Автор, показывая историю развития элементов орнамента, дает их классификацию. Например, «аркар муйиз» (рога архара), «кырык муйиз» (сорок рогов), «сынар муйиз» (однорогий), «кармак» (крючок), «ыргак»


Урок трудового обучения в 4 классе
Тема урока: Последовательность изготовления орнамента «қошқармүйіз»
Цель урока: продолжать знакомить учащихся с видами орнаментов. Научить их самостоятельно украшать орнаментами различные предметы, в процессе работы совершенствовать мастерство учащихся.
Оборудование урока: фотоснимки, слайды, различные иллюстрации с изображением видов орнамента.
Ход урока.
Искусство орнамента всегда было своеобразным видом художественного осмысления окружающей среды. Украшение предметов быта, национальной одежды осуществлялось посредством орнаментов. Поэтому овладение искусством орнамента было обязат эльным условием для любого мастера.
Казахский национальный орнамент насчитывает очень много видов и названий. Нами предусмотрено ознакомление учащихся с 200 видами национального орнамента.
Искусство орнамента в течение веков передавалось из поколения в поколение, секреты одного мастера перенимали другие, в результате чего в некоторых регионах форма отдельных орнаментов претерпела значительные изменения.
Например, в исполнении прекрасных орнаментов «ыргак» (ритм), «сагат бау» (цепочка для часов), «туйетабан» (след верблюда), «журекше» (сердечки), «каз аяк» (гусиная лапка) народные мастера в отдельных областях допускают ошибки и отходят от канонических образцов. Если мы хотим сохранить и дальше развивать лучшие традиции народного мастерства, то в первую очередь должны беречь его от фальсификации и любых отклонений, сохранить его красоту и оригинальность в первозданном виде. В книге Т. К. Бакенова «Орнаменты Казахстана в архитектуре» собран богатейший материал и очень ценные сведения о казахской национальной орнаменталистике.
Автор, показывая историю развития элементов орнамента, дает их классификацию. Например, «аркар муйиз» (рога архара), «кырык муйиз» (сорок рогов), «сынар муйиз» (однорогий), «кармак» (крючок), «ыргак» (ритм), «кошкар муйиз» (бараний рог), «жапырак» (лист) и т. д.
По содержанию орнамент можно классифицировать по следующим группам:
Космогонический (связанный с изображением солнца, луны и звезд). К нему относятся такие виды орнамента, как «ай» (луна), «айшик» (лунообразный), «жулдызша» (звездочка), «кун нуры» (солнечный свет), «кун кози» (солнечный глаз), «кун саулеси» (солнечный луч), «шыккан, баткан кун» (восход и закат солнца), «ай-тан» (луна-заря), «ай гуль» (лунный цветок), «ай танба» (лунный знак), «тунги ай» (ночная луна), «жулдыз» (звезда), «аккан жулдыз» (метеорит), «ур- кер» (плеяды), «тандай» (небо).
Орнамент, связанный с названиями животных, частей их тел и т. д. В основу этого вида орнамента взята форма «кошкар муйиз» (бараний рог); «атауыз» (пасть лошади), «атерни» (губы лошади), «желиншек» (коровье вымя), «ит- куйрик» (собачий хвост), «оркеш» (верблюжий горб), «туйе табан» (верблюжий след), «аша туяк» (пара копыт), «туйе мойын» (верблюжья шея), «кабырга» (ребро), «аркар муйиз» (рога архара), «кырык муйиз» (сорок рогов), «кос муйиз» (пара рогов), «сынар муйиз» (единорог), «тис» (зуб), «бориккулак» (уши волка), «тулкибас» (лисья голова), «бориккоз» (волчий глаз), «итемшек» (сосцы собаки), «иттабан» (след собаки).
Орнамент, связанный с названиями мелких животных и насекомых:
«алакурт» (пестрый паук), «жилан» (змея), «жиланбас» (змеиная голова), «кумырска» (муравей), «жыланбауыр» (зме иное брюхо), «кобелек» (бабочка), «шыбынканат» (крылья мухи), «тышканиз» (след мыши).
Орнамент, связанный с птицами:
«кусканат» (птичьи крылья), «казтабан» (гусиные лапки), «казмойын» (гусиная шея), «кусмойын» (птичья шея), «кустумсык» (птичий клюв), «санулук» (санулук - мифическая хищная птица).
Растительный орнамент:
«арпабас» (ячменная головка), «уш, бес, алты, сегиз, он еки, жапыракты гульдер» (трех-, пяти-, шести-, восьми-, двенадцатилистные цветы), «маныкуль» (тюльпан), «тармак» (ответвление), «терис бутак» (кривая ветка), «селеубас» (ковыль), «райхангуль» (роза), «гуль» (цветок), «жетигуль» (семицветик), «жауказын» (шафран), «жапырак» (лист), «мак- та» (хлопок), «тортгуль» (четырехцветик), «ебелек» (перекати-поле) и т. д.
Орнамент, связанный с орудиями труда и быта:
«балта» (топор), «алтыбасар» (револьвер), «он еки таспа»
(двенадцать лент), «озгим-озимек» (плетенка), «шарбак» (плетень), «торт таспа» (четыре ленты), «уш таспа» (три ленты), «туйме» (пуговица), «ожау» (ковш), «кармак» (крючок), «кай- нар» (родник), «жели» (коновязь) и т. д. «Кос тумарша» (два амулета), «балтак» (костыль), «сынар окше» (один каблук), «ирек» (зигзаг), «тарак» (гребешок), «кос донгелек» (пара колес) и т. д.
Геометрические орнаменты.
При украшении предметов орнаментом следует соблюдать следующие правила:
орнамент должен обязательно соответствовать объему и форме предмета;
цветовые оттенки основного материала должны соответствовать общей орнаментальной композиции;
орнамент должен быть симметричным;
путем подбора различных цветов определяются центр и крайние формы орнаментальной композиции.
Широко распространенные в быту казахов тускиизы - настенные ковры - создаются из различных материалов. Наиболее популярным со временем стало сукно. Аппликацией из войлока украшали различные предметы домашнего обихода - сумки для посуды (аяккапы), сандык кап, жас- тык кап - футляры для подушек и т. д.
Мозаичная инкрустация, вышивка и техника апплика ции были одними из самых распространенных и древних видов народного декоративно-прикладного искусства. Тус- киизы были не только настенным украшением юрты, но и имели прикладное значение - они должны были сохранять в юрте тепло зимой, так как были сделаны из толстого войлока.
Их также делали из плиса, бархата, шелка и других тканей. В орнаментальных мотивах вышитых тускиизов преобладают крупные медальоны - гирлянды, цветы, бутоны. Тона - белые, зеленые, голубые, малиновые, желтые и др.
На войлочную основу тускииза пришивается материал с вышивкой. Вышивка наносится на хлопчатобумажную или шелковую ткань. Наиболее популярной считается бархат. Эластичная ткань, яркая по окраске и в то же время нежных цветных тонов. Традиция вышивания тускииза - как предмета гордости каждой семьи - передается из поколения в поколение. Вышитые тускиизы бережно хранятся как семейная реликвия, как образец для подражания. Такие ценные тускиизы входят в приданое невесты, и, по народному поверью, они должны охранять невесту и ее новую семью от сглаза, порчи и недугов. Учащимся нужно показать иллюстрации различных видов войлочных изделий, образцы их орнаментов.
Изготовление одиночного орнамента «сыныкмуйиз»
Необходимые материалы и инструменты: картонная бумага, цветная бумага, карандаш, линейка, ножницы.
Порядок выполнения работы:
Подготовить лист бумаги размером 10 см х 15 см (рис. 1).
Начертить линию, которая делит лист бумаги на две равные части (рис. 2).
Сложить бумагу по начерченной линии (рис. 3).
Посередине сложенного вдвое листа провести линию. Сложить бумагу по начерченной линии (рис. 4).
На одну часть вчетверо сложенного листа карандашом нанести рисунок орнамента и вырезать его ножницами (рис. 5).
Развернуть полученный орнамент, разгладить его (рис. 6).
Получившийся орнамент наклеить на лист цветной бумаги (рис. 7).
Лист бумаги с орнаментом поместить в рамочку из картонной бумаги (рис. 8).
Изготовление непрерывного орнамента «кошкармуйиз»
Подготовить лист бумаги размером 24 см х 5 см (рис. 1)
Начертить линии, разделив прямоугольник на четыре равные части (рис. 2).
Сложить бумагу по намеченным линиям, как показано на рисунке 3.
Нанести рисунок орнамента на одну из частей бумаги вырезать ножницами орнамент (рис. 4 а, б).
Развернуть полученный орнамент, разгладить его (рис. 5).
Получившийся орнамент наклеить на цветную бумагу. С двух сторон орнамента приклеить к бумаге полоски (рис. 6).На рисунке 7 дан орнамент, наклеенный на бумагу и оформленный с помощью рамочки.

Приложенные файлы

  • docx 11060367
    Размер файла: 217 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий