38 MIDI-эффекты: арпеджиатор, эхо, фильтрация, сессия ударных инструментов. 39 Использование эффектов моделирования исполнительского стиля с помощью программы Style Enhancer 3.0.

Министерство культуры пермского края
ГБПОУ «пЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»
(углубленная подготовка)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

ОП. 00 ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ





пЕРМЬ, 2017.




СОДЕРЖАНИЕ

1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

СТР 4

2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СТР 7

3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ


СТР 16

4.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

СТР 18


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«Музыкальная информатика»

1.1.Область применения программы:
Программа является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО.


1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ:

П.00. Профессиональный цикл
ОП.00. Общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи дисциплины.
Цель - воспитание квалифицированного специалиста, обладающего основами теоретических знаний и практических навыков в области новых информационных технологий применительно к задачам профессиональной деятельности, а также выработать у студентов потребность и умение самостоятельно использовать динамично развивающиеся компьютерные технологии в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности – творческой, научной и педагогической.

Задачи:
- сформировать у студентов первоначальные представления о возможностях современных компьютерных технологий в работе с музыкальным звуком и мультимедиа;
- изучить основы MIDI-технологии как общепринятого компьютерного формата музыкальных данных;
- освоить музыкально-интеллектуальный инструментарий (компьютерный нотный набор и редактирование);
- исследовать музыкальный ресурс сети Интернет;
- получить представление о возможностях и путях связи музыкальной информатики с традиционными музыкально-теоретическими дисциплинами – сольфеджио, гармонией;
- развить личностные качества: самостоятельность, ответственность, внимательность, а также чувство потребности в саморазвитии.


Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь:
делать компьютерный набор нотного текста в современных программах;
использовать программы цифровой обработки звука;
ориентироваться в частой смене компьютерных программ;

знать:
способы использования компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
наиболее употребимые компьютерные программы для записи нотного текста;
основы MIDI-технологий;
В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, вокальных и хоровых дисциплин, анализировать особенности народных исполнительских стилей.

1.4. Количество часов на освоение дисциплины в соответствии с ППССЗ:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 102 часа, в том числе:
Обязательна аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 68 часов
Самостоятельная работа - 34 часа.

1.5. Форма промежуточной аттестации
дифференцированный зачет.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), из них:

68

Лекции
34

Практические занятия
34

Самостоятельная работа:
Набор нотного текста в нотном редакторе;
Оцифровка и обработка звука в аудио редакторе;
Игра на синтезаторе.
34

2.2. План и содержание дисциплины «МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала,
практические занятия
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4


РАЗДЕЛ 1. Компьютер в деятельности музыканта


ТЕМА 1.1.

Вводное занятие

1
Предмет музыкальной информатики.

2
Ознакомительный




2
Музыкальная информатика как учебный курс





3
Что нужно знать музыканту о компьютере







ТЕМА 1.2.

Устройство мультимедийного компьютера
4
Устройство мультимедийного компьютера. Функции комплектующего оборудования (внутренние и внешние устройства)

2

Ознакомительный



5
Виды и способы хранения информации.





6
Понятие файла и его типы. Файловые менеджеры.





7
Звуковые карты
Музыкальные форматы




РАЗДЕЛ 2. Оцифровка звука. Звуковые редакторы

ТЕМА 2.1.
Начальные сведения об оцифровке звука
8
Представление звука в цифровой форме;
Физические основы звукозаписи;
Аналоговая звукозапись;
2
Ознакомительный



9
Понятие оцифровки звукового сигнала, преимущество цифровой записи; дискретность цифрового сигнала и ее влияние на восприятие звука;






10
Носители цифровой записи, сэмплирование и таблицы волн, электронная имитация акустических музыкальных инструментов, понятие сэмплирования, основные функции сэмплеров, звуковая петля; достоинства и недостатки техники сэмплирования; аддитивный и гармонический синтез; из чего состоит звук; понятие звукового синтеза; аддитивный и гармонический синтез; аналоговые системы синтеза (немного истории)





11
Модуляция, понятие модуляции, применение модуляции для звукового синтеза, синтез методом частотной модуляции
Теоретические основы метода частотной модуляции
Практическое применение метода частотной модуляции





12
Субтрактивный и фрактальный методы звукового синтеза Субтрактивный синтез
Фрактальный синтез






13
Огибающие, что такое огибающая
Стандартная огибающая ADSR, ADSDR и другие виды огибающих, неамплитудные огибающие





14

Фильтры, что это такое и зачем нужно? Виды фильтров





15
Эквалайзеры, звуковые эффекты, цифровая задержка, эхо и мультиэхо, реверберация, хорус, флэнджер и фазер






16
Динамическая компрессия, гэппер и другие эффекты






17
Что такое «инструмент» Отличие от традиционного понятия






18
Из чего может состоять «инструмент». Требования к памяти
Полифония, многотембровость, наборы инструментов





ТЕМА 2.2.

Звуковые редакторы. Программы Sound Forge, Cool Edit Pro, WaveLab, Audacity.
19
Работа в программе Audacity: Режимы работы, структура, интерфейс программы. Способы ввода данных. Запись звука и настройка параметров записи.

4










Ознакомительный





Репродуктивный
















20
Основные операции по редактированию данных. Операции звукового монтажа: копирование, вставка, наложение, повторение, перестановка, склейка фрагментов звука.





21
Операции по динамической обработке и преобразованию звука: «нормализация», «компрессия», «ограничение», спектральная обработка (применение частотных фильтров).





22
Специальные преобразования: изменение высоты без изменения времени звучания и изменение времени звучания без изменения высоты звука.





23
Встроенные эффекты: частотная модуляция, транспозиция звукового фрагмента, реверберация, вибрато, эхо, хорус, флэнджер.





24
Очистка фонограммы от шумов и других дефектов.





25
Особенности других звуковых редакторов: Cool Edit Pro, WaveLab. Достоинства и недостатки.





26
Использование многоканальных редакторов звука в аранжировке, композиции и записи музыки. Создание звуков для семплеров.





27
Современные тенденции в развитии звуковых редакторов.





Практические занятия№1, №2, №3: «Оцифровка и обработка аудиозаписи»
8




Самостоятельная работа: редактирование фрагментов аудиозаписи с помощью программы Audacity

10




РАЗДЕЛ 3. MIDI



ТЕМА 3.1.

MIDI-технологии, стандарты и секвенсоры.
28
MIDI-данные – коды нот, сигналы «нажатия» клавиш (Key-On, Key-Off), условные коды фирм и инструментов. Общие сообщения и «исключительные сообщения» (Exclusive Message).

4


Ознакомительный




29
Параметры и контроллеры MIDI-данных: Program Change (Bank, Patch, Voice), Volume, Velocity, Pitch, Modulation, Expression, Panning.





30
Основные музыкальные компьй°ютерные стандарты. Стандарт MIDI (Musical Instrument Digital Interface). Физический и информационный уровни функционирования MIDI-систем. Аппаратные составляющие стандарта MIDI: разъемы IN, OUT, MIDI-кабели. Скорость передачи MIDI-сообщений. Роль стандарта MIDI в развитии музыкальных компьютерных технологий.





31
Стандарт GM (General MIDI). Упорядочивание групп и номеров тембров музыкальных инструментов. Систематизация звуков ударных инструментов. Значение стандарта GM для электронной музыки.





32
Стандарт SMF (Standard MIDI File). Единая форма представления музыкальной пьесы в MIDI-данных. Значение стандарта SMF для распространения музыкальных данных.





33
Новые стандарты и дальнейшее развитие MIDI технологии. MIDI-секвенсор как средство записи MIDI-данных. Назначение и функции MIDI-секвенсора.



ТЕМА 3.2

Программы сведения аудио и MIDI-данных: Cakewalk Pro Audio, Steinberg Cubase, Logic Audio.
34
Структура и интерфейс программы. Окна Track, Event List, Piano Roll, Staff View. Установка параметров записи (трек, канал, источник, инструмент, банк, громкость, панорама, канал).

4

Ознакомительный



35
Способы записи (ввода) MIDI-сообщений: с MIDI-клавиатуры или внешнего синтезатора в режиме реального времени и пошаговая; без MIDI-клавиатуры с помощью манипулятор «мышь».





36
Операции редактирования данных. Копирование, вставка, повторение, перестановка. Транспозиция, квантизация, временное смещение, изменение длительностей.





37
Использование контроллеров: усиление и ослабление громкости (volume), изменение силы отдельного звука (velocity), панорамирование звука, включение педали (sustain), смягчение звучания (soft), хорус, экспрессия, портаменто, модуляция и др. Задание кривой изменения темпа.





38
MIDI-эффекты: арпеджиатор, эхо, фильтрация, сессия ударных инструментов.





39
Использование эффектов моделирования исполнительского стиля с помощью программы Style Enhancer 3.0.





40
Работа с оцифрованным звуком. Запись звука, импорт звуковых файлов. Перезапись MIDI-треков на аудиодорожки.





41
Многоканальное сведение звуковых дорожек. Экспорт полученных аудиоданных в файлы форматов MP3, WAV и др.





42
Другие программы-секвенсоры, их особенности и возможности. Общая характеристика программ: Steinberg Cubase, Audio Logic; вариантов программы Cakewalk (Cakewalk Home Studio, Cakewalk Plasma).





43
Достоинства и недостатки Использования MIDI-секвенсоров в аранжировке и композиции, в исполнительском искусстве.





44
Современные тенденции в развитии программ-секвенсоров.



РАЗДЕЛ 4. Нотные редакторы


ТЕМА 4.1


Нотно-издательские системы: разновидности, принципы работы. Нотные редакторы Finale, Encore, Sibelius.
Нотный редактор Muse Score
45
Назначение и функции нотно-издательских систем и редакторов. Основные требования к программам данного типа: набор музыкальных символов и их полиграфическое качество, возможность озвучивания партитуры.

8













Ознакомительный






репродуктивный















46
Работа в программе MuseScore. Структура, интерфейс, функции основных «окон» программы. Настройка нотоносцев и тактов. Установка и изменение размера, ключа и тональности.





47
Способы ввода данных: манипулятор «мышь», алфавитно-цифровая клавиатура компьютера. Простой и скоростной ввод нот и пауз.





48
Группировка длительностей. Создание межстрочных групп и внутритактовая работа с нотами. Нестандартные обозначения нот.





49
Расстановка динамических оттенков и артикуляционных знаков. Расстановка графических указаний (лиг, линий и др.). Вставка текстовых обозначений.





50
Работа с выделенными участками (глобальные преобразования, копирование, вставка).





51
Форматирование страницы. Вставка дополнительных нотоносцев и скрытие нотоносцев. Печать партитур.





52
Дополнительные возможности программы. Воспроизведение и сохранение введенного текста как MIDI-файла, возможность распознавания сканированного нотного текста (модуль SmartScore).





53
Импорт и экспорт графических файлов: использование данной возможности для создания нотных примеров с последующей вставкой в текстовый документ Microsoft Word.





54
Общая характеристика других нотных редакторов: Encore 4.0, Sibelius 2.1. Достоинства и недостатки.





55
Современные тенденции в развитии нотно-издательских программ.





Практические занятия №4, №5, №6, №7: «набор нотного текста»
12





Самостоятельная работа: подготовка фрагментов нотного набора партитуры (разной сложности), подготовка нотных примеров и вставка в документ Microsoft Word

10





РАЗДЕЛ 5. Музыкальные ресурсы сети Internet



ТЕМА 5.1


Принципы работы в сети Интернет и её музыкальные ресурсы. Исследование сети.
56
Понятие «компьютерная сеть». Локальные и глобальные сети. Возникновение и развитие компьютерных сетей.

4


Репродуктивный



57
Интернет и его структура. Понятия «сервер», «сайт». Строение корпоративных и персональных страниц. Главная страница, карта сайта, меню.





58
Процедура обмена информацией. Сведения о поисковых серверах. WWW – гипертекстовая информационно-поисковая система Интернета.





59
Программа браузер Internet Explorer. Навигация и поиск информации в сети. Выбор имени и ключевых слов.





60
Поисковые системы: AltaVista, Yahoo, Google, Rambler, Yandex, Aport.





61
Загрузка, сохранение и печать Web-станиц и файлов. Работа с электронной почтой. Общение в сети Интернет.





62
Музыкальные ресурсы Интернета. Музыка в сети (Real Audio, архивы MP3 и MIDI-файлов). Электронные нотные библиотеки.





63
Электронные музыкальные энциклопедии и справочники. WEB-сайты музыкальных организаций, обществ, учреждений, учебных заведений, издательств, конкурсов, фестивалей.





64
Официальные и альтернативные сайты. Персональные страницы композиторов и музыкантов-исполнителей.





Самостоятельная работа: исследование музыкальных ресурсов сети Интернет с целью решения конкретной поисковой задачи

10





РАЗДЕЛ 6. Музыкальные синтезаторы



ТЕМА 6.1


Музыкальные синтезаторы Yamaha, Roland, Korg
65
История;

4


Ознакомительный



66
Технические характеристики;





67
Функции.





Практические занятия №8, №9, №10, №11, №12 « Игра на синтезаторе»
14





Самостоятельная работа: игра на синтезаторе
4




1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. –  репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 3. условия реализации Дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует:
Учебные классы:
для групповых занятий, оборудованные компьютерными технологиями;
Оборудование:
персональный компьютер с выходом в сети Интернет;
наушники со встроенным микрофоном;
синтезатор

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Петелин Р., Петелин Ю. Музыкальный компьютер для начинающих – СПб., БХВ-Петербург, 2011.
Харуто А.В. Музыкальная информатика. Теоретические основы: изд.2. – М.: Московская государственная консерватория, 2013.
В.Белунцов Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов: изд.3 – М.: «ДЕСС» 2013


Интернет-ресурсы:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] аудио редактор Audacity (Справочник)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] нотный редактор Muse score (Справочник)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] MIDI-технологии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Статьи о наиболее популярных музыкальных программах, пособия и руководства по обращению с музыкальным софтом, аналитические материалы на тему музыки.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к результатам освоения дисциплины
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:
делать компьютерный набор нотного текста в современных программах

оформлять вокальные, ансамблевые и хоровые партитуры в электронном виде
самостоятельная практическая работа в нотном редакторе Muse Score




использовать программы цифровой обработки звука

Грамотно оформлять оцифровку и редактирование аудио записи
самостоятельная практическая работа в аудио редакторе Audacity


ориентироваться в частой смене компьютерных программ
анализировать инновации в
области разработки компьютерных программ

Устный опрос

Знать:
способы использования компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;




Анализировать и оценивать состояние инновационных технологий в сфере музыкального искусства
Устный опрос

наиболее употребимые компьютерные программы для записи нотного текста;

Определять достоинства и недостатки нотных редакторов.


Устный опрос (Нотные редакторы Finale, Sibelius, Encore)


основы MIDI-технологий
Определять достоинства и недостатки MIDI-технологий

Устный опрос (MIDI-технологии)










13PAGE 15


13PAGE 14715















13 PAGE 142215



Заголовок 115

Приложенные файлы

  • doc 11079248
    Размер файла: 442 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий