[3, с. 59]. Рус-ские путешественники воспевали также их невероятную пластичность и манеру двигаться – будь то тан-цовщица, исполняющая арабский танец живота, или арабка


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Семенова
Мария
Александровна
ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ-МУСУЛЬМАНКИ НА СТРАНИЦАХ РУССКОЙ
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики

Содержание данного номера журнала:
www.gramota.net/materials/3/2013/4-

© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства:
www.gramota.net


ISSN 1997-292X
4 (30) 2013,
часть
1 151
чалмы
Образ
женщины
всегда
был
остается
непонятным
путников
ввиду
того
знакомый
образ
женщины
европейки
поэтому
они
были
вешать
ярлыки
более
укреплять
бытовавшие
Ключевые
фразы
женщина
мусульманка
бедуинка
арабка
христианка
Арабский
Восток
путеше
ственники
представление
источники
воспоминания
очерки
записки
описание
образ
гарем
танец
красота
чалма
обычай
Мария
Александровна
Российский
дружбы
народов
[email protected]
ПРОБЛЕМА
ВОСПРИЯТИЯ
ЖЕНЩИНЫ
МУСУЛЬМАНКИ
СТРАНИЦАХ
РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПУТЕШЕСТВИЙ
ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЫ
Существенным
элементом
арабской
жизни
который
обращали
внимание
русские
путешественники
время
своих
вояжей
странам
Арабского
Востока
было
отношение
женщине
положение
мусуль
манском
обществе
Множество
страниц
записках
русских
путешественников
было
посвящено
красоте
арабских
женщин
Среди
характерных
восточных
красавиц
назывались
миндалевидные
темные
глаза
длинными
есницами
аккуратные
линии
рта
жемчужными
зубами
черные
как
смоль
густые
волосы
смуглый
бархатистый
цвет
кожи
с. 144; 3,
. 59-60; 16,
. 72-74].
Все
это
делало
арабскую
женщину
такой
непохо
жей
русских
барышень
превращало
изюминку
Арабского
Востока
Следует
отметить
определен
ную
особенность
описании
мусульманок
описания
касались
только
шь
рук
арабских
женщин
отличие
описаний
европейских
женщин
так
как
остальные
части
тела
были
закрыты
длинным
плать
Богоявленский
горечью
отмечает
Женщины
судя
грациозности
мужчин
должны
быть
верхом
грации
сожалению
этом
можно
только
догадываться
Они
закрыты
…» [3,
ие
путешественники
воспевали
также
невероятную
пластичность
манеру
двигаться
будь
тан
цовщица
исполняющая
арабский
танец
живота
арабка
полностью
укутанная
традиционное
платье
Последняя
как
отмечали
русские
авторы
тоже
умела
двигаться
таким
изяществом
которое
могли
скрыть
длинные
балахоны
с. 154-156; 17,
. 68-72].
Однако
некоторые
авторы
тремились
ересмотреть
это
представление
красоте
женщины
арабки
Так
Марков
характеризовал
женщин
египтянок
следующим
образом
: «…
уродливо
окутанные
головы
ног
черные
синие
простыни
Впрочем
надо
сказать
что
среди
женщин
египетского
простонародья
так
редко
попадаются
лица
сколько
нибудь
сносные
что
мужчины
поступили
пожалуй
вольно
благоразумно
заставив
завешиваться
укрываться
всякими
способами
всяком
случае
это
мне
представляется
тысячелетним
наследием
самых
далеких
темных
веков
пережившим
символом
того
древ
него
рабства
которое
возлагало
шею
человека
медные
ошейники
железные
цепи
какие
теперь
Семенова
., 2013
152
Издательство
Грамота
возлагаем
своих
как
бывает
наивные
жертвы
этого
узаконенного
рабства
только
восстают
против
нелепого
обычая
уродовать
медью
тряпками
данную
красоту
молодого
цвету
лица
первые
фанатично
ополчаются
против
дерзких
нарушительниц
общественного
рядка
» [11,
. 215].
считал
что
традиция
ношения
чалмы
происходит
безделья
мусульманок
вущих
городе
так
как
деревне
женщин
слишком
много
забот
чтобы
заниматься
этим
Женщины
фел
лахов
хоть
магометанки
закрывают
деревнях
Эта
целомудренная
мода
практикуется
только
городах
больше
свободного
всяких
глупостей
деревне
столько
работы
что
кутанья
Там же, с. 203].
Налицо
было
абсолютное
незнание
автором
текста
Корана
который
предпи
женщинам
укутываться
скрывать
прелести
посторонних
Журналист
Скальковский
проводил
параллель
красоты
европейской
арабской
женщины
нение
оказывается
отнюдь
зу
последней
Молодые
арабки
некрасивы
только
лицом
хотя
длин
ные
желтоватые
лица
черными
большими
глазами
толстыми
губами
жемчужными
зубами
иным
нравятся
вообще
они
удовлетворяют
понятиям
европейца
классической
красоте
» [16,
. 72].
Другое
описание
русские
деревенским
женщинам
бедуинкам
непременным
рибу
были
корзина
кувшин
голове
также
огромная
широкая
темно
синяя
рубаха
как
мужчины
феллаха
цвет
одежды
темно
синий
): «
видел
почти
одной
египтянки
которая
шла
какой
либо
ноши
голове
или
плечах
голове
большею
частью
массивные
глиняные
длинными
горлами
тра
диционные
кувшины
или
плетеные
корзины
нильского
тростника
камыша
плечах
большею
стью
черномазые
полуголые
…» [12,
. 118].
касается
бедуинок
образ
жизни
повседневные
материальные
заботы
мешали
соблюде
традиции
ношения
одежды
нахождения
вдали
посторонних
мужских
глаз
Действительно
сутствие
постоянных
жилищ
приводит
отсутствию
тюремного
замкнутого
существования
так
как
впол
понятно
что
при
жизни
под
палатками
нельзя
устроить
наглухо
отделенной
женской
половины
менее
возможно
соблюсти
строгости
гаремного
заключения
При
такой
деятельной
трудовой
требующей
быстроты
свободы
движений
вполне
немыслимо
превратить
бедуинок
подобно
город
ским
арабкам
беспомощные
существа
которые
едва
могут
передвигать
ноги
под
своими
бесчислен
ными
покрывалами
Одежда
бедуинок
поэтому
вполне
приспособлена
образу
жизни
состоит
просторной
широкими
рукавами
доходящей
почти
щиколотки
рубахи
поверх
которой
женщины
носят
такую
как
мужчины
Ноги
босы
голова
закутана
неизменный
бумажный
или
шелко
вый
платок
разных
оттенков
красного
черного
включительно
причем
яркие
цвета
предпочитаются
девушками
темные
старухами
Бедуинки
подобно
восточным
женщинам
любят
укра
всякими
побрякушками
запястья
простых
стеклянных
серебряных
золотых
покрывают
руки
ноги
лоб
свешивается
подвеска
монет
или
при
бедности
оловянных
блях
унизана
бусами
Женщины
пустыне
минуту
расстаются
этими
украшениями
соперничая
подругами
родственницами
количеством
качеством
Каждый
бедуин
поэтому
считает
своим
долгом
накупить
жене
как
можно
больше
подобных
безделушек
находя
этом
удовлетворение
тщесла
мало
заботится
наружности
менее
наряде
» [1,
. 123-124].
Даже
ношение
этих
побрякушек
вызывало
негативные
эмоции
русских
авторов
Они
писали
что
эти
рашения
обезличивают
образ
женщины
акценты
внутреннего
содержания
внешний
облик
с. 222; 10,
. 88].
Майзельс
удивлялся
что
само
одевание
браслетов
может
при
нижать
арабскую
женщину
Одевание
браслетов
довольно
мучительно
видел
как
это
делается
золо
том
ряду
Золотых
мастер
смазывает
руки
своим
юным
мученицам
покупательницам
старается
про
сунуть
руку
маленький
браслет
при
чем
срывает
кожу
кистях
Несчастные
арабки
плачут
Пусть
страдают
говорит
нам
старуха
ханум
зато
она
понравится
господину
”» [10,
. 88-89].
Русские
авторы
описывали
также
христианок
одежда
внешний
облик
были
более
понятны
русскому
человеку
однако
удивляло
отсутствие
всякого
стеснения
этих
восточных
женщин
перед
ино
странными
гостями
имели
случай
видеть
арабских
христианских
женщин
которые
отличаются
гометанских
тем
что
ходят
вуалей
Костюм
очень
живописен
висячие
косы
обвешаны
золотыми
серебряными
монетами
платье
состоит
разноцветных
часто
богатых
материй
что
особенно
пора
зило
нас
это
что
ходят
они
совершенно
открытою
грудью
нисколько
находят
это
странным
так
что
одном
доме
жена
хозяина
кормила
при
нас
ребенка
» [13,
. 21-22].
Впрочем
подобное
поведе
вызывало
только
удивление
гнев
непонимание
Молодая
арабка
совершенно
открытой
грудью
потому
что
она
христиан
сидела
напротив
мужа
маленький
ребеночек
подползал
временам
матери
когда
чувствовал
голод
брался
сосать
грудь
матери
она
нисколько
обращала
это
внимание
похожа
это
время
корову
больше
разумное
существо
» [14,
. 171].
Записки
русских
путников
изобилуют
рассказами
арабских
танцовщицах
Вот
что
писал
уличных
танцовщицах
Скальковский
Арабский
женщины
некрасив
Лучше
всего
это
альмэ
уличных
певицах
танцовщицах
Востока
восхищающих
туземцев
...
некоторые
танцев
альмэ
например
известная
пчела
”,
циничны
крайности
груб
вовсе
пикантен
Большая
часть
танцев
стоит
однообразном
утомительном
глаз
движении
рук
движении
корпуса
сопровождаемом
гнусли
вым
пением
под
звуки
глухих
струнных
инструментов
придачу
это
очень
» [16,
. 171].
глашался
Лендер
называя
арабский
танец
бессмысленным
дерганьем
» [9,
. 73-74].
Однако
стоит
заметить
что
большинству
русских
арабские
танцы
приходились
вкусу
они
давали
необыкновенно
ISSN 1997-292X
4 (30) 2013,
часть
1 153
поэтичные
описания
Медленно
опустив
прямая
словно
тополь
движется
она
бубном
кругу
нашими
глазами
Дрожит
каждая
молодого
тела
она
вся
танцует
тогда
неподвижной
позе
мгновение
замирает
месте
как
обдумывая
новое
еще
невиданное
никем
движение
вольного
танца
Она
плавно
кружится
перед
нами
мечется
круге
точно
только
что
пойманная
клетке
бубен
рассыпается
неумолчной
трелью
изовьется
как
змея
останавливается
одном
месте
зато
пляшут
трепещут
руки
грудь
волосы
рассыпавшиеся
черными
прядями
которых
свер
кают
возбужденные
глаза
раскидывается
воздухе
красивой
манящей
позе
...» [3,
. 118].
Русские
путешественники
писали
таком
уникальном
явлении
для
Востока
как
гаремная
жизнь
бов
Вот
одно
описаний
Как
подобает
гарему
защищен
праздных
взоров
высокою
стеною
нею
оказался
небольшой
сад
мягкожурчащими
фонтанами
идиллическими
ручейками
рядом
мраморных
бассейнов
этом
саду
проводят
длинные
скучного
досуга
триста
затворниц
развлекаемых
евнухами
Вот
первая
комната
салон
гарема
вот
другой
салон
тянется
помещениях
двух
этажей
бесконеч
ная
вереница
небольших
кабинетов
обставленных
почти
исключительно
мягкими
тахтами
оттоманками
креслами
особенной
видимо
нарочно
предназначенными
для
интимных
бесед
больше
бросается
глаза
это
обилие
умывален
прочих
уединенных
комнат
Все
дороги
ведут
Рим
двери
ведут
умывальни
...» [9,
. 67-68].
нравственной
стороне
присутствия
жизни
мусульман
гарема
русские
путешественники
отзы
вались
негативно
считая
препятствием
нормальной
здоровой
семейной
жизни
Вос
токе
жизнь
помышления
прежде
больное
праздное
пустое
разнеженное
воображение
правлены
утоление
плоти
женщину
считают
счастливою
которую
купит
богатый
богатство
состав
ляется
чтобы
содержать
гарем
увеличить
число
жен
сотни
более
Женщины
живут
взаперти
ссорятся
между
собой
думают
только
любви
дети
плане
отцов
имеют
никакого
зна
чения
Это
семейная
жизнь
?» [6,
Писал
бессмысленности
существования
гарема
также
пут
ник
Лендер
Гарем
прозаическая
которой
только
изысканная
фантазия
европейцев
придает
привлекательные
черты
Интриги
бабьи
прожорливые
клопы
непроходимая
чудовищная
незнако
европейцам
тоска
безделья
вот
что
такое
гарем
гаремная
жизнь
» [9,
. 70].
Таким
образом
русские
путешественники
своих
дневниках
записках
оставляли
внимания
поло
жение
женщины
арабском
обществе
боялись
высказывать
свое
мнение
этот
оценке
ситуации
правами
женщины
Арабском
Востоке
путешественники
расходились
мнениях
одни
оценивали
как
например
традицию
отдельного
питания
мужчин
женщин
когда
женщины
питаются
тем
что
осталось
трапезы
мужчин
традицию
ношения
го
тья
чалмы
женщинами
традицию
ведения
мужчинами
гарема
.) [5,
. 210-212; 8,
. 220-223; 16,
. 23],
другие
напротив
считали
стесненные
права
женщин
залогом
стабильности
семье
традиционно
крепкого
семейного
очага
[11,
. 203; 15,
. 223-225].
Писали
также
бессмысленности
существования
гарема
ношения
чалмы
принимая
внимание
что
другое
мусульманина
толкает
ислам
следовательно
это
есть
воля
Аллаха
лишь
прихоть
самих
арабов
мусульман
Образ
арабской
женщины
оставался
непонятным
для
русских
путешественников
так
как
отличался
привычного
образа
женщины
европейки
поэтому
они
были
склонны
укреплению
бытовавших
стереотипов
Список
литературы
Адамов
Ирак
Арабский
Бассорский
виллает
его
прошлом
настоящем
Типография
Главного
управле
уделов
, 1912.
Берг
белу
свету
Россия
молодая
, 1999.
Горячкин
.,
Кислова
Поездка
Богоявленского
арабские
княжества
Персидского
залива
1902
Изд
стран
Азии
Африки
при
МГУ
, 1999.
Дедлов
Письма
пути
Недели
»).
Типография
, 1887.
Дохтуров
ездка
сток
Типография
Императорской
наук
, 1863.
Жемчужников
Мои
воспоминания
прошлого
.:
Изд
Сабашниковых
, 2009.
Кондурушкин
Сирийские
рассказы
Изд
Знание
», 1908.
Крымский
Ливана
: 1896-1898.
., 1975.
Лендер
Египет
естина
картинки
картою
Средиземного
моря
СПб
Типография
Суворина
Майзельс
Туда
где
солнце
греет
...»:
Одессы
Каира
Императоре
Петре
Великом
».
Одесса
Центральная
тип
Розенштрауха
Лемберга
, 1914.
Марков
Путешествие
Святой
Земле
Иерусалим
Палестина
Самария
лея
ега
Малой
Азии
Типография
Стасюлевича
, 1891.
Мордовцев
Поездка
пирамидам
Тип
Котомина
, 1881.
Орлов
Давыдов
Журнал
Научно
исследовательский
отдел
рукописей
Российской
государственной
лиотеки
РГБ
. 219.97.2.
Пельская
1867
. //
РГБ
. 218.1288.23.
ович
Ливан
ливанцы
очерки
нынешнего
состояния
автономного
ливанского
генерал
губернаторства
географическом
этнографическом
экономическом
политическом
религиозном
отношениях
Сборник
географи
ческих
топографических
статистических
материалов
Азии
., 1885.
Скальковский
Новые
путевые
впечатления
., 1889.
Скальковский
Путевые
впечатления
Испании
Аравии
1872.
СПб
., 1873.
154
Издательство
Грамота
THE MUSLIM WOMAN’S IMAGE PERCEPTION PROBLEM
IN THE RUSSIAN TRAVEL LITERATURE PAGES OF THE SECOND HALF
OF THE XIX
– THE BEGINNING OF THE XX
CENTURY
Semenova Mariya Aleksandrovna
Peoples’ Friendship University of Russia
[email protected]
The author discusses the perception of the Muslim woman’s image in the pages of the sources of personal origin of the second
half of the XIX
– the beginning of the XX
century, telling about the beauty of the Arab woman, her uniqueness, as well as
such specific phenomena of the Arab Orient as harem life and the custom of wearing the turban. The Arab woman’s image has
always been and still remains incomprehensib
le for the Russian travelers due to the fa
ct that it is not like the European woman
familiar image, so they tended to label and consolidate the existed stereotypes.
Key words and phrases:
woman; Muslim woman; Bedouin woman; Arab woman; Christian woman; the Arab Orient; travelers;
idea; sources; recollections; essays; notes; description; image; harem; dance; beauty; turban; custom.
_____________________________________________________________________________________________
1:316
Философские
рассматриваются
признаки
манипуляции
сознанием
феномена
общественной
жизни
Анализируются
причины
множественности
подходов
рассмот
рению
проблемы
манипуляции
Особое
внимание
преодолению
односторонности
сугубо
положи
тельной
или
отрицательной
оценки
функций
манипуляции
Ключевые
манипуляция
сознанием
скрытое
воздействие
субъект
манипуляции
объект
манипуляции
симуляция
иразетдинова
Миляуша
Фаритовна
Башкирский
государственный
[email protected]
СУЩНОСТНЫЕ
ПРИЗНАКИ
МАНИПУЛЯЦИИ
СОЗНАНИЕМ
последнее
время
было
опубликовано
множество
работ
посвященных
манипуляции
сознанием
При
этом
единогласие
относительно
сущностных
признаков
отсутствует
определения
только
взаимодо
полняют
противоречат
друг
другу
более
того
манипуляцией
сознанием
подразумевают
шенно
разные
явления
Подобная
эклектика
подчас
приводит
том
что
применение
термина
явля
моде
терминологическим
переодеванием
подробно
изученных
явлений
этой
причине
лософских
работах
недавнего
времени
проблема
манипуляции
затрагивалась
лишь
опосредованно
свя
изучением
других
аспектов
социального
бытия
Преимущественное
рассмотрение
прикладных
технико
технологических
аспектов
научного
поиска
данной
области
сравнению
социально
философскими
философско
тропологическими
связано
спецификой
современного
отношения
человека
миру
которое
характеризуется
инструментальностью
политологических
исследованиях
манипуляцию
сознанием
рассматривают
как
средство
обретения
удер
жания
власти
психологических
отождествляют
суггестивными
технологиями
лингвистических
она
представлена
как
умелое
использование
языка
целях
управления
целом
манипуляция
сознания
дится
как
бор
ктик
реализуемых
помощью
средств
информации
или
специально
ных
приемов
методов
средств
Также
связывают
отношениями
власти
называют
инструментом
воли
власти
стремления
наживе
субъектов
» [7, c. 101].
Бесспорно
овладение
манипулятивными
техноло
гиями
особенно
важно
для
специалистов
тех
непосредственно
работает
сфере
коммуника
ций
литики
нако
манипуляция
сознанием
наш
взгляд
современном
обществе
носит
системный
характер
это
подтверждается
тем
что
любой
человек
может
выступать
качестве
манипулятора
отно
шению
окружающим
спонтанно
выходя
пределы
повседневности
овладевая
теоретическими
зна
ниями
Манипуляция
сознанием
обнаруживается
более
того
становится
основным
особом
одей
ствия
любом
уровне
социальности
сферах
межличностных
межгрупповых
отношений
Отсюда
воз
никает
необходимость
рассмотрения
манипуляции
сознанием
только
как
элемента
властных
отношений
как
элемента
культуры
что
позволит
найти
глубокие
антропологические
основания
есть
установить
существования
исследуемого
феномена
сущностью
человека
Сиразетдинова
., 2013

Приложенные файлы

  • pdf 11013382
    Размер файла: 293 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий