Это такие работы, как стамбульская серия го-родских пейзажей, работы «Астана», «Арыстанбаб кесенесі», «Летний дождь» и др.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
ний, споров и бесед, подготовительной работы. Затем громкая выставка в Музее
искусств им.
.Кастеева. Картина, которую написал Меиржан, была куплена с
выставки.
тех пор он уже из профессии не уходил...
но вернёмся к началу пути. Дипломная работа «Беседа», так же как и в детстве,
удостоилась внимания журналистов-телевизионщиков, и ее показали в программе
телеканала «Казахстан-1». на картине три персонажа и два главных героя, пер
сонажи – это двое мальчиков, сидящих на коне, и старец, повстречавшийся им
на пути. Между ними идёт неторопливая беседа.
герои – это детство, олице
творение начала жизненного пути, и старость, олицетворение опыта и мудрости
прожитой жизни.
чём может быть эта беседа?
озможно, об обычных бытовых
делах, вопросы и ответы, но главное не в теме беседы, а в том, что именно через
простые и обычные на первый взгляд истины передаётся жизненная мудрость и
опыт, дети начинают постигать ценность и смысл бытия. Картина имеет фило
софский подтекст, это не просто пейзаж, рисующий красоту природы, хотя и в
изображении самой природы художником может быть заложен определённый
посыл, идея и смысл. Картина заставляет задуматься о скоротечности жизни, о
пути человека по этапам жизни: от детства, отрочества к зрелости и старости.
Здесь важен диалог персонажей друг с другом и художника со зрителем.
Изящество живописной манеры Меиржана и особый композиционный строй,
теплый и живой колорит его полотен позволили ему довольно быстро завоевать при
знание зрителей. Меиржан – приверженец реалистического метода в живописи, все
его думы и картины – это впечатления и память детства, это юношеские всполохи
чувств, это зрелые размышления о смысле бытия.
удожник говорит об этом про
сто: «Я рисую то, что видел в жизни». никаких заумно-заимствованных речей, по
зирования в роли философствующего эстета и непонятого гения, никакого эпатажа
и эксцентричных выходок, никаких эвфемизмов и трансцендентных абстракций...
По работам Меиржана чувствуется, что рисуемые им картины мира и природы
идут изнутри, из души, из памяти, что всё то, что он рисует, ему знакомо не по
открыточным видам для туристов, они родом из детства.
се летние каникулы
мальчиком он проводил у своих родственников-чабанов в ауле и на пастбищах.
тсюда и глубинный народный колорит, национальная ментальность, которой
пропитана каждая его сюжетная картина, даже лишённая бытовых деталей.
бая любовь казаха, конечно, кони.
ни присутствуют во многих его картинах.
Прекрасное, совершенное и грациозное животное воспето не одним поколением
мировых художников. ну, а казах-кочевник с малолетства был слит с конем. Бы
товал даже обычай: в годик малыша, еще толком даже не научившегося ходить,
сажали на коня и водили по аулу от юрты к юрте, дабы оповестить всех, что на
свет явился джигит.
озяева одаривали малыша подарками и напутствиями здо
ровья, долгой жизни и богатырской силы, может даже воинской славы.
Меиржан не ограничивает себя определённой тематикой, ему интересны
как исторические, батальные сцены, так и бытовые зарисовки; как степные и
горные, так и городские пейзажи; как романтически-лирические сюжеты, так и
натюрморты. но, на мой взгляд, особняком в его творчестве стоит тема детства.
Изображение целой галереи образов детей составляет, пожалуй, одну из при
влекательных сторон творчества Меиржана.
н сумел уловить и передать искру
детской непосредственности, любопытства в познании мира, весёлости и безза
ботности.
Первая картина, которую я увидела на эту тему, произвела на меня яркое впе
чатление.
овершенно простой сюжет: два мальчика посреди степи пристально
всматриваются в небо, смешно щурясь от яркого солнечного света. Картина
называется «
амолёт, самолёт...». Для них, аульных мальчишек, не особенно
избалованных яркими и разнообразными событиями жизни, – это настоящее
чудо: высоколетящий прекрасный серебристый самолет, маленькой точкой
пролетающий в бескрайнем небе.
есь пейзаж, вся картина залита солнечным
светом, вместе с тем есть разнообразные оттенки цветов близкого спектра.
вет,
солнце, мгновенное впечатление, настроение, ожидание чуда – всё передано на
картине. Фон нейтрален, как в произведениях караваджистов. Эта картина, на мой
взгляд, – маленький шедевр, ёмко концентрирует поэтические и стилистические
особенности творчества мастера.
Похожа по настроению и персонажам картина «
олнечный дождь», или как
мы еще его называем – слепой дождь. Мальчишки ликуют и наслаждаются чудом
светлого дождя в солнечный день.
потрясающей силой передано ощущение
знойного послеполуденного солнца, исходящих от раскалённой земли отсветов.
билие солнца на этих картинах превращает желтый цвет в золотой, но никакой
напыщенности, фальши, кокетства и заигрывания со зрителем нет.
вторской
манере характерно использование сильного потока солнечного света, которое
пластически выделяет выразительные фигуры мальчиков.
Тема детства априори трогает душевные струны. Мальчик и девочка насоби
рали павшие яблоки в саду, вот она на минутку присела на скамейке, а братишка
в это время с удовольствием ест спелое яблоко. Почти те же персонажи в степи,
недалеко от юрты, на земле лежит снятое с коня седло, и мальчик сидит на нём,
явно воображая себя лихим всадником. Рядом расположился огромный верный
пёс – алабай – спокойный, умный и невозмутимый. Девочка, скорее всего сестра,
терпеливо ждёт своей очереди посидеть в седле отца. Ярко-красная рубашка
мальчика и то, что он находится в центре композиции, в то время как девочка
и собака оказались сбоку, делает его главным персонажем картины. Мы видим
мечту мальчика, воплощённую в этом красиво и богато инкрустированном сед
ле, которое ему пока еще великовато, но пройдут годы, и он станет достойным
всадником и мужчиной. на другой картине – два малыша примерно пяти и семи
лет. Эти герои воображают себя уже не всадниками, но воинами, и в руках почти
настоящее оружие, да и в лицах читается осознание собственной важности.
от
ещё одна чудесная сценка: уже подросшие герои, мальчик и девочка из «
куса
лета», но теперь им по 12-13 лет. Мальчишка счастливо смеётся, раскачиваясь
на подвешенной крепкой верёвке.
тобы качаться на таких качелях, необходима
сноровка.
н парит в воздухе, фон – зыбкое марево, передающее чувство солн
ца и звенящего чистого воздуха. Здесь главная героиня – девочка, что опять же
подчёркнуто ярким красным платьем, пятно, невольно приковывающее внима
ние. Тень, падающая от героини, подсказывает, что солнце стоит в зените, она
остановилась и замерла буквально на минуту – снова мгновенное впечатление
Картин, этюдов на тему детства у Меиржана немало, и все они сочно пропи
таны трепетной любовью к миру детства, с его милыми атрибутами: собаками
и козликами, яблоками и игрушками.
имволична картина: «на охоту» – дети
сидят на заборе, на котором для сушки вывешена корпешка.
ни воображают
ÈÇ
,
ÊÀÊ
ÑÎ
ËÍ
Å×
ÛÅ
ÈÊÈ
...
себя сидящими на скакуне, у мальчика в руках взрослый лук, ведь он защитник,
воин и охотник. Малыши изображены на фоне огромного, уходящего за горизонт
солнца. Яркие лоскутные узоры корпешки, перья филина-уки на чудесной шапочке
забавного ребенка – все повествует о безоблачном и счастливом детстве.
минаются традиции радостной и праздничной живописи итальянского барокко,
привлекающей взгляд сиянием ярких цветовых пятен. Глядя на эти работы, не
возможно оставаться равнодушным.
удожнику хорошо удаются нежные, романтичные образы прелестных юных
дев. Правда, таких работ в авторском архиве немного.
дна из них «Яблоки» – на
берегу озера, в яблоневом саду сидит, заплетая косы, девушка в белом платье.
ероятно, она только вышла из воды и собирает свои длинные роскошные во
лосы.
т образа веет чистотой и невинностью, красотой и грациозностью, а по
подолу платья разбросаны спелые красные яблоки, навевающие мысль о том, что
красота преходяща, а впереди жизнь, полная соблазнов и перипетий. Меиржан
часто изображает сцены, полные трогательной поэзии и нежного лирического
настроения.
собняком для меня стоит работа, которую хотелось бы выделить. Это
картина, которая была написана специально к проекту галереи «
Ю» «Космос
казахского орнамента» и которая вошла в одноименный художественный альбом.
Техника, в которой выполнена эта работа, не характерна творческому методу
художника.
на целиком сплетена из орнаментов и сложных узоров по принципу
пуантилизма, когда в хаосе точек начинают проглядывать определенные образы.
Картина решена в ярком красно-кирпичном, терракотовом колорите, характерном
для казахского декоративно-прикладного народного искусства.
удожественное
полотно – подобие пёстрого ковра и рябящей в глазах мозаики, но при более при
стальном взгляде можно рассмотреть сквозь изгибы узоров фигуру мужчины
в скифском головном уборе и фигуру молодой женщины, держащей на руках
младенца.
глядываясь в орнаменты, можно также отыскать еще одну загадку:
в них прочитывается логотип галереи «
Ю», который оказался вплетённым в
ткань узора.
тдельным разделом творчества М.нургожина можно выделить городской
пейзаж, как станковые картины, так и замечательные работы этюдного харак
тера.
небольших этюдах столько неподдельного чувства, жизни, мимолётно
схваченного настроения, легкости мазка, воздуха, света и свежести! Многие из
этих работ написаны в стиле импрессионизма, который, на мой взгляд, хорошо
и органично удаётся Меиржану. Это такие работы, как стамбульская серия го
родских пейзажей, работы «
стана», «
рыстанбаб кесенесі», «Летний дождь» и
др.
ни ёмко концентрируют поэтические и стилистические особенности твор
чества мастера.
удожник не стремится в точности, фотографически передать
вид города.
втор порой подправляет вид, пуская в ход фантазию и свободно
трактуемые наблюдения. Главное для автора – не столько узнаваемость внешнего
вида, хотя и это есть, сколько изображение города как места жизни и общения
жителей. Полные непосредственности, картины пленяют своей свежестью,
отсутствием подготовительного рисунка и напоминают о влиянии импрессио
нистов на все последующие поколения художников практически всего мира.
Уроки импрессионистов, их достижения оказали огромное влияние на многих
реалистов, и часто их приёмы читаются в современных полотнах.
очетание
света и цвета в картинах «Театр имени
бая», «Летний дождь» также незабы
ваемо, как найденные ясные пропорции между силуэтами зданий и небом над
ними. Изображённые на картинах Меиржана архитектурные строения, конечно,
вполне узнаваемы, но при этом всё на картине, даже само освещение, пробуждает
восхищение и ностальгию по прошлому. Такие работы, как «Театралка», «Кафе
ққу», «Таңшолпан» и другие, напрямую отсылают нас в 70-е годы.
то же время, отдавая дань реалистическому методу, художник создает кар
тины, тщательно прописанные, реалистически точно воспроизводящие фактуру и
детали художественных образов. Это, к примеру, такие работы, как «
осточный
принц», «
осточные двери» и др.
этих картинах тщательно выписаны орнамент
и складки шёлкового ковра, на котором восседает султан, реалистически пере
дан матовый блеск богато орнаментированного бронзового кальяна и тяжёлого
серебряного подноса. нервные руки с выступающими венами и задумчивое
выражение лица героя выдают тревогу и озабоченность за судьбы государства,
отрешенность от бытовой приземленности.
билие эффектов, достойных изо
бражения средневековых европейских художников в стиле барокко, придают
картине торжественность, праздничность и помпезность.
Фрагмент двери выписан детально, с фотографической точностью, поэтому
стиль так и называется – гиперреализм. Каждая трещинка, ямка и дырка, тя
жесть бронзовой ручки ощутимы настолько явственно, что кажется: протяни
руку и ты дотронешься до двери.
оспитанный в духе полнокровного реализма,
художник со временем пришёл к свободной и непринуждённой манере письма,
позволявшей мягко передавать метко схваченную позу и выражение лица.
Порой Меиржан пишет элегически тихие, проникновенные и даже изящные
сцены из жизни, в которых проявляет большую тонкость и мастерство неторо
пливого описания. Умение блестяще использовать полутона не имеет самодо
влеющего значения, автор не претендует на особую психологическую глубину,
довольствуясь созданием волнующих образов в таких полотнах, как «Барымта»,
«У костра», «Балықшылар», «
ельский мотив» и др. но это пока, на данном этапе
творчества, а что будет в дальнейшем – покажет время, ведь пора зрелости для
Меиржана нургожина еще не наступила.
делав небольшой экскурс и анализ творческого метода Меиржана нургожи
на, мы видим яркого и неоднозначного художника с широкой сферой воплощения
творческого вдохновения.
ригинальные ракурсы, пространственные сдвиги,
мерцания и пульсации света и тени с их прихотливыми эффектами придают кар
тинам нужное художнику настроение, проявляющееся в восторженном взгляде
художника на мир, полный тайн. Меиржан нургожин – художник большого
обаяния, создатель прелестных образов.
го картины – это миг остановившегося
времени, солнечный блик, застывший на стене. Разнообразие тем и манер письма,
твёрдая мастерская рука, внимательный и острый взгляд на мир, умение увидеть
и вычленить из обыденного сущее – это ли не признак настоящего таланта?
Погружение в мир исторического прошлого и желание зафиксировать при
меты стремительно меняющейся современности, знание и опора на достижения
мирового классического искусства, тяга к отображению повседневной жизни
человека – всё это составляет черты сюжетной, тематической и образно-
эмоциональной живописи многих художников Казахстана, работающих в русле
реалистического жанра.
ÈÇ
,
ÊÀÊ
ÑÎ
ËÍ
Å×
ÛÅ
ÈÊÈ
...
Меиржан – человек мягкий и обаятельный, с лирически настроенной душой,
с сердцем, открытым к пониманию поэтичного и прекрасного.
го дарование
имеет все условия и предпосылки для того, чтобы уверенно чувствовать себя
в профессии и быть крепким живописцем. И хотя, по его мнению, он ещё не
написал своей главной и значимой картины, я думаю, уже одним только своим
амолёт, самолёт...» он останется в истории казахской живописи. К сожалению,
до сих пор Меиржан не провел ни одной персональной выставки.
бъясняет это
тем, что, во-первых, не готов ещё внутренне, во-вторых, его уже не удовлетворяет
уровень некоторых прежних работ, их хочется переписать и, в-третьих, трудно
собрать работы, ведь практически все они в частных коллекциях. но в планах на
будущее, конечно, есть огромное желание и намерение подготовить и провести
достойную персональную выставку.
В феврале 2015 года отмечают:
60-летие
КО,
поэт, прозаик
Садибек ТУГЕЛ,
прозаик
70-летие
Кайырбек АСА
поэт
Редакция журнала «Простор»
сердечно поздравляет юбиляров!

Приложенные файлы

  • pdf 11122099
    Размер файла: 312 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий