О том, как на Ростсель-маше силами народного театра-балета поставлена соната «Аппассионата». В 1974 году ростовские зрители наконец-то впер-вые увидели телепередачи в цвете.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РО
С
ТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

________________________________________________________________________________________

ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИАЛ
Ь
НАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ СЛЕПЫХ

___________________________________________________________________________
______________





УЖК

ФОСвТФТ

ЦЖЗ
Ф
ШЖСО…




К 50
-
летию со дня основания Ростовского тел
е
центра

и

к 100
-
летию со дня рождения Леона Борисовича Мазрухо







РОСТОВ
-
НА
-
ДОНУ

2008


2




ИЗДАНИЕ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ






АВТОР ТЕКСТА И СОСТАВИТЕЛЬ

Е. И. СОКОЛО
ВА




ФОТОГРАФИИ:

Л. А. ЖУРАВЕЛЬ




ОТВЕТСТВЕННАЯ ЗА ВЫПУСК

И. К. ЕРМОЛЕНКО




КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЁРСТКА:

Е. И. СОКОЛОВА




ТИРАЖ: 5 ЭКЗЕМПЛЯРОВ




ОТПЕЧАТАНО В

ОБЛАСТНОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ

БИБЛИОТЕКЕ ДЛЯ СЛЕПЫХ




АДРЕС:

344002, Г. РОСТОВ
-
НА
-
ДОНУ,

УЛ. Т
ЕМЕРНИЦКАЯ, № 50




ТЕЛЕФОН: 240
-
79
-
56


3















СОДЕРЖАНИЕ:



Зворыкин, КВН и рыбки………
4


Чёрно
-
белая радуга……………
.8


Он снимал войну и мир……..20


Просто


«Дон
-
ТР»……………
.28


















4

ЗВОРЫКИН, КВН И РЫБКИ


Что такое «телевидение», до сих
пор

не могут то
ч-
но определить и сами телевизионщики. Обычно под
этим понятием подразумевают синтез техники, и
с-
кусства и литературы.

Согласитесь, несколько расплывчато…


***

В 1980 году советский фильм режиссёра Евгения
Меньшова «Москва слезам не верит» был уд
остоен
премии «Оскар».

Редкая удача.

Действие в фильме начинается летом 1958 года.

Одна из сюжетных линий ненавязчиво повествует
об истории телевидения.

Помните?

А через 20 лет…


«Через 20 лет ничего не будет


ни театра, ни к
и-
но! Одно сплошное телевидени
е!»


Утверждал это герой Юрия Васильева


Рудик


Р
о-
дион Петр
о
вич Рачков


в 1958 году.

(Кстати, о переменах через 20 лет на самом тел
е-
видении тот же Евгений Меньшов так же ненавязч
и-
во рассказал нам в другом своём фильме


«З
а
висть
богов».)


С тех пор прош
ло уже не 20, а 50 лет.

Давайте посмотрим, что же за эти 50 лет с телев
и-
дением ст
а
лось…


***


5


Что такое КВН?

Глупый вопрос, скажете Вы.

Популярнейшая телеигра, естественно!

Которая уже давно вышла за рамки «теле
-
».


А вот и не совсем!


Это


ма
-
аленький
такой телевизорик, с которого,
собственно и начинается наш рассказ.


Что знаем мы с Вами об истории телевидения, в
о-
обще, и ро
с
сийского, в частности?


Ну, во
-
первых, изобретатель его


наш соотече-
с
т
венник, русский эмигрант, Владимир Козьмич Зво-
р
ы
кин.

Хотя,

когда журналисты окрестили его «отцом т
е-
левидения», он

воскликнул:
«Я

изобрёл кинескоп
и

ни

на

что другое не

претендую!..»

Изобретение т
е-
левидения, по

словам Зворыкина,

-

«это бесконе
ч-
ная лестница, созданная десятками рук»
.

Умер Владимир Козьмич в

Принсто
не в 1982

году. И
в 90

лет его любимой фразой были слова:
«Я

всё
ещё учусь…»

Имя Зворыкина в

1978

году


30 лет тому назад


внесено под №

1

в

Книгу Русско
-
американской сл
а-
вы.


А вот, к примеру, Юрий Александрович Сенкевич
занесён в

книгу рекордов Гиннеса,

как ведущий с
а-
мой долгоживущей т
е
лепередачи


незабвенного
«Клуба кинопутешествий».



6

24 августа 1938 года


70 лет назад


появляется
термин «мыльная опера». Обозреватель америка
н-
ской газеты «Крисчен сеч
ь
ю
ри» написал о вошедших
в США в моду в конце 30
-
х г
одов радио
-

и телес
е
ри-
алах в жанре «семейной мелодрамы»:
«Эти 15
-
минутные трагедии я называю «мыльной оперой»,
потому что без помощи мыла я бы не пролил ни о
д-
ной слезы над её персон
а
жами»
.

Сколько копий изломается потом интеллигентами
всех мастей по повод
у этих «опер»


символа бе
з-
дарности. Не ругал только крайне ленивый.

А они всё живут…


Что ещё интересного? Первые опытные передачи
в

Москве н
а
чались довольно давно


аж в

1931

году.
Для поколения
XXI

века


глухая древность!

Отечественная промышленность

телеприёмников
тогда не

выпускала, но

москвичи передачи смотр
е-
ли! Журнал «Говорит Москва» сообщал с

гордостью,
что в

столице в

это время работало уже более 30 с
а-
модельных телевизоров!

А самая первая передача малострочного телевид
е-
ния


уже не

эксперимента
льного, а

пра
кти
ческого


состоялась, по

воспоминаниям очевидцев, 15

ноября
1934

года. Так началось регулярное звуковое тел
е-
вещание в

России.


Некоторые типы отечественных аппаратов, пер
е-
дающая камера и

ряд электронных приборов были
удостоены Гран
-
при на

Всемирной выставке в

1958

году


тоже 50 лет назад


в

Брюсселе.


Всего до

начала Великой Отечественной войны б
ы-
ло выпущено около 4

тысяч телевиз
о
ров.


7

А вот после той страшной войны первым в

Европе


7

мая 1945

года


возобновил передачи именно Мо
с-
ковский
телецентр!


Название самого популярного телевизора 50
-
х г
о-
дов


«КВН
-
49» весело расшифровывали как «Купил


Включил


Не работает!». Да (чего греха таить?),
первые «КВНы» постоянно барахлили


как объя
с-
няли, из
-
за пл
о
хой заводской пайки.

Но, вообще
-
то, эт
а аббревиатура образована от

первых букв фамилий ленинградских инженеров


создателей этого аппаратика. Владимир Кенигсон,
Никита Варшавский и

Игорь Николае
в
ский, а

«49»


год выпуска.

Потом это изобретение презрительно назовут «ящи
-
ком»…


Каждый владелец



в соответствии с прилагаемой к
телевизору инструкцией


должен был в пятидне
в-
ный срок зарегистрировать свою покупку. За уд
о-
вольствие просмотра телепередач ежемесячно вн
о-
силась абонентная плата.

Тех, кто собирался вечерами у «голубого экрана»,
назыв
а
ли
«радиозрителями».


А по размеру этого «голубого экрана» его называли
«открыточным»


диагональ
-
то всего 18 сантиме
т-
ров!

Впоследствии уже


именно в

честь телевизора
-
ма
-
лышки


и назовут такую знаменитую в будущем т
е-
лепередачу, но


с

дополнительной расшифр
о
в
кой:
«Клуб в
е
сёлых и

находчивых».



8

Чтобы смотреть программы по «КВНу
-
49», к экра
н-
чику пристраивалась лупа


стеклянная сфера,
н
а
полненная глицерином. Допускалась и дистилли-
р
о
ванная вода, и каждый пацан (пока мамы с папой
нету дома) считал своим святым д
олгом запустить
туда р
ы
бок…


Ну, это такие сведения, для общего развития.

А теперь поговорим о телевидении ростовском.

Конкретно.


ЧЁРНО
-
БЕЛАЯ РАДУГА


История Государственной телерадиокомп
а
нии
(ГТРК) «Дон
-
ТР» ведёт своё начало от создания в
1926 году С
еверо
-
Кавказского краевого комитета по
радиофикации и радиоинфо
р
мации.

Отпылали пожары Гражданской, и в молодой
Стр
а
не Советов появилось радиовещание.

Годами позже стало налаживать свои шаги (сначала


робкие, а потом


и семимильные) и вещание тел
е-
визио
нное.


С началом войны наша киностудия была эвакуир
о-
вана во Владикавказ. На её технической базе созд
а-
ли Северо
-
Кавказскую студию кинохроники. Она
у
с
пешно ведёт своё вещание и по сей день.


Но прочно входить в быт трудящихся Советского
Союза телевидение
стало лишь в 50
-
х годах. Вслед
за Москвой телецентры начали появляться во многих
городах нашей страны.

И вот в 1956 году на сооружение новой Ростовской
студии в
ы
деляется 27 миллионов рублей!


9

Выбрана самая высокая точка


в посёлке Красный
город
-
сад, над
балкой Камышевахой. Когда
-
то, в г
о-
ды борьбы с царизмом здесь провод
и
лись стачки.

Над городом поднялась телебашня высотой 180


метров. Поз
д
нее добавят ещё 12.

Параллельно


для работников телецентра


велось
строител
ь
ство жилого пятиэтажного дома.

Раньше н
а этом месте возвышалась водонапорная
вышка.
Её возвели для снабжения водой жителей
ма
леньких домиков, расположившихся в конце 20
-
х
годов на улице 1
-
ой Баррикад
ной. Относились они к

паровозоремонтному зав
о
ду.

Сегодня от тех маленьких, но довольно многочи
с-
ленных, дом
и
ков осталось лишь четыре.


Итак, над городом поднялась телебашня


ранее
сигнал принимался из городов Сталино и Д
о
нецка.

В Ростове
-
на
-
До
ну установили передатчики такие

же,

как в столице.

Построили и телецентр. Это очень красивое трё
х-
этажное зд
ание «сталинского» типа архитект
у
ры.

И в

феврале 1958

года при исполкоме Ростовского
областного совета депутатов трудящихся начал свою
деятельность Комитет по

радиовещанию и

телевиде
-
нию.


А теперь


представьте


50 лет назад, в такие же
чудесные а
п
рель
ские дни середины весны, наши
земляки были взволнованы ожиданием чуда.

Об этом чуде науки и техники говорили очень да
в-
но.

И, наконец, свершилось!

С пробных телепередач 29
-
30 апреля 1958 года
н
а
чалась на Д
о
ну ЭРА ТЕЛЕВИДЕНИЯ.


10


Сначала, естественно, позвол
ить себе подобную
диковинку мог не каждый.

Но уж если у кого
-
то в многоэтажке или в частном
квартале появлялся


как его называли в простор
е-
чии, «телепроектор»


то на просмотр «Волги
-
Волги»
или «Двух бойцов» собиралась вся многоэтажка и
весь квартал!

При
ходили со своими стульчиками и скамеечками и
со сменной обувью.

Особо отчаянные фотографы
-
умельцы чуть ли не со
скоростью света щёлкали своими «лейк
а
ми», чтобы
успеть заснять весь фильм и демонстрировать его
потом у себя дома на простынке!

Пусть даже немо
й!

Получалось, конечно, очень плохо. Но сам факт…


О чём же сообщали самые первые ростовские в
ы-
пуски важных новостей? И как, интересно, выглядит
самая первая плёнка? И сохранилась ли она?

Но, оказывается, вещание началось вовсе не с в
ы-
пуска важного правит
ельственного сообщения.

Художественный фильм «Звёздный мальчик»


вот
что показала своим первым зрителям нов
о
рождённая
Ростовская телестудия!

А плёнок с записью первых передач в архиве «Дон
-
ТР» нету, потому что их просто не существует в пр
и-
роде: первонача
льно был


только и исключительно,
вплоть до

70
-
х годов,


«прямой эфир».

(Отменят его, «прямой эфир», раз и навсегда после
покушения на Брежнева в Кремле у Боровиц
к
их в
о-
рот.)

И всё
-
таки давайте попробуем воссоздать фрагме
н-
ты жизни Ростовской телестудии
тех лет


так, как

11

сохранила их память режиссёра Эвелины Евгеньевны
Экономиди.


***

Первые свои программы ростовские телевизионщ
и-
ки стали делать не сразу


где
-
то, к осени. А перв
о-
начально инженер мог, к примеру, проводить в
«прямом эфире» инструктаж о том
, как о
б
ращаться с
таким сложным прибором


телевизором...

Фильмы показывали из собрания ростовской кин
о-
теки.

А чтобы демонстрацию произвести, в телецентре,
как в обычном кинотеатре, установили два кинопр
о-
ектора.

Задача сотрудника, контролирующего показ, з
а-
ключалась в том, чтобы ни в коем случае не пропу-
с
тить особое пятнышко на плёнке! Это такой сигнал
об окончании очередной части фильма. И далее


быстро переключить аппараты


так, чтобы телезр
и-
тели не заметили пробела.

-

Насколько это было волнительно, м
ожете судить
по такому случаю
,
-

вспоминает Эвелина Евгеньевна,
-

Однажды, когда мы показывали фильм и я была за
пультом, в студию пришёл мой муж. После оконч
а-
ния фильма он поинтересовался моими впечатл
е
ни-
ями.

-

Я не видела этот фильм,
-

сказала я, и, это
была
правда: сюжет, игра актёров… Ничего не замечала.
Всё внимание было с
о
средоточено на том, чтобы не
пропустить то самое раздел
и
тельное пятно...

Первые передачи снимались в студии площадью в
60 метров


смехотворный, по нынешним станда
р-
там, размер. Да и
по тогдашним, тоже невеликий.
Зато фантазиям телевизионщиков не было границ!

12

Каждый старался придумать что
-
то необычное, з
а-
поминающее
ся
, создать


как бы сказали мы сейчас


сво
е
образное авторское шоу.

Многие программы того времени были просто м
а-
ленькими н
а
ходками.

Экономиди тогда работала в редакции программ
для детей и молодёжи:

-

В те годы ещё не существовало передачи «Сп
о-
койной ночи, малыши», но мы приглашали актёра,
который с помощью грима перевоплощался в стари
ч-
ка, садился на «пенёчек в лесочке» и рас
сказывал
какую
-
нибудь хорошую сказку.

Когда дело дошло до «Серебряного копытца» Павла
Бажова, наши художники сделали макет заснеженн
о-
го домика, поставили на его крышу «олениху»,
н
а
клеили на её волшебное копытце стёклышки, а
оп
е
раторы так это сняли, что, зр
елище получилось
н
е
вообразимое: всё искр
и
лось и сверкало.

Передача о пионерской жизни называлась «Вол
ь-
ный ветер». В студии стоял макет корабля: ветер
н
а
дувал шёлковые паруса, а дети вели этот корабль
по волнам, по морям, рассказывая о св
о
их новостях.

Посто
янным участником одной из первых детских
передач был артист театра Музкомедии Рафаэл Ро-
с
тинин. Он появлялся на экране с куклой Карандаш,
и они вели забавные и поучительные беседы на ра
з-
ные темы.

Актёры вообще охотно откликались на наши пре
д-
ложения с
о
трудни
чества. Однажды я попросила Ви-
льяма Зиновьевича Шатуновского прочесть зака
д
ро-
вый текст к передаче, посвящё
н
ной дню рождения
комсомола. Он был народный артист, извес
т
нейший
человек, а я, 25
-
летняя, делала ему на репетиции
какие
-
то замечания.


13

«Какое нахальст
во!»
-

думаю, вспоминая об этом
сегодня. Но тогда всё воспринималось иначе… Мы
были так увлечены созданием передач, что всё
о
с
тальное уходило на второй план.


Но даже в такой маленькой телестудии ставились
настоящие большие спектакли. Театральное напра
в-
ле
ние тогда вообще было очень популярно.

-

Помню
,
-

рассказывает Экономиди,
-

как из этой
студии мы показывали спектакль из репертуара т
е-
атра им. Горького с участием народного артиста
Л
е
ондора.

Съёмка велась, как обычно, тремя камерами. Одна
из них стояла в

дверях, температура в помещении
перевалила за 40 градусов жары, передвигать кам
е-
ры было нежелательно. И Леондор, пожилой уже ч
е-
ловек, выбирался из студии на четвереньках, чтобы
немножко подышать свежим воздухом… Однако о
т-
носился к этой ситуации с понимани
ем.

Хотя с появлением большой студии (площадью в
300 метров) и сотрудникам, и актёрам работать ст
а-
ло легче, показ спектаклей всё равно оставался д
е-
лом крайне хлопотным и сложным.

Чуть свет появлялись рабочие сцены


готовили
декорации. Потом актёры собир
ались на контрол
ь-
ную репетицию, когда спе
к
такль игрался и снимался
полностью, но изображение шло только на внутр
и-
студийные мониторы. Разбирали ошибки


и арт
и-
стов, и операторов. И играли спектакль ещё раз


вечером, и это уже был «прямой эфир»…

Но подобны
е трудности актёрскую братию не пуг
а-
ли


и театр Горького, и Т
еатр кукол бывали в ст
у-
дии частыми гостями.


14

Таким же способом показывали и работы прие
з-
жавших на гас
т
роли прославленных столичных
трупп.

Кроме того, Ростовское телевидение снимало и со
б-
ственны
е телеспектакли, поскольку каждый тел
е-
режиссёр считал подобную постановку делом чести.

В такие периоды и работники студии, и артисты
чуть ли не ночевали в студии. Для многих она стан
о-
вилась вторым домом. А иногда, возможно, и пе
р-
вым…


Репетировали, прич
ём неоднократно, не только т
е-
леспектакли, но и большинство телепередач. И всё
же


представляете себе, что такое «прямой эфир»?
Постоянный риск, что кто
-
нибудь растеряется, пер
е-
иначит текст или просто его забудет …

Случалось, к концу эфира авторы передачи

были
уже готовы к тому, что после этой самой пер
е
дачи их
просто уволят...


…Подготовили, например, литературно
-
музыкаль
-
ную композицию о Ленине и партии. Всё было очень
торжественно. Идеологически выверено. На фоне
алых зн
а
мён.

Сначала крупным планом по
казывали девушку, к
о-
торая декламировала что
-
то со строгим лицом несг
и-
баемого борца за дело коммунизма. Потом деклам
и-
ровать начинал юноша, и в кадре зрители должны
были видеть только его.

Но произошёл какой
-
то сбой: камера наехала на
них обоих, а девушка (
не подозревая о том
!
), отч
и-
тав своё, с облегчением вздохнула… и размашисто
пер
е
крестилась…


15

И это


в такой телепередаче, в те атеистические
годы!


…Ещё был такой казусный случай, когда актёр, ч
и-
тавший наизусть стихи, вдруг замолчал и сполз с
э
к
рана до пол
ного исчезновения из кадра (а всё по-
т
о
му, что забыл последнее четверост
и
шие, а текст
-
подсказку п
о
ложил на пол).

Ведущая сначала посмотрела куда
-
то в сторону, п
о-
том
,

сложив ладони рупором у рта, начала что
-
то
ему шептать


решила н
а
помнить горе
-
чтецу стихи

и,
как назло, именно в тот момент попала в объе
к
тив!

А на экране как раз должны были появляться из
о
б-
ражения экзотических животных, но из
-
за всего вы
-
шеизложенного вышла накладка, и, когда


по те
к-
сту


нужен был слон, почему
-
то возник жираф, а
зато вместо

жирафа


стр
а
ус...

В конце концов, эфир просто отключили.


Это сейчас нам смешно, а тогда несчастных вед
у-
щих, режиссёров и актёров оставалось только пож
а-
леть…

Но на вопрос, как реагировали


по поводу всех
непонятных случаев зрители (не бранили за это? р
у-
гательных писем не присылали?)


Эвелина Евген
ь-
евна отвеч
а
ет с улыбкой так:

-

У нас были очень хорошие зрители. Я думаю, они
всё поним
а
ли.


Понимал это и первый директор Ростовского тел
е-
видения Правдин и всегда старался защ
и
щать своих
подчинённых.



16

С 60
-
г
о года телестудия стала принимать и тран
с-
лировать программы центрального телевид
е
ния.


А какие люди работали тогда на Ростовской студии!

В преддверии юбилея кинорежиссёр Роман Розен-
б
лит подготовил

в печать книгу «Радуга чёрно
-
белого кино».

Это рассказ о
тех, кто стоял у истоков нашей ро-
с
товской кинодокумент
а
листики.

Свидетельства Розенблита стопроцентны


на ст
у-
дии работает уже 40 лет


с 1968 года. Имя этого
режиссёра хорошо известно в кинематографическом
мире. Он член художественного совета студии, се
к-
р
етарь Правления Донского союза кинематограф
и-
стов. При его участии созданы десятки документал
ь-
ных ка
р
тин.

Отрывки из книги «Радуга чёрно
-
белого кино»
представлены на сайтах сети «интернет».

Давайте ознакомимся с некоторыми.



«У Бориса Исааковича Маневича
, фронтового кин
о-
оператора, Заслуженного деятеля искусств РСФСР,
было множество баек
,

и часть из них касалась его
принудительного энтузиа
з
ма на строительстве Волго
-
Дона, часть


спортивных достижений (а он был пр
и-
зёром боксёрских поединков на Севе
р
ном Кавк
азе),
но особое место в устном творчестве занимала во
й-
на.

Борис Исаакович был единственным кинооперат
о-
ром, который снял торпедную атаку с потоплением
немецкого тран
с
порта!

-

Как это было, Борис Исаакович?

-

Очень просто. Мы вышли на поиск немецких судов
с
заданием не пропустить их продвижение. Я занял

17

место над рубкой. С него просматривались и торпе
д-
ные аппараты, и пространство перед нашим катером.
Шли не очень долго, как сигнальщики сообщили


впереди немцы. Боевая тревога! Все заняли свои ме-
ста. Действите
льно, скоро стал ясно виден силуэт
«немца». А дальше всё было, как говорят спорти
в-
ные комментаторы, делом техн
и
ки.

Залп!

Цель накрыта!

На пирсе, когда вернулись, командир спросил м
е-
ня:

-

Ну, как всё было? Хорошо?

И я ему ответил:

-

Попробовал бы промазать
, на второй заход у меня
плёнки не было…


… В одну из поездок в Дагестан в доме Расула Га
м-
затова я увидел снимок: Гамзат Цадаса, Сулейман
Стальский и … Борис Маневич.

-

А это кто?
-

спросил я у жены Расула, Патимат,
показывая на Маневича.

-

Это? О, это оче
нь замечательный переводчик. Он
переводил на русский песни и стихи Сулеймана,
мгновенно и очень поэти
ч
но. Вот жаль, что фамилия
его осталась неизвестна…

Зная стремление Бориса Исааковича к мистифик
а-
циям, его природный юмор и способность к импров
и-
зациям, я
не стал п
е
реубеждать Патимат...»


А вот какие зарисовки посвящены памяти Сергея
Митрофановича Стародубцева, режиссёра Росто
в-
ской
-
на
-
Дону студии кинохроники, руководителя т
е-
леобъединения «Зеркало». О Стародубцеве всегда
отзывались как о человеке редчайшего
таланта. Он

18

трагически погиб в 1993 год
у


не смог смириться с
окружающей

подлостью.


«У Серёжи была огромная библиотека, которую он
неутомимо пополнял. Там было всё. Думаю, что вт
о-
рой такой библиотеки не было в Ростове ни у кого.
Помню, Сергей возвращаетс
я из Болгарии. Случайно
во Внуково встречаемся перед посадкой на росто
в-
ский рейс. Он тащит чемодан


в таких обычно в
ы-
возят нелегалов (полтора на полтора метра, оторвать
от пола невозмо
ж
но).

Сергей собирает билеты всей нашей группы и на
регистрации подаёт
наши и свой в общей куче. Ст
а-
вим багаж на весы


тр
е
буется доплата.

-

Что у тебя там, Серый? Кирпичи, что ли?

-

Кирпичи… Кирпичи…

Уже в самолёте он вытаскивает список книг: Па-
с
тернак, Платонов. Набоков, Булгаков, Ахматова,
Г
у
милёв и т.д. Всё на русском язы
ке, и всё это в то
время здесь купить было невозможно, тол
ь
ко по
специальным спискам в специально для этого отв
е-
дённых магазинах.


… На очередном съезде кинематографистов Сергей
узнал, что уже в первом перерыве откр
о
ют книжные
киоски и прилавки.

Ради этого

сел во втором ряду возле двери, чтобы
быть у киоска первым… Но всё
-
таки оказался вт
о-
рым. Первым был оператор нашего телевидения В
а-
лентин Тимошенко.

Что сказать? Вся донская делегация прошла между
Тимошенко, Стародубцевым и мной. Даже Юрий
Л
е
онидович Яков
ский (книжник страстный) преодо-
лел себя и втиснулся в очередь, стеснительно отво-

19

рач
и
ваясь от укоризненных взглядов извес
т
ных ак-
тёров и симпатичных актрис.

Домой со съезда мы все летели самолётом, а Тим
о-
шенко ехал поездом, и всё его купе было забито
картонн
ыми ящиками с кн
и
гами.

Не менее пяти ящиков было Серёжиных.

Жена, сын, требовали денег, а зарабатывал он не
очень много, кое
-
где прирабатывал, читал тексты,
что
-
то где
-
то кому
-
то озвучивал, но всё, что зараб
а-
тывал, тратил на книги.


…Вспоминаю его невероя
тно увлеченным работой
над фил
ь
мом «Ступени». Неделями ходил с томиками
чеховской перепи
с
ки, какими
-
то воспоминаниями об
Антоне Павловиче, журналами «Нива», «Утро Ро
с-
сии».

-

Ты знаешь, старик, сколько я узнал нового о Ч
е-
хове?! О его внутреннем мире… Да ник
акой он не
защитник «маленького человека»! Он защитник пр
о-
сто Человека! Он


доктор, излечивающий души! И
когда мы только откажемся от социальных ярл
ы-
ков?..

…В фильме «Ступени» он… показал, что ступени
Чехова


это восхождение к пониманию того, что нет
«за
гадочной славянской души», а есть постоянная
загадка


как помочь мятущейся человеческой душе,
бьющейся между общим невежеством и чванлив
о-
стью тех, кто напялил на себя маски народных слуг и
защитников. Если не понять это, то «зачем выдавл
и-
вать из себя раба

по капле»?

Сколько было сломано копий из
-
за «выдавливания
раба»!

-

Чехов ведь писал не про наше время, а про
своё…
-

учили Серёжу чиновн
и
ки…


20

-

Времена всегда свои…
-

отвечал он.

Оставил всё, как наметил. «Ступени» стали ступ
е-
нями и в его творчестве.

-

Пойми
те,
-

убеждал он,
-

Чехов


один из самых
современных писателей!»


И ещё раз дадим слово Роману Розенблиту.

Он рассказывает о своём знакомстве с удивител
ь-
ным человеком


Леоном Борисовичем Мазр
у
хо.


ОН СНИМАЛ ВОЙНУ И МИР


«…Мы сдавали в Москве Министерству

культуры
СССР фильм о Михаиле Шолохове (которого Леон
Мазрухо снимал всю жизнь). Сидели в просмотровом
зале, ждали начальство. Думали, будет сама Фурц
е-
ва, но в зал неожиданно вышел высокий молодой
человек с портфелем, из которого торчали тенни
с-
ные р
а
кетки
. Это был замминистра. Он плюхнулся в
кресло и коротко бр
о
сил:

-

Начинайте!..

Едва просмотр закончился… и зажёгся свет, замм
и-
нистра н
а
чал громить фильм:

-

Почему фильм такой короткий?! Разве мы сможем
убедить японцев, что фильм про Шолохова не надо
было д
елать длинным? Но самое главное


кадры,
где Шолохов пьёт чай, надо ка
-
те
-
го
-
ри
-
чес
-
ки
у
б
рать!
-

и он рубанул рукой, словно отбил ковар-
ную подачу на корте.

Я не успел даже вздохнуть, как вдруг вскочил т
и-
шайший и тактичнейший Леон Борисович:

-

То, что вы во
шли не поздоровавшись, это и п
о-
нятно


Мин
и
стерство культуры. Но почему такая бе
-

21

запелляционность


убрать?!! Может быть, вы объя
с-
ните нам


режиссёру и автору


почему у
б
рать?

Замминистра аж задохнулся от гнева:

-

Что значит «не поздоровался»? Я кивнул…
Верно,
товар
и
щи?

Сидящие в зале чиновники смешно и одинаково з
а-
трясли гол
о
вами.

-

А почему убрать? Отвечу…

И тут он начал говорить медленно, словно диктуя
стеногр
а
фистке:

-

Шолохов пьёт чай… (сделал длинную паузу), не
вытащив… («Боже!
-

лихорадочно сообр
ажал я.
-

Что
же не вытащил М
и
хаил Александрович?») … ложечку
из стакана! Словно дереве
н
щина какая
-
то!..

Леон Борисович нарочито театрально хлопнул пару
раз в ладоши и отчётливо произнес, обр
а
щаясь к
замминистра:

-

Не знаю, кем вы тут трудитесь, может быт
ь, даже
большим начальником, но, тем не менее, хочу зам
е-
тить, что Шолохов не нуждается в ваших советах


как ему пить чай!.. Лев Николаевич Толстой как
-
то
заметил, что ложечка в стакане или чашке у русск
о-
го человека для того нужна, чтобы не сахар м
е
шать,
н
о температуру чувствовать, но это не обязательно
знать отдельным работникам министерства культ
у-
ры…

Зам. побагровел и вылетел из зала, забыв в гневе
про свои ракетки. Наступила неловкая па
у
за…

И в этот момент вошла женщина в строгом платье.
И в причёске «а
ля Фурцева». Она поздоровалась,
оглядела всех мигом вскочивших работников мин
и-
стерства, мы тоже встали, поняли


женщина в пр
и-
чёске «а ля Фурцева» и есть сама Екатерина Алекс
е-
евна. Она подошла к нам, п
о
здоровалась…


22

-

Мой зам. вылетел отсюда как ошпаренны
й. Чем
это вы его так допекли?

-

Это я погорячился,
-

виновато сказал Леон Бор
и-
сович…
-

со мной это быв
а
ет…

-

Со мной тоже,
-

сказала Фурцева и попросила,
-

если всё готово, давайте смо
т
реть…

Смотрела она очень внимательно, а едва зажёгся
свет, сказ
а
ла:

-

Спасибо большое авторам, студии. Не стыдно б
у-
дет показывать этот маленький фильм в нашем п
а-
вильоне. Спасибо.

Она улыбнулась всем, кивнула Леону Борисовичу и
ушла.

До глубокой ночи Леон Борисович всё переживал
этот инц
и
дент с замом.

-

Представляешь, вспомн
ил про ЦК КПСС, и про д
е-
путатство. А то, что это


Великий писатель


не ск
а-
зал. Чай не так пьёт Шолохов!.. Не по
-
министерски!..

И долго ещё придумывал всё новые и новые арг
у-
менты в защиту горячо им любимого Михаила Але
к-
сандровича.


…А

какую изящную докуме
нтальную ленту Мазрухо
делает в

семидесятые годы! О

том, как на

Ростсель
-
маше силами народного театра
-
балета поставлена
соната «Аппассионата»
.
И

вместе с

тем его суровые
антифашистские ленты


«Во имя живых», «В пр
о-
цессе над изменниками», «Новороссийские к
ура
н-
ты»… Почему не

показывают их

сейчас? Эти ленты
того

же ряда, что и

«Обыкновенный фашизм» М
и
ха-
ила Ромма».


Кто же он такой, Леон Мазрухо?



23

В 20
-
м фильме многосерийной киноэпопеи «Вел
и-
кая Отечественная война» приведены имена фро
н-
товых операторов, прошед
ших с кинокамерой в р
у-
ках нескончаемые километры военных д
о
рог.

В этом перечне


и имя ветерана Ростовской студии
кинохрон
и
ки.

Он из той славной плеяды кинематографистов, к
о-
торым дост
а
лось трудное счастье дойти до Берлина.

Майор Мазрухо снимал войну «на

земле, в небесах
и на море», на переднем крае и в т
ы
лу врага.

После Победы Леон Борисович принимал участие в
создании фильмов «От Вислы до Одера» и «Берлин».


16 июля 2008 года ему исполняется 100 лет, и до
сих пор его фильмы и журналы


образец работы
д
ля кинодокументалистов.

Он практически одним из первых в стране освоил
воздушную съёмку. Собственно, он её разр
а
ботал.

В Великую Отечественную войну совершил 48 бо
е-
вых вылетов


они запечатлены на многих киломе
т-
рах документальной плё
н
ки.


Из

кабины самол
ёта

он снимал горящий Берлин.

Самолёт пикировал на

подбитом кр
ы
ле, а

режиссёр
продолжал смотреть в

объектив.

Эти кадры вошли в

золотой фонд кинематографии.

Их

автор


ростовчанин Леон Борисович Мазрухо.


В 1926 году окончил он в Симферополе курсы к
и-
ноко
рреспо
н
дентов.

С 27
-
го начата трудовая деятельность, а с

32
-
го он


на Ростовской
-
на
-
Дону студии кинохрон
и
ки.

Его фильмы не раз выходили на всесоюзный экран.
Демонстр
и
ровались они и за рубежом.


24


Одна из первых его работ


документальная лента
«Крым». Зате
м


«В горах говорят». И далее


ка
ж-
дый год


новая картина: «По Дагестану», «Жемч
у-
жина Советского Союза», «Рыбаки Каспия», «Каз
а-
ки», «Праздник джигита», «Штурм Ка
з
бека»…

Название каждой киноленты говорит буквально с
а-
мо за себя: то есть, он снимал весь Сев
ерный Ка
в-
каз.


Леон Борисович


автор кинолент о

Шолохове.

Сделаны две полнометражные и три короткоме
т-
ражные картины. Леон Мазрухо

был единственным
кинематографистом, которого писатель не

сторонил
-
ся и

позволял снимать себя в

любых ситуац
и
ях!

Фильмы, кот
орые делал ростовский режиссёр


это
самые пе
р
вые фильмы о нашем великом земляке.

Этих людей

связывала большая личная дружба.

Они вместе ездили в Стокгольм, и Мазрухо заснял
лауреата Нобелевской премии в те знаменательные
дни. Сопровождал он Шолохова и в п
оездке по Яп
о-
нии.


Знакомство Михаила Александровича с Леоном Б
о-
рисовичем состоялось в 1934 году, в начале ноября.
Режиссёр приехал в Вёшенскую прямо на площадь,
где шёл предоктябрьский митинг.

Писателя режиссёр увидел на трибуне.

«...Молодой, улыбающийс
я, он ничем особым не
отличался от рядом стоявших людей


партийных
работников, председателей колхозов. Нужно ли г
о-
ворить, с каким волнением я снимал их на плёнку!

Но вот отзвучали речи, трибуна и площадь опуст
е-
ли, а я о
с
тался наедине со своим аппаратом,
не зная,

25

куда приткнуться... И вот когда я хотел стучаться в
какую
-
нибудь
хату на ночлег, подбегает ко мне п
а-
ренёк, хватает за рукав: «Скорей, вас ждёт Михаил
Александрович!» И режиссёру было оказано полное
го
с
теприимство»
.

Мазрухо вспоминал, что многое

уже тогда пораж
а-
ло его в писателе. Так, он никогда не видел, чтобы
Михаил Александрович что
-
то записывал,


он по
м-
нил, когда в таком
-
то году пошёл первый снег, мог
точно указать день перелёта осенних птичьих стай.
Хотя записи писатель, конечно же, делал, но обычно


п
осле беседы
.

Потом.

В рабочем писательском кабинете было тогда мн
о-
жество книг, журналов, газет. Режиссёру довелось
слушать один из ранних рассказов Хемингуэя в чт
е-
нии Шолохова. Действие рассказа происх
одило в
джунглях; и советский писатель восхищался масте
р-
ством писателя американского, его тонким прони
к-
новением в мир зверья.

Мазрухо услышал в тот раз рассказ о документал
ь-
ном фильме об Африке. Шолохов смотрел его в о
д-
ном аристократическом английском клу
бе и вспом
и-
нал, как был потрясён жестокой нат
у
ралистичностью
сцен. Но в том же фильме были и отличные кадры
буйной африканской прир
о
ды.

«
-

Вот бы и наш Дон с экрана так умело показать,
-

мечтательно сказал Михаил Александрович.
-

Пол
о-
водье, разлив, белую
одинокую яблоньку в воде, а
над нею


пчёлы...

И загорелся:

-

Слушай, и в самом деле, а что если снять? Наз
о-
вём, скажем, эту ленту «По тихому Дону»... Прие
з-
жай весной, посмотрим, подумаем ещё, а?..


26

И с тех пор ежегодные мои приезды были чем
-
то
вроде пре
людии к будущей шолоховской з
а
думке».

Ленту сняли и назвали «Песни Тихого Дона», её
смело можно отнести к несомненным удачам автора!


А ещё режиссёр
-
кинодокументалист вспоминал, что
виделся
«с Шолоховым в Каменске, где стоял тогда
штаб фронта»
. Встр
е
чу он

датирует началом января
1942 года.

Вот так.

В белоснежных полях под Ростовом…


В послевоенную пору Леон Мазрухо много работ
а-
ет, вначале как оператор, а затем как режиссёр над
созданием фильмов о г
е
роях трудового фронта.
Большой успех выпал на долю картин

«Река сч
а-
стья» и «Бессмертник».

Его творческая деятельность получила высокую
оценку. К боевым наградам прибавились ми
р
ные.

Ростовский оператор и режиссёр


лауреат Гос
у-
дарственной премии СССР,

Заслуженный деятель и
с-
кусств Российской Фед
е
рации.


Донской

краевед Игорь Гегузин рассказывает:

«Вряд ли есть смысл перечислять фильмы кинем
а-
тографиста.

Упомяну только некоторые, которые с наибольшей
силой выявляют особенности его творч
е
ской манеры.

Мазрухо любит людей. Поэтому на первом плане в
его картинах


человек, его судьба. Прослеживая
жизненный путь своих героев, он находит такие
краски, которые помогают ему ярко и выразительно
показать характерные черты советских людей, тр
у-
долюбивых и целеустремлённых: у них не расходи
т-

27

ся слово с делом, а личное и общес
твенное выступ
а-
ет в неразрывной связи.

Сошлёмся хотя бы на полнометражный фильм
«Большой полёт»


о семье прославленного пилота
Коккинаки, в которой пять братьев стали лётчиками.
Следует назвать и других героев его фильмов


ги
д-
ростроителя Андрея Бочкина
из «Реки счастья», р
а-
бочего Алексея Улесова из «Цимлянского гидроу
з-
ла», доктора Виктора Воложанина из «Сельского
врача», рыбака Бузуна из «Хозяев м
о
ря»…

Ряд фильмов Мазрухо создал вместе с оператором
Борисом Маневичем. Много лет назад мне довелось
наблюд
ать их в с
о
вместной работе. Они снимали
фильм «Новороссийские куранты». Вечером в гост
и-
нице, после напряжённого труда, за ча
ш
кой чая они
придирчиво анализировали сделанное за день,
н
а
меч
а
ли, что предстоит выполнить завтра.

Съёмки шли успешно, особых помех

не было, вза
и-
мопонимание было полное. Всё, что они делали, б
ы-
ло пронизано высокой мерой требовательности,
творческого поиска, без которых не обходится
н
а
стоящее искусство. Уже после, в Ростове, я видел
этот фильм. Картина получилась хорошей. Да иначе
и не

могло быть. Ведь за плечами этих мастеров б
ы-
ли постоянное стре
м
ление к совершенствованию
своих умений и н
а
выков.

Творческое содружество Мазрухо и Маневича дл
и-
лось многие годы. Ими совместно сделано более 10
фильмов: «Во имя живых», «Творчество», «Живая
во
да», «Колхозный инженер», «Один длинный день»
и другие. Каждый из них стал заметным явлением в
кинодокументалистике.

Последний фильм, который снимал Мазрухо в Н
о-
вороссийске, был посвящён Малой земле».


2
8


Сегодня на улице Пу
ш
кинской на доме под номером
215 ус
тановлена мемориальная доска с именем одн
о-
го из пионеров воздушной съёмки


Леона Борис
о-
вича Мазрухо.



ПРОСТО


«ДОН
-
ТР»


В 1974 году ростовские зрители наконец
-
то впе
р-
вые увидели телепередачи в цвете. Сначала они б
ы-
ли кратковременны по ср
о
кам


всего

час, полтора.
Назывались «Цветной кин
о
зал».

Это было событие!

А в 80
-
м цвет был уже привычной обыденностью. И
так называемая цветная передвижная телестанция
(ПТС) очень качественно передавала репортажи с
XXII летних Олимпийских игр в Мос
к
ве.


Какой, инте
ресно, телетехника будет в году 2014?

Возможно, мы станем осознавать себя зрителями
непосредственно на трибунах Сочинской Олимпи
а-
ды? Какое
-
нибудь хитрое виртуальное
осязательное
стереотелевидение? И это тоже будет привычной
обыденностью...

Но не будем от
влекаться.


В 1978 году началась трансляция
на область
второй
общесоюзной программы ЦТ, а в 81
-
м


программы
третьей.

В 1980 году в нашем городе в северо
-
западной ча-
с
ти, у Темерника, планировалось строительство но-
в
о
го телецентра. Высота здания


190 мет
ров. А
башня должна была быть самой высокой на Север-
ном Ка
в
казе


350 метров. Предусматривалась смот-

29

ровая площадка, но… грянула перестройка со всеми
выт
е
кающими из неё негативами


и, в результате,
пр
о
жекты так и остались на б
у
маге.

А через десять лет разв
алился Союз


и Одесская
киностудия, и Киевская, и киностудия имени До
в-
женко получилась заграни
ч
ными.

То есть


«Мосфильм», «Ленфильм», «Свердло
в-
ская киностудия» худо
-
бедно, в нищете


но в
стр
а
не остались. Но это всё российский Север! А вот
на Юге России
делать художественное кино стало
нек
о
му.


-

Общеизвестно, что даже в труднейших условиях
войны с фашизмом, государство финансировало д
о-
кументальное кино, справедливо рассматривая его в
качестве мощнейшего своего пропагандистского и
н-
струмента
,
-

считают ро
стовские кинодокументал
и-
сты.
-

И сейчас, когда Ро
с
тов
-
на
-
Дону стал столицей
Южного федерального округа, необходимо быстро
реагировать на происходящие в нашем регионе с
о-
бытия. Не только сегодняшний телезритель имеет
право на эту информацию, это важно будет
знать и
через год


пять


десять лет
.


В начале
XXI

века региональная кинодокументал
и-
стика пер
е
живает не лучшие времена.


Сегодня Ростовская киностудия обслуживает терр
и-
торию, равную по величине нескольким е
в
ропейским
странам


от Москвы до Чёрного моря.

Центрально
-
Чернозёмный район, Нечерноземье, Юг
России


везде работали и работают сегодня, пра
в-
да, уже гораздо меньш
и
ми силами, наши творческие
работники. И сегодня снимаются сюжеты для кин
о-

30

журналов «По Дону и Кубани», «Земля родная»,
«Время и л
ю
ди».

Но с
оздаётся эта кинодокументалистика почти в
экстремальных условиях. Вся техника на киностудии
ещё лет 20 назад выработала свой моральный и ф
и-
зический ресурс. В Голливуде на подобном оборуд
о-
вании перестали работать ещё в 50
-
х прошлого в
е
ка.


И всё равно


кин
о в Ростове, конечно, снимать
продолжают,


и это факт отрадный. Другое дело,
что аудитория этого кино стала катастрофически у
з-
кой, массовый зритель о нём практически не знает.
Кинотеатры демонстрировать работы местных док
у-
менталистов явно не стремятся: ед
инственный на
памяти случай за последнее время


фильм Юрия
Щербакова и Александра Обертынского «Зона нед
о-
сягаемости», показанный в Доме кино, да и то в св
я-
зи с профессиональным праздником. И о фестивалях
документалистов, на которых нередко показывают
рост
овские фильмы, обычному зрителю тоже мало
что известно.

Между тем посмотреть есть что.

Среди последних работ, снятых на Ростовской к
и-
ностудии, особняком стоит фильм Романа Р
о
зенблита
«Ноктюрн для аккордеона и памяти»


лента о же
н-
ском джазовом оркестре, и
гравшем в Ростове после
войны. Сегодня участницы оркестра по
-
прежнему
живут в нашем городе, и режиссёр построил фильм
как чередование их воспоминаний с сохранившейся
кинохроникой выступлений оркестра сороковых г
о-
дов.

Ещё стоит отметить ленту Владимира Юрь
ева
«Цветные сны и чёрно
-
белая жизнь»


рассказ о

31

жизни беженцев в Ингушетии, увиденной глазами
чеченского мальчика.


Немало интересных, здравых идей есть у наших
киношников и не только по поводу кино докуме
н-
тального.


-

Почему бы не создать у нас Южно
-
ру
сскую базу
российского кино, приглашать на Дон на фактуру
отечественных и зарубежных киномастеров?

-

гов
о-
рит всё тот же режиссёр Роман Розенблит.
-

Разве
это правильно, что на съёмки едут в Ялту, получая
31доллар командировочных в день на человека? Чем
наш
и края хуже? Вот только бы привести в соотве
т-
ствие желания и возмо
ж
ности.

Мы работаем в допотопной кинотехнологии, а ну
ж-
ны видеотехнологии. Тогда можно было бы действ
о-
вать активнее, выполнять разнообразные заказы.

Научно
-
популярный кинем
а
тограф, документ
альное
и детское кино проходят последними строками в
различных постановлениях, направленных на под
ъ-
ём культуры. Считаю, что последним детским фил
ь-
мом было «Чучело» Рол
а
на Быкова.

Чем знаменито наше время, кроме борьбы с ко
р-
рупцией? Мы пользуемся путанной,

нередко тенде
н-
циозной информацией телевидения, виртуальной р
е-
альности.

За кадром остаётся очень многое и подчас


самое
главное.


Администрация Ростова рассматривала возможность
создания в городе киностудии.

-

Сейчас в Ростовской области работают десятк
и
съёмочных групп, при этом во всём Южном фед
е-

32

ральном округе нет ни одной профессиональной к
и-
ностудии
,
-

подтверждает главный федеральный и
н-
спектор аппарата полпреда президента РФ в ЮФО
Сергей Еп
и
фанцев.

Перспективы создания в Ростове
-
на
-
Дону Южно
-
Российск
ой кинокомпании были рассмотрены на
представительном совещании в областной админи-
с
т
рации под председательством министра экономики,
международных и внешнеэкономических связей Ро-
с
товской области Владимира Ма
р
тынова.

Областное Законодательное собрание принял
о р
е-
шение (со всеми экономическими выкладками) о
подготовке подобного проекта.

Но пока сдвигов нет.

Возможно, подобный проект будет реализовываться
при содействии американской киностудии «Юниве
р-
сал пикчерс» параллельно с проектом создания ро
с-
сийск
о
го «Дисн
ейленда».

То есть, опять заграница нам поможет…

Что ж, поживём


увидим.


А ведь опыта ростовчанам не занимать: и пост
а-
новщики талантливые есть, и артисты, и, как счит
а-
ют кинокритики


самое главное


роскошная пр
и-
рода и роскошная натура! В старинном купеч
еском
городе ещё пока сохранились старинные купеческие
особняки.

Да и вся наша область, как говорил Тур Хейердал,
«земной шар в миниатюре»
! То есть, на Дону можно
при малых затратах воссоздать практически любой
пейзаж.

И солнечных дней в году, которых поч
ему
-
то так не
хватает режиссёрам, у нас


пока в избы
т
ке!



33

Если хорошо подумать, то окажется, что картин у
нас, вообще
-
то, снимали предостаточно.

Да и помогал всегда Дон безотказно киностудиям
страны.

Вот, к примеру, почти полвека назад на «Мосфил
ь-
ме» эк
ранизировали очаровательную феерию Але
к-
сандра Грина «Алые паруса».

Так вот, в роли брига «Секрет» снялась тогда ба
р-
кентина «Альфа» Ростовского мореходного училища
имени Георгия Седова.

Из ряда представленных на роль «Секрета» «ка
н-
дидатур» киношники отдали

предпочтение учебной
баркентине из Ростова. Судно фильму досталось
вместе с экипажем, целиком состоящим из седовцев,
а капитаном «Секрета» стал Борис Дворкин


н
а
сто-
ящий к
а
питан «Альфы».

В памяти миллионов зрителей навсегда осталась
наша красавица баркент
ина


гордая, бел
о
снежная,
рассекающая волны под парусами из алого шёлка...

К сожалению, дальнейшая «альфийская» судьба
сложилась несчастливо, но это уже совсем другая
история…


Долгое время на Дону, до 90
-
х годов, в эфир вых
о-
дили программы единственной ор
ганизации


Ро-
с
товского областного комитета по телевидению и р
а-
диовещанию.

Вещание осуществлялось пять дней в неделю по
второй общесоюзной программе, его объём соста
в-
лял два часа в сутки. По первому общесоюзному к
а-
налу в эфир выходила лишь информационная
пр
о-
грамма.


34

Объём годового вещания, использование киносъё
м-
ки, прямого эфира, видеозаписи


всё жёстко регл
а-
ментировалось Москвой.

Такое положение с
о
хранялось около 40 лет.


1991 год (в историческом плане) для российского
телевидения ознаменовался разрушен
ием единой
системы Гостелерадио СССР.

И в 1991 же году вновь созданным Министерством
информации и печати РФ была учреждена Госуда
р-
ственная телерадиокомпания «Дон
-
ТР».


Безусловно, много трудностей было в период пр
е-
образования.

И поэтому огромной заслуго
й тогдашнего руков
о
д-
ства является сохранение творческого и технич
е
ско-
го коллектива профессионалов и одновременно при-
влечение молодых специалистов


выпускников Ро-
стовского государственного университета к работе
над новыми телепрограмм
а
ми.

Преемственность
и энтузиазм способствовали п
о-
стоянному поиску новых жанров, форм п
о
дачи в
эфир неординарных
материалов. К тому же (благ
о-
даря экономической свободе) право распоряжаться
доходами


в соответствии с творческими удачами


давало возможность строить телепрогра
м
му так, как
считали необходимым сотрудники.


Сегодня название «Дон
-
ТР» известно каждому ж
и-
телю Ростовской области.

Сегодня Государственная телевизионная и ради
о-
вещательная компания (ГТРК) «Дон
-
ТР»


это:

-

два телеканала: «Дон
-
ТР
-
Россия» и «35 канал»
(де
циметровый);


35

-

производство и трансляция теле
-

и радиопр
о-
грамм, документальных видеофильмов, проведение
рекламных и имиджевых ка
м
паний;

-

изготовление аудио
-

и видео
-

материалов, инте
р-
нет
-
вещание, новости в режиме real time, выпуск
еженедельника «Дон
-
ТР»;

-

создание художественных, публицистических, с
о-
циальных, политических, музыкальных программ и
выпуск их на первом канале «Радио России» и в
УКВ
-

диапазоне 72,95 и 71,30 МНz.


Помимо этого, на базе ГТРК выходит межреги
о-
нальный тележурнал «Северный Кавказ»,

что пол
о-
жило начало созданию единого информационного
пространства в Южном федеральном окр
у
ге.

Компания регулярно проводит телемарафоны и
благотворительные акции, направленные на по
д-
держку социально незащищенных категорий гра
ж-
дан.


С 1991 года
«Дон
-
ТР»
во
зглавляет человек, кот
о-
рый отдал журналистике 45 лет, прошёл путь от ко
р-
респондента
в малотиражке завода «Ростсельмаш»
до руководителя крупнейшей телекомпанией Юга
России


академик Российского телевидения, Засл
у-
женный работник культуры Николай Иванович Че
б
о-
тарёв.

Материалы, сделанные Чеботарёвым, транслиров
а-
ли радиостанция «Маяк» и программа «Вр
е
мя».

И само название «Дон
-
ТР»


просто: «Дон
-
ТР»


появилось по его инициативе.

Какими принципами руководствуется кинокомпания
в своей работе?


Николай Иванович

о
т
вечает так:


36

-

Прежде всего, искренностью. У нас на экране и в
радиоэфире


только реальная Россия, р
е
альная
жизнь, реальные люди. Мы знаем, о чём говорим, и
знаем, как нужно говорить с нашими зрител
я
ми и
слушателями.

Надеемся, что они это чувствуют.

Де
ятельность Н
иколая Ивановича отмечена
мед
а-
лью «За трудовую доблесть» и орденом «За з
а
слуги
перед Отечеством» II степени.


Международный благотворительный фонд «Мецен
а-
ты стол
е
тия» уже несколько лет проводит церемонии
нагр
а
ждения орденами «Меценат» и

«Слава
нации»
тех, кто

поддерживает движение «Добрые люди м
и-
ра».


Награды получа
ли чрезвычайные и

полномочные
послы ряда зарубежных стран, бизнесмены, врачи,
артисты.

В номинации «Честное слово», за

объективность
и

пропаганду нравственных ценностей орден «Слава

нации» и

статуэтка Доброго Ангела (символ благ
о-
творительности) вручены, конкретно, Николаю Чеб
о-
тарёву.

Самой же «Дон
-
ТР»Фонд присудил медаль «Честь и
польза» за заслуги в области просветительства, а
также деятельности по пропаганде нравственных
ценностей
и национальных трад
и
ций.

-

Вы говорите больше, чем

другие
,
-

заявил, обр
а-
щаясь к «Дон
-
ТР», президент фонда Олег Олейник.


А вообще, на счету ГТРК достижений немало.

У неё беспрецедентное для региональных телер
а-
диокомпаний число профессиональных побед во

37

всероссийских и международных конкурсах, фест
и-
валях и форумах.

Это единственная российская региональная кин
о-
компания, трижды удостоенн
ая национальной пр
е-
мии «ТЭФИ»!

Так же многократно признавались она лучшей ко
м-
панией среди регионов.



На
I

Всероссийском

конкурсе региональных инфо
р-
мационных телекомпаний и студий страны, под
н
а
званием «Новости: время местное» итогом стала
п
о
беда программы «День Дона» сразу в трёх номи-
н
а
циях.

Другую победу получил наш Вячеслав Завьялов как
лучший ведущий, и, наконец, треть
я


досталась
нашему Святославу Гордину


лучш
е
му репортёру.

Вячеслав Ковалёв, главный редактор «Дня Дона»,
только улыбнулся:
«Мы просто делаем нов
о
сти»
.


А на Всероссийском фестивале информационных
программ


на телевизионное счастье


получила
«Дон
-
ТР»

«Серебряную подкову».

Фестиваль назывался «Мир. Согласие. Единство».

-

Какие бы организаторские способности вы не
проявили, что бы вы здесь не делали, как бы не б
ы-
ли красивы горы на Кавказе, но если бы не было
вашего горячего желания сделать этот мир луч
ше и
принять участие в этом фестивале, наверное мы бы
не стояли на этой сцене
,
-

заметил заместитель
председателя ВГТРК Пётр Земцов.

Вот так, в числе подкованных серебром, оказалась
и Ростовская телекомпания…


Что ещё входит в понятие «Дон
-
ТР»?


38

Конечно же
, наша телебашня!

Ей тоже полвека.

И, естественно, это красивое ажурное сооружение
требует особого ухода.

Что совсем не грозит башне, так это... пожар. Ро-
с
товский ретранслятор, в отличие от Останки
н
ского,


абсолютно полая конструкция. И никаких смотро-
вых
площадок и помещений. А низк
о
частотный ка-
бель


грубо говоря, провод в изоляционной обмотке


кр
е
пится на тросах внутри башни.

Гореть нечему.

Так что пожары ей не страшны, а вот время…

192
-
метровая вышка с антенной на самом верху,
построенная полвека наз
ад, требует срочного ремо
н-
та. Её отклонение от оси в пять раз превышает но
р-
му!

То есть, такая Ростовская Пизанская Эйфелева
башня…


Но хотя пожары не грозят, после страшных событий
в Останкино местные власти обратили внимание на
самое высокое строение гор
ода.

Не бойтесь, теперь она не упадёт!

Этой весной специалисты наконец выровняли вы
ш-
ку областного радиотелевизионного передающего
центра.

-

То, что она накренилась, заметили лет пять назад
,
-

объяснил главный инженер Центра Юрий Никола
е-
вич С
и
доренко.
-

О
казалось, в перекосе виноват
просевший грунт.

В уходящую из
-
под опор землю залили бетон, п
о-
том, приподнимая специальными домкратами одну из
«ног» ростовской «эйфелевки», начали подклад
ы-
вать под неё плиты. Между работами приходилось

39

делать долгие перерывы,
чтобы понаблюдать, дают
ли они нужный эффект. И вот, наконец, вся кон-
с
т
рукция снова стала ровно.

-

Жители окрестных домов могли не опасаться: т
е-
левышка на них не упала бы
,
-

уверил Юрий Ник
о-
лаевич.

Но предположим, худшее всё же случилось! Росто
в-
ская телеба
шня вдруг


упала
-
не упала


но как
-
то
вышла из строя!

Оказывается, полный информационный вакуум, как
это случилось в первопрестольной, Южной столице
не грозит. За последнее десятилетие в городе появ
и-
лись коммерческие телеканалы с со
б
ственными ре-
транслят
орами. Как минимум, четыре можно будет
задействовать для приёма и п
е
редачи телесигнала со
спутника. Они практически полностью накроют Ро-
с
тов.

Что касается прилегающих территорий в зоне охв
а-
та главной городской вышки, то здесь можно пер
е-
ориентировать на пр
иём ТВ
-
сигнала со спутника
м
е
стные установки


в Азове, Чалтыре, Таганроге,
Н
о
вочерка
с
ске.

Сейчас только одна программа принимается на Д
о-
ну со спутника


это НТВ. Остальные идут по ради
о-
релейным линиям


через ретрансляторы. В области,
кроме Ростовского, е
щё пять мощных передатчиков


в Сальске, Волгодонске, Морозовске, Каменске и
Вёшенской, они покрывают до
с
таточно большие
площади. Кроме этого, около 70
-
ти установок мен
ь-
шей мощности распределяют сигнал по своим зонам.

В случае необходимости всю эту техник
у можно
также «завязать» на спутник


и о
б
ластной эфир пу-
стым не будет.



40

***

А теперь давайте послушаем, что говорит компания
сама о себе.

Эта информация представлена на сайте «
http
://
re
-
port
.
ru
/
companies
/219».


«Дон
-
ТР»


счастливая компания. Не только
пот
о-
му, что радио, а затем и телевидение на Юге России
начиналось с нас. Не только потому, что у нас
о
г
ромный опыт работы, творческий и технический
п
о
тенциал. Не только потому, что достижения наших
сотрудников отмечены на самых престижных фест
и-
валях и конк
урсах. И признаны мы лучшей реги
о-
нальной телерадиоко
м
панией не только поэтому.

«Дон
-
ТР»


это компания, без которой многие не
представляют себе ни телевидения, ни радио. Это
компания, которая, кажется, была всегда. Мы пер
е-
жили годы идеологического конформ
изма в эпоху
«развитого социализма»; экономической и политич
е-
ской нестабильности в постс
о
ветское время; мы
прошли через зарождение рыночных отношений; мы
через собстве
н
ную кожу ощутили слом старых и
приход в отрасль принципиально новых технологий,
смену фо
рм и форматов телевизионного и радиов
е-
щания.

Мы не просто выживали


мы учились. Мы копили
капитал


творческий, технологический. У нас сил
ь-
ные корни. Мы создали прочный фундамент. У нас


лучшая в стране школа. Мы создали себе Имя. И мы
не собираемся ост
анавливаться на достигнутом.

Сейчас у нас есть многое.

«Дон
-
ТР»


крупнейший производитель видео
-

и
аудиопрограмм на Юге России. Мы производим док
у-
ментальные теле
-

и кинофильмы, информационные,

41

аналитические, социальные, художес
т
венно
-
публи
-
цистические,
рекламные программы.

Если федеральные каналы шаг за шагом утрачив
а-
ют признаки средств массовой информации, стан
о-
вясь прежде всего шоу
-
бизнесом, то региональные
всё ещё сохраняют лицо, присущее име
н
но средству
массовой информации. Которое должно отражать
н
ашу жизнь, жизнь России, в полном многообразии.

Мы безоговорочно выигрываем искренностью, у
нас, и только у нас, на экранах


реальная Россия,
реальная жизнь, реальные, а не среднестатистич
е-
ские и виртуал
ь
ные люди.

Мы знаем, о чём мы говорим, и мы знаем,
как надо
говорить с вами, наши зрители и слушатели. Самая
современная техника и самые лучшие специалисты


это вместе с самой умной, самой чуткой аудиторией,
которую составляете вы,


вот наша визитная ка
р-
точка.

Из всех донских телерадиокомпаний только у
нас
есть возможность ежедневного вещания на телек
а-
нале РТР и ежедневного проводного радиовещания.
Аудитория нашей компании


вся Ростовская о
б-
ласть, часть Краснодарского и Ставропольского кр
а-
ев, юг Воронежской области, восток Украины.

У нас, на «Дон
-
ТР» ра
ботают лучшие журналисты
Юга России. С годами бесценного опыта в творч
е-
ском багаже. Мы обладаем таким опытом, что можем
им щедро делиться, что мы и д
е
лаем


на базе «Дон
-
ТР» создан учебный центр. Совместно с РГУ мы гот
о-
вим новое поколение телерадиожурналис
тов. Мы г
о-
товим специалистов, мы заботимся о своих специ
а-
листах, потому что знаем: выиграете от этого в
пе
р
вую очередь вы


наши зрители и слушатели. Те,

42

для кого мы живём, работаем, кого мы любим и к ко-
му мы прислушиваемся.

«Дон
-
ТР»


счастливая компания.

У нас есть мн
о-
гое. И многое мы можем дать. Но мы ни на миг не
о
с
танавливаемся».


***

…Документальные кинофильмы ростовских кинор
е-
жиссёров, снятые в 40
-
х, 50
-
х, 60
-
х, 70
-
х, 80
-
х г
о-
дах
XX

века...


Эти фильмы не имели многомиллионных бюджетов
и не давали ф
антастических сборов от проката, их
«продвижением» тогда, как, впрочем, и сейчас, фа
к-
тически не занимались.

И всё равно их помнят, потому что ростовское кино
создавало и создаёт то, что достойно остаться в л
е-
тописях, архивах и оживать на больших и малых
э
к
ранах в новые времена, приобщая новые поколе-
ния к разумному, доброму, вечн
о
му…


И помогает всё это сохранить и восстановить


как
бы его ни ругали


наш любимый «ящик».


***

…А театр и кино остались. Не такими, как были.
Претерпели изменения. Но


осталис
ь.

Телевидение


этот синтез техники, искусства и л
и-
тературы


им не помешало.


Тогда


в 58 году


герой фильма «Москва слезам
не верит» ошибся...


***


43







БИБЛИОГР
А
ФИЯ:


Берестенко А. По ту сторону экрана. М.: «Наташа»,
1991.

Гегузин И. Страницы рос
товской летописи. Ростов
н/Д.: Кн. изд
-
во. 1990.

Зарубина Л. Кинокартинная галерея. // Домашняя
газета.


2006.


30 августа.


С. 1.

Каминская М. После «Звёздного мальчика». // Наше
время.


2008 .


25 апреля.


С 4.

Леонтьева В. Объяснение в любви. М.:
Мол. гва
р-
дия, 1986.

Мазрухо

Л. Рассказ о неизвестном сценарии. //
М.

А.

Шолохов. М.: Правда, 1966.

Марфин А. Жизнь моя


кинематограф. М.: «АРТ
-
ШТРИХ», 2003.

Новейшая история отечественного кино. 1986


2000. Кино и контекст. СПб.: «Сеанс», 2001.

Первенц
ев Н. Телик, ящик и видик. // Камертон.


2007.


№ 12.


С. 18.

Сапега С. Телевышка не упадёт. // Вечерний Ро-
с
тов.


2008.


30 апреля.


С. 7.

Теле
-
Синема! От тебя мы без ума! // Луч.


2008.


№ 2.


С. 3.

Чевеля Я. Голливуд на Дону не построили, н
о кино
ещё снимают. // Газета Дона.


2007.


21 а
в
густа.


С. 6.



44

http://don.aif.ru/issues/658/11_03?print

http://afisha.webrostov.ru/news/3
498849

http://goldref.ru/

http://next.feb
-
web.ru/feb/sholokh/shl
-
abc/shl/shl
-
1101.htm

http://news.rostov
-
na
-
don
u.org/redirect/news/1022

_otmetili_svoj_professionalnyj_prazdnik/

http://re
-
port.ru/companies/219/

http://rostov.rtrn.ru/info.asp?view=4822

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.aif.ru

http://www.ctstv.ru/ctstv_facts

htt
p://www.day.kiev.ua/96797/

http://
www.dontr.ru

http://www.gorodn.ru/archive/489/5_4.htm

ht
tp://www.grafskaya.com/article.php?id=707

http://www.erudition.ru/referat/ref/id.25408_1.html

http://www.igc.ru/?menu=291

http://www.kalitva.ru/2007/03/22/direktor_teleradiok
ompanii_dontr_nikolajj_chebotarev_otmechaet_jubilejj.
html

http://www.newparadigma.ru/engines/NPforum/read.
aspx?m=94302

http://www.proza.ru/texts/2001/02/05
-
80.html

http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.wo
a/wa/Main?textid=1416&level1=main&level2

http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.wo
a/wa/Main?textid=1239&level1=main&level2=articles

http://www.rostovstroy.ru/archive/articles/474.html

http://www.rostov
-
time.ru/73.html
http://www.vash
-
capital.ru/stat.html?stat=144

http://www.rtrs.ru/anniversary.asp?c=0&view=14647


45

http://www.segodnya.ru/w3s.nsf/Archive/2000_198_li
fe_col_yuzhnii1.html

http://www.temernik.ru/gallery/index.php?cat=63

http://
www.textreferat.com/referat
-
8
-
5.html

http://www.yugmedia.ru/ne_3559792

http
://
www
.
werawolw
.
narod
.
ru
/
art
/
cinema
/
AcinemaS
holoh
.
htm

http://www.whoiswho.su/Rostov/?Don
-
TR

http://www.5ballov.ru/referats/preview/37342/6

http://www.061.ru/index.php?type=special&area=1&
p=articles&id=6&print=1

























46



























Сборник «Над фильмом работали…» рассказывает
об истории создания Ростовского телеце
н
тра и о
творче
стве кинорежиссёра
-
документалиста Леона
Борисовича Мазрухо.


Приложенные файлы

  • pdf 11001987
    Размер файла: 421 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий