелей на тер
который имеет собственную уникальную рецептуру и на 60% состоит
из портландцемента. Завод оснащен новейшим европейским высоко
технологичным оборудованием и работает по современной технологии
«flow on», что позволяет выпускать высококачественные фиброце
ментные панели высокой плотности и атмосферной сушки. Мощность
Панели компании ООО «ТД ЛТМ» подходят для использования в раз
ных климатических зонах, устойчивы к воздействию влаги и перепа
дам температур, энергоэффективны и обладают свойством негорюче
сти. Особый способ окрашивания плит позволяет сохранять стойкость
жилых комплексов, крупных спортивных, муниципальных, админи
(НВФ) в комплексе с фиброцементными плитами компании ООО «ТД
энергоэффективности и возможности уменьшения затрат на эксплуа
на 25-30%. Таким образом уменьшается стоимость их эксплуатации,
т.к. исчезает необходимость в ежегодном косметическом ремонте.
Отметим, что вести монтажные работы можно круглый год и в любую
конкурентное преимущество по сравнению с различными способами
отделки фасадов.
который создает внешний художественный образ и одновременно
щей нагрузки и защищающей внутреннее пространство от внешних
воздействий, именно на архитектуру фасадов мы в первую очередь
зволяет разнообразить экстерьер зданий и воплотить в жизнь самые
неординарные архитектурные идеи. Именно поэтому использование
ФЦП актуально как на сегодняшний день, так и в будущем.
ООО «ТД ЛТМ»
г. Обнинск,
Киевское шоссе, 70
КАЧЕСТВО ФАСАДНЫХ ПЛИТ –
ПРИОРИТЕТ ДЛЯ НАШЕЙ КОМПАНИИ
ООО «ТД ЛТМ» активно развивает деловые отношения. Дилерская сеть
включает партнеров, представляющих интересы компании в городах
ном качестве продукции компании ООО «ТД ЛТМ» говорит количество
и география проектов, в реализации которых применялись ФЦП - они
Высочайший уровень качества, быстрота и легкость монтажа, велико
лепные эксплуатационные и прочностные характеристики и разноо
бразный ассортимент цветовой палитры – залог высокой популярности
ФЦП нашей компании.
ООО «НОРД-ВС»
3(46)2017
Технология предварительного напряжения с натяжением на бетон в
условиях строительства (пост-напряжение) широко применяется во всем
ных направлений развития монолитного железобетона в современном
В соответствие с актуальными запросами предпочтение в архитектуре
отдается созданию больших свободных полезных площадей, гибких
планировок с возможностью их легкой трансформации в пространстве.
ляющая возводить большие пролеты зданий с минимальным количе
ством колонн и наименьшей толщиной перекрытия.
напряжения обладает рядом существенных преимуществ: достигается
значительная экономия материалов, уменьшается нагрузка на фунда
мент, увеличиваются длины пролетов, достигается сбалансированность
й
ство. При этом сокращаются сроки и трудозатраты на строительство.
Наиболее удачными конструкциями с точки зрения эффективности
применения системы пост-напряжения являются торговые и офисные
баты, фундаментные плиты, промышленные полы, трансферные балки
местах поэтажного изменения шага колонн от большего к меньшему),
консоли.
Компания «Дэскон» осуществляет проектирование, поставку, монтаж
За 12 лет существования компания спроектировала и построила более
Среди наших объектов в Санкт-Петербурге заметны ТЦ «Охта Молл»
(компания SRV), 7-я очередь строительства завода Nokian Tyres, паркинг
ЖК «Эланд» (компания NCC), подземные паркинги ЖК «Сандэй (СПб
Архитектура – понятие комплексное, она ограничена в развитии без ис
пользования и внедрения отвечающих запросам времени конструктив
ных решений, создающих комфортную среду обитания, в соответствие
с назначением того или иного здания. Система пост-напряжения бетона
ту
ре гармонично, идти в ногу со временем.
На предварительном этапе сотрудничества наши конструкторы оказыва
ют бесплатные консультации архитекторам, проектировщикам, готовят
альтернативные решения с применением системы пост-напряжения.
Только в случае заинтересованности нашим решением со стороны
заказчика мы переводим диалог в контрактную плоскость. Будем рады
любым обращениям и запросам.
Кирилл Тушин, исполнительный директор компании «Дэскон Про»
3(46)2017

Приложенные файлы

  • pdf 11124381
    Размер файла: 2 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий