Ужмы, в?сям в?сьмы кабыл медло, ?ечен басьты та куала пыронмы Арысь аре мед кыст?ськоз, озьы кос?ллям анаен атайес.


Информация об Объектах Нематериального Наследия (ОНН) Удмуртской Республики
Основное наименование ОНН
Основное наименование ОНН
Наименование – Удмуртский обряд «Куала миськон», песня во время обряда
Форма выражения ОНН – Обрядовая песня
Сведения, относящиеся к наименованию – Обряд мытья Куалы (священного места удмуртов)
Язык наименования – Удмуртский
Унифицированное наименование ОНН
Унифицированное наименование ОНН
Наименование – Куала миськон, песня во время обряда
Форма выражения ОНН – Обрядовая песня
Сведения, относящиеся к наименованию – Обряд мытья куалы перед молением
Язык наименования – Удмуртский
Параллельное наименование ОНН
Параллельное наименование ОНН
Наименование – Кала пырон, песня во время обряда
Форма выражения ОНН – Обрядовая песня
Сведения, относящиеся к наименованию – Обряд мытья куалы (священного места) у удмуртов, песня во время обряда
Язык наименования – удмуртский
Классификация ОНН
Классификация ОНН
Система классификации – Форма выражения ОНН: Обряды
Значение – Описание обрядовых действий
852 – Регистрация ОНН
Наименование организации – $a АУК УР «Республиканский Дом народного творчества – Дом молодежи»
Адрес организации – $c Удмуртская Республика, город Ижевск, ул. Коммунаров, 363

Текущее бытование ОНН
Текущее бытование ОНН
Страна – Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения – Удмуртская Республика
Район– Все районы с компактным проживанием удмуртов
История бытования ОНН
6211# – Историческое бытование ОНН
Тип описания – Инд.1 История бытования
Страна – $a Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения– $b Удмуртская Республика
Район – $c Все районы с компактным проживанием удмуртов
Краткое описание ОНН
Краткое описание ОНН
Краткий текст описания – В Аксакшуре Быдӟым куала держали семейства Эман, Кулыщ (род Омга), Марко (род Бигра), кечпи, эшмет, Каля (род Эгра). В каждом проводился обряд «Куала миськон». Со слов Тихоновой Екатерины Кузьминичны (1914 г. р. «…куала мыли только женщины, изнутри…запись 1994 года, более никаких подробностей.») В. В, Владыкина «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов» (Ижевск, Удмуртия, 1994, стр. 286) отмечено, что в быдӟым куа проводили 2-3 моления в год (обычно во время летнего и зимнего солнцестояния), некоторые назывались «Куа пырон» (букв. «Вхождение в куа». Перед вхождением святилище тщательно убирали, мыли стены, украшали их ветками пихты, ели (зимой), березы-летом, узорными полотенцами. Но как проводился обряд «Куала миськон» никакой информации в изученной мной краеведческой литературе от умерших уже информантов. Тем не менее, провожу свой вариант проведения этого обряда, опираясь на уже состоявшийся в 2015 году. Мыть куалу обычно приходят утром, в 9-10 часов. В куалу первым всегда вхордит «куала утиьсь» (хранитель куалы, жрец), за ним его помощники разводят костер на очаге для приготовления ритуальной каши из мяса птицы. Жрец (вӧсясь) держа в руках лепешки (кыстыбей) и деревянную рюмку (сюмык) с напитком, обращается к Воршуду: «Остэ, Эгра воршуд! Тани лыктӥмы, вашкала сямез чакласа, куала миськон но куала пырон ортчытыны, юрттэ выльдыны, шулдыртыны. Мае ке вунэтимы ке, вождэ эн вай. Милям сфммф ӧвӧл-пересьеслэн сямзы» (Остэ, Эгра воршуд! Аот пришли, соблюдая прошлое, провести обряд мытья и вхождения в куалу. Если что забудем-не серчай. Не нами придуманный обряд – обряд стариков). Тем временем женщины приносят с родника воду, начинают мыть стены, приводят в порядок ритуальные полотенца, украшают стены березовыми ветками. (Воршудкым коробом занимается сам жрец, прикасаться к нему посторонним нельзя). Некоторые исполняют обрядовую песню.
После завершения мытья женщины накрывают стол угощениями, принесенными с собой. Затем жрец трижды обходит по солнцу очаг, на котором варится каша в котле. Произносят: «Остэ, Воршуд, вӧсям вӧсьмес, куала миськонмес кабыл кар, ӟечен басьты» (остэ, Воршуд, моленье каше, мытье куалы прими, хорошо чтоб было). Бросает в огонь кусочек лепешки, порцию каши, плескает из рюмки. Этим каша считается освященной. Всем присутствующим дает пробовать лепешку, пищу, напиток. Каждый произносит «Остэ» и этим освящает и себя. Затем жрец встает впереди всех присутствующих лицом к Воршуду, в руках с освященной кашей и рюмкой. Говорит: «Остэ, Воршуд! Тани куала миськонмес ортчытим. Юрттэ выльдӥм, быдэс арлы югытэз мед тырмоз, дано мед ло кема аръеслы шуыса. Ужмы, вӧсям вӧсьмы кабыл медло, ӟечен басьты та куала пыронмы Арысь аре мед кыстӥськоз, озьы косӥллям анаен атайес. Вӧсям вӧсьмы дано медло, кизем ю-няньмы ӟеч мед кисьмалоз асьмелы шуыса.» (Завершили мы «Куала миськон» Обитель твой обновили, чтобы на цельный год хватило его света, чтоб слава была на много лет. Проведенное нами моление да благословит нас. Вхождение в куалу пусть да длится многие годы, так завещали родители, матери и отцы наши. Моленье пусть наше будет благословенно, чтоб посеянные нами хлеба да хорошо уродятся.)Поле такой молитвы все садятся за стол, едят освященную кашу, женщины потчуют напитком, начиная с жреца и мужчин, а затем и друг друга. Встают из-за стола, желая повторения обряда и в следующий год. Перед выходом из куалы женщины, впервые вошедшие в нее, оставляют воршуду дары-платки. (в старину оставляли чалму с головы) чтобы воршуд принял впервые вошедших в семью своего рода.) Кости, оставшиеся после трапезы, зарывают в угол куалы.
Сведения об особенностях ОНН
Сведения об особенностях ОНН
Тип особенности – Состояние бытования
Краткий текст – Традиционное бытование во многих районах утрачено, есть попытки восстановить его традиционное бытование в районах, где он утрачен.
Сведения об особенностях ОНН
Тип особенности – Ценность
Краткий текст – Объект представляет ценность как пример живой традиции удмуртского народа, которую еще можно сохранить и восстанавливать. Объект является ярким обычаем, требующим фиксации и популяризации.
Ссылка на источник сведений – Сведения о действии над/ с ОНН
Сведения о действии над / с ОНН
Тип действия – Сохранение
Целевое действие – Сохранение знаний старшего поколения о традициях проведения обряда
Наименование действия – Сбор и запись информации об обряде от лиц, имеющих к нему отношение
Время действия – Периодичность действия – Периодически
Метод действия – Фотографирование, видеозапись, запись на бумажный и аудионосители
Состояние (результат действия) – Сохранение информации, связанной с обрядом, с целью дальнейшей популяризации объекта
Описательные сведения
330 – Описательные сведения
Тип описания – $9 Описание
Содержание – $a Семейная куала располагалась, как правило, недалеко от дома, во дворе. Куала представляет собой небольшое срубное помещение без пола, потолка и окон, с одной дверью. Крыша двускатная и, как правило, несомкнутая (для выхода дыма). В центре куалы, на земляном полу, располагается каменный очаг. Вдоль стен устанавливаются лавки. Над очагом на балке с помощью цепи и железного крюка подвешивается котёл. В правом переднем углу куалы располагается полка (вроде божницы), под которой иногда устраивают шкаф (для посуды). На полке лежит деревянная доска, прикрытая ветками (обычно берёзы) и свисающей (в виде бороды) осокой. Эта доска называетсямудор и является одной из важных деталей куалы. На неё обычно кладутся подношения при молениях о благополучии. Кроме мудора на полке, начиная с XVIII века, обычно ставились иконы. Необходимой и даже основной принадлежностью куалы является «воршудный короб» (удм. воршуд куды), сделанный из луба, скреплённого лыком. В нём, по традиционным представлениям удмуртов, обитает HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%80%D1%88%D1%83%D0%B4" \o "Воршуд"воршуд — дух-покровитель рода. В воршудном коробе, как правило, хранятся:
беличья шкурка, перевязанная красными нитками;
крылышко или хвост рябчика;
несколько перьев тетерева;
посуда, использующаяся при жертвоприношениях
кусок специального жертвенного ржаного хлеба
кусочек дерева
Главными святынями куалы, помимо воршудного короба, считается очаг, находящаяся в нём зола и висящая над ним цепь. Им приписываются магические свойства принесения благополучия.
Куалы бывают двух типов:
простые, малые (удм. покчи куала), рассчитанные на одну семью;
большие (удм. бадӟым куала), рассчитанные на несколько семей, целый род-выжы или округу.
Ссылка на полное описание – $u https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B0http://vorshud.unatlib.ru/index.php/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B0Принадлежность ОНН
Принадлежность ОНН
Тип принадлежности – Инд.1 Национальность / Культура / Род
Значения принадлежности – Удмуртский обряд
Лицо, имеющее отношение к ОНН
Лицо, имеющее отношение к ОНН
Тип ответственности – Носитель
Фамилия лица – Баймурзин
Имя Отчество лица – Валерий Дмитриевич
Лицо, имеющее отношение к ОНН
Лицо, имеющее отношение к ОНН
Тип ответственности – Исследователь
Фамилия лица – Глухова
Имя Отчество лица – Галина Анатольевна
Дополнение к имени – Кандидат филологических наук, доцент кафедры удмуртской литературы и литературы народов России Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ
Место работы/адрес – Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, ул. Университетская, 1
Организация, имеющая отношение к ОНН
712 – Организация, имеющая отношение к ОНН
Тип ответственности – $4 Ответственный орган управления/ учреждение
Название организации-$a АУК УР «Республиканский Дом народного творчества – Дом молодежи»
Местонахождение – $p 426000, УР, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 363
тел/ факс: (3412) 912-125, тел.: 908-953
e-mail: [email protected]Формы фиксации ОНН
Формы фиксации ОНН
Тип фиксации – Инд.1 Фотофиксация, видеофиксация,
Текст ссылки – \фото обряда «Куала миськон»
Формы фиксации ОНН
Формы фиксации ОНН
Тип фиксации – Инд.1 Видеофиксация
Текст ссылки – Видео обряда «Куала пырон»

Приложенные файлы

  • docx 11122120
    Размер файла: 37 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий