Вераччини Ф. Вьетан А. Гендель Г. Шпор Л Гайдн Й. Джеминиани Э. Кабалевский Д. Моцарт В. Раков Н. Роде П. Шпор Л. Сонаты соль минор, ми минор Фантазия-Аппасионата Соната № 6, I-II чч.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
10


здоровья. Необходимо прививать учащимся элементарные навыки
самостоятельной работы. Контроль и их заинтересованность очень важны,
особе
нно на первоначальном этапе. Важное значение в организации
домашних занятий имеет четко сформированные домашние задания. Задание
должно быть понятным, не очень объемным и выполнимым. Слишком
сложное задание отбивает желание заниматься. Эффективность
самост
оятельной работы дома зависит от огромного ведения дневника
учащегося. Систематические беседы преподавателя с родителями, посещение
их уроков,
несомненно,

помогут повысить качество выполнения домашних
заданий.

Индивидуальный план:

Содержание работы каждого

ученика определяет Индивидуальный план,
который составляется по полугодиям на каждого ученика и предполагает
выполнение программных требований, дифференцированного подхода, учета
индивидуальных возможностей ученика.

Индивидуальный план

включает
:

1.

Гаммы,
двойные ноты;

2.

Этюды;

3.

Разнохарактерные пьесы;

4.

Крупная форма;

5.

Ансамбль.

В
и
ндивидуальном плане

записывается программа выступления на
академическом концерте, экзамене, технический зачет (программа),
концертная практика. Итоги выполнения плана подводятся в кон
це каждого
полугодия, а в конце учебного года


краткий отзыв о работе данного
ученика. В конце плана итоговые оценки по всем предметам. Такой

и
ндивидуальный план

позволяет планомерно и с учетом перспективы
направить образовательную деятельность ученика.

12


1.

Гамма, арпеджио, штрихи.

2.

Гамма двойными нотами, начиная с 5 класса.

3.

Этюд на различные виды технике.

4.

Термин.

Контроль за учебно
-
воспитательным процессом

Учет успеваемости:

1.

Успеваемость
учащихся учитывается на академических концертах,
техническом зачете, контрольных уроках, а также открытых концертах,
конкурсах.

2.

В течение учебного года учащиеся 2
-
6 классов должны выступить на
акдемическом концерте (один раз в полугодие) и техническом заче
те
(один раз в год).

3.

Учащиеся выпускного класса в первом полугодии сдают технический
экзамен, три раза в год выступают на прослушиваниях, с исполнением
выпускной программы. В конце года сдают выпускной экзамен.

4.

Для учащихся первого класса


прослушивание в
о
II

полугодии и
академический концерт в конце учебного года.

5.

Концертная практика учащихся предполагает выступление каждого
ученика (помимо академических концертов), на концертах для
родителей, в общеобразовательных школах, фествиалях, районных
мероприятия
х.


Примерные перечни музыкальных произведений
,
рекомендованных для показа в течение учебного года на
академических
концертах

1 класс

1. Бакланова

Этюд №6 (1
-
32)

11


П
римерные требования, предъявляемые, на академических концертах,
экзаменах:

Главное


музыкальность исполнение, основанная на техничности игры, на
характерных приемах и выразительных средствах, свойственных данному
инструменту.

Организация выступления:



Культура поведения на сцене (выход, поклон, уход)

Организация выступающего:



Умение сосредоточиться;



Пауза между произведениями;



Проявление волевых качеств в умении исполнитель произведение
полностью, без остановок;



Умение артистично держаться на сцене;

Кач
ество исполнения:



Соблюдать авторские указания: динамичность и яркость, ритмичность,
эмоциональность, техническая выигранность, владение звуком.



Выполнение требований преподавателя.

Методические ошибки (наиболее типичные):

текстовые неточности,
неправильна
я организация игрового аппарата и владение им, слабое владение
штрихами, интерпретация нарушающая смысл произведения.

Для оценки «5» необходимо:



Отличное качество исполнения;



Отсутствие текстовых ошибок.



Создание определенного музыкального образа,



Художест
венный образ + музыка + техника.

Требования к техническому зачету:

27


Моцарт В.

Рондо из сонаты ля мажор

Шуман Р.

Грезы

Эллертон


Г.

Тарантелла

Произведения крупной формы

Алябьев А.

Вариации ля мажор

Бах И.С.

Концерт ля минор,
I
-
III

чч.

Берио Ш.

Концерт №9,
I
-
III
чч.


Концерт № 7,
I
ч.


Вариации ре минор

Вивальди А.

Концерты ми мажор, соль минор

Виотти Ш.

Концерт №22
I
ч. (каденция Ф.Давида)

Данкля Ш.

Концертное соло

Холендер

Легкий концерт

Крейцер Р.

Концерт №13,
I

ч.

Шпор Л.

Концерт №2
I
ч.

Произведения малой
формы

Аренский А.

Незабудка

Бенда Ф.

Граве

Глиэр Р.

Скерцо

Глюк Х.

Мелодия из оперы «Орфей»

26



Концерт № 8,
I
ч.

Берио Ш.

Концерт №9,
I
ч.

Произведения малой формы

Александров А.

Ария

Алябьев А.

Танец

Глинка М.

Вальс


Ноктюрн

Глюк Х.

Мелодия из оперы «Орфей»

Ипполитов


И
ванов М.

Мелодия

Калинников В.

Грустная песня

Кюи Ц.

Непрерывное движение

Дакен Л.

Кукушка

Вераччини Ф.

Ларго

Шуберт Ф.

Пчелка

Яньшинов А.

Прялка

Львов А.

Народная мелодия

Мострас К.

Восточный танец

Прокофьев С.

Тарантелла

Раков Н.

Вокализ

Дворжак А.

Мелодия в ред. Ф.Крейслера

28


Дварионас Б.

Элегия

Дакен А.

Кукушка

Караев К.

Адажио из балета «Семь красавиц»

Прокофьев С.

Гавот


Русский танец


Монтекки и Капулетти

Римский

Корсаков

Н.

Ариетта Снегурочки из оперы
«Снегурочка»

Рубинштейн А.

Мелодия

Хачатурян А.

Ноктюрн

Чайковский П.

Осенняя песня


Мелодия

Шостакович Д.

Элегия

Шуберт Ф.

Пчелка

Крейсле
р

Ф.

Менуэт в стиле Порпора

Деплан Д.

Интрада

Массне Ж.

Размышление

Крейслер Ф.

Сицилиана и ригодон

Рахманинов С.

Вокализ

Произведения крупной формы

Алябьев А.

Соловей под
ред.

К.Родионова

29


Вераччини Ф.

Сонаты соль минор, ми минор

Вьетан А.

Фантазия
-
Аппасионата

Гендель Г.

Соната № 6,
I
-
II
чч.

Шпор Л

Концерт №2,
I
ч.

Гайдн Й.

Концерт №2

Джеминиани Э.

Соната ре минор

Кабалевский Д.

Концерт
I
ч.

Моцарт В.

Концерт «Аделаида»

Раков Н.

Концертино

Роде П.

Концерт №7

Шпор Л.

Концерт №2


Произведения малой формы

Балакирев М.

Экспромт

Глазунов А.

Восточный романс


Размышление

Дварионас Б.

Элегия

Мострас К.

Восточный танец

Прокофьев С.

Гавот из «Классической симфонии»


Марш из оперы «Любовь к трем
апельсинам»

24



Концерт ля минор,
II
-
III

чч.

Бакланова Н.

Вариации соль мажор

Данкля Ш.

Вариации на тему Паччини


Вариации на тему Меркаданте

Мартину Б

Сонатина

Зейтц Ф.

Концерт №3,
I
ч.

Акколаи Ж.

Концерт ля минор

Произведения малой формы

Аренский А.

Кукушечка

Александров Ан.

Ария

Власов В.

Веселая пляска

Глинка М.

Чувство

Глиэр Р.

Юмореска


Мазурка из балета «Тарас Бульба»

Ипполитов


И
ванов М.

Мелодия

Лысенко Н.

Элегия

Раков Н.

Тарантелла


Мазурка


Воспоминание

Рубинштейн Н.

Прялка

25


Яньшинов А.

Прялка

Чайковский П.

Сладкая греза


Мазурка

Бетховен Л.

Менуэт

Боккерини Л.

Жига


Менуэт

Гайдн Й.

Менуэт Быка

Моцарт В.

Багатель в
обр.

Т.Моффата

Обер Л.

Престо

Шуман Р.

Майская песня

Произведения крупной формы

Акколаи Ж.

Концерт ля минор

Ариости А.

Соната №6 ре мажор

Бацевич Г.

Концертино

Вивальди А.

Концерт соль мажор

Виотти Д.

Концерт №23,
I
ч.

Корелли А.

Сонаты ми мажор, ре минор, фа мажор

Данкля Ш.

Вариации на тему Вейгля


Вариации на тему Беллини

Роде П.

Концерт №7,
I
-
III

чч.

23



Вальс

Рубинштейн Нат.

Прялка

Бом К.

Непрерывное движение

Боккерини Л.

Менуэт

Обер Л.

Престо

Сулимов Ю.

Этюд
-
марш


Мелодия

Ипполитов
-
Иванов М.

Мелодия

Свиридов Г.

Грустная песня

Соколовский Н.

Мелодия

Спендиаров А.

Колыбельная

Бах И.С.

Рондо

Брамс И.

Колыбельная

Мари Г.

Ария в старинном стиле

Кюи Ц.

Непрерывное движение

Мострас

М.

Восточный танец

Шуман Р.

Дед Мороз

Произведения крупной формы

Губер А.

Концертино фа мажор

Вивальди А.

Концерт соль мажор
I

ч.

20


Молли Ж.

Песенка

Моцарт В.

Алегретто


Майская песня


Вальс

Рамо Ж.

Ригодон

Робинсон О.

Песня о
Джо Хилле

Хаджиев П.

Маленький вальс

Шуман

Мелодия

Произведения крупной формы

Гендель А.

Сонатина


Вариации ля мажор в
обр.

К.Родионова

Кайзер Г.

Сонатина до мажор

Ридинг О.

Концерт си минор,
I
-
III

чч.


Концерт соль мажор,  ч.

Произведения малой
формы

Айвазян А.

Армянский танец


Песня

Богословский Н.

Колыбельная

Варламов А.

Красный сарафан

Гедике А.

Гавот

19


Лукоконюк Н.

Хороводная

Лысенко Н.

Лисички

Магиденко М.

Петушок


Пешеход


Топ
-
топ

Мусоргский М.

Вечерняя песня

Полонский С.

Перепелочка

Попатенко Т.

Эхо

Ребиков В.

Воробушек

Ревуцкий Л.

Солнышко

Филиппенко А.

Цыплятки

Чайковский П.

Зеленое мое ты, виноградье

Барток Б.

Детская песня

Бах И.С.

Песня

Брамс Й

Петрушка

Бетховен Л.

Прекрасный цветок


Сурок

Вебер К.

Хор охотников

Гайдн Й.

Песенка

Глюк


Х.

Веселый танец

22


Произведения крупной формы

Ридинг О.

Вариации си минор

Зейтц Ф.

Концерт соль мажор,
I

ч.

Бакланова Н.

Сонатина


Концертино

Глазунов А.

Сонатина ля
мажор

Комаровский А.

Вариации на тему УНП «Вышли в поле
косари»

Яньшинов А.

Концертино

Произведения малой формы

Алябьев А.

Соловей

Глинка

Жаворонок

Дварионас Б.

Вальс

Косенко В.

Скерцино

Раков Н.

Прогулка

Леви Н.

Тарантелла

Прокофьев С.

Тарантелла


Марш

Чайковский П.

Колыбельная в бурю


Грустная песенка


Неаполитанская песенка

21


Глинка М.

Танец из оперы «Иван Сусанин»

Ильина Р.

На качелях

Кабалевский Д.

Клоуны

Комаровский А.

Тропинка в лесу

Римский
-
Корсаков Н.

Хоровод из оперы «Снегурочка»

Сулимов Ю.

Этюд
-
марш

Чайковский П.

Шарманщик поет


Игра в лошадки


Неаполитанская песенка


Старинная французская песенка

Хачатурян А.

Колыбельная

Бах И.С.

Марш


Маленькая прелюдия

Бетховен Л.

Менуэт

Вебер К.

Хор
охотников

Перголези Д.

Ария

Рамо Ф.

Тамбурин

Хаджиев П.

Вальс


Песня без слов

Дженкинсон Э.

Танец

18



Хоровод

Герчик В.

Воробей

Дунаевский И.

Колыбельная

Кабалевский Д.

Вроде марша


Маленькая полька


Прогулка в
лесу


Марш


Клоуны

Калинников В.

Тень
-
тень


Журавель


Киска

Комаровский А.

Летел голубь сизый


Кукушечка


Песенка


Маленький вальс


Пастушок

Кочурбина Н.

Мишка с куклой

Красев М

Веселые гуси

Кюи Ц.

Песенка


Вприсядку

17


2. Дакен

К
.
«
Кукушка
»

3. Ге
ршви
н Д.
«
Сделаем на пять
»

4. Дворжак

«

Цыганская песня
»



V
. Репертуарные списки

Произведения малой формы

Народные песни. Пьесы
отечественных композиторов

Сорока


Скок, скок, поскок


Две тетери


Савка и Гришка


Ходит зайка по саду


Как под горкой под горой


На зеленом

лугу


Как пошли наши подружки


Не летай, соловей


Перепё
лочка


Журавель

Бакланова Н.

Колыбельная


Марш октябрят


Мазурка


Романс

16


различными техническими приемами, штриховыми вариаци
ями,
двойными нотами как в гаммах и этюдах, так и в пьесах и
произведениях крупной формы.

Дальнейшее развитие музыкально
-
образного мышления и
исполнительских навыков. Работа над 3
-
х октавными гаммами и арпеджио
в различных темпах. Гаммы до 16 легато, тре
звучие до 9 нот легато.
Развитие беглости пальцев и штриховой техники. Двойные ноты 3,6,8.
Повторение ранее пройденных гамм. Повторение ранее изученных
штрихов. Подготовка выпускной программы. В течение года: 1
-
2 гаммы +
арпеджио, 2
-
3 этюда, 2
-
3 пьесы, 1 п
роизведение крупной формы.


Примерные выпускные программы

7 класс

1. Бом Н.
«
Непрерывное движение
»

2. «Вальс» из к/ф «Доктор Жеваго»

3. Шостакович

Д. «Романс» из к/ф

«Овод»

4. Вивальди А. Концерт а moll


ч.


1. Комаровский.
«
Этюд
-
баллада
»

2. Гросс.

«
Медленный вальс
»

3. Глазунов.
«
Град
»

4. Вивальди

А
. Концерт Соло.


1. Ч.Чаплин «Мандолина» (вместо этюда)

2. Чайковский П. «Сентиментальный вальс»

3. Вераччини А. «Ларго»

4.
Марчелло

В. Соната е moll


ч.

или


Вивальди А. Концерт а moll


,




ч.


1. Данкля «

Концертное соло
»

15


1. Н.Оливаро


Ортолани Р.
«
Море
»

2. Моцарт

В.А. «

Ария
»


1. Дженкинсон «Танец»

2. Данкля Вариации на тему Тартини

1. Лей.
«
История любви
»



2. Дашкевич «
Увертюра
»

Из к/ф «Приключения Шерлока Холмса».

6 класс

1. Сен
-
Санс

«Лебедь»

2. Дворжак «Цыганская песня»

3. Вивальди А. Концерт а moll


ч.

1. Гендель. Вариации С dur .


2. Дога

Е
.

«

Вальс
»

из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь».

3. Петров

А
.
«
Утро
»

1.
Уоррен

«Чатануга

чу, чу
»

2. Данкля. Вариации на тему Паччини


1. В.Липанд «

Старый турок
»


2 . Глинка

М
.
И. «

Простодушие
»

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по
д
анной программе

В выпускных классах (7 лет обучения учащиеся должны научиться
играть выразительно различные по стилям и жанрам музыкальные
произведения, развивать музыкально
-
образное мышление, владеть
33


38.

Кабалевский Д. 20 пьес. Соч. 80. М., 1984

39.

Классические пьесы для скрипки и ф
-
но. V

V кл. М., 1974

40.

Классические пьесы. Обработка для скрипки и ф
-
но. М., 1984

41.

Концерты и пьесы крупной формы. М., 1984

42.

Моцарт В. Пьесы для учащихся средних и старших клас
сов ДМШ. М.,
1988

43.

Первые шаги. Пособие для юных скрипачей. Минск, 1980

44.

Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепиа
но Средние и
старшие классы ДМШ. Вып. 1. М., 1987

45.

Пьесы и произведения крупной формы. М.. 1988

46.

Пьесы и произведения крупной форм
ы. М.. 1986

47.

Пьесы и произведения крупной формы. М.. 1985

48.

Пьесы и произведения крупной формы для скрипки и фортепиано. М..
1986

49.

Хрестоматия. 1

2 классы ДМШ, М
-
. 1985

50.

Хрестоматия. 2

3 классы ДМШ. М., 1986

51.

Хрестоматия. 3

4 классы ДМШ. М., 1988

52.

Хрестоматия.

4

5 классы ДМШ. М., 1984

53.

Хрестоматия. 5

6 классы ДМШ. М., 1988

54.

Хрестоматия. Концерты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып. . М.,
1988

55.

Чайковский П. Пьесы /переложение для скрипки и фортепиано. М.,
1987

56.

Чайковский П. Пьесы / переложение для скрипки и фор
тепиано.
Старшие и средние классы ДМШ. М., 1974

57.

Шальман С. Я буду скрипачом. Л., 1987

58.

Юный скрипач. М., 1987

59.

Юный скрипач. Вып. . М., 1982.

60.

Юный скрипач. Вып. 2. М., 1985

34


61.

Юный скрипач.  ч. Для начальных классов музыкальной школы,
Ереван, 1972

62.

Юный

скрипач.  ч. М., 1966


63. Авторские переложения популярных современных, эстрадных,
джазовых произведений.



VI
. Список литературы

1.

Агарков О. Очерки из методики обучения игре на скрипке М.,
1960.

2.

Берлянчик

М. Основы воспитания начинающего скрипача.


С
-
П.,
2000.

3.

Берлянчик М. (составитель) Как учить игре на скрипке в музыкальной
школе, М. 2006 г.

4.

Вопросы муз.педагогики ( смычковые инструменты).


Н., 1973

5.

Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура.


Л., 198
8.

6.

Гарлицкий М. Принципы подбора репертуара в скрипичном
классе. М., 1969 г.

7.

Коган Л. Воспоминания, письма, статьи

8.

Музыкальная педагогика (сост. Крюклва В.), Ростов, 2002 г.

9.

Программа. Музыкальный инструмент (скрипка, альт,
виолончель) для детских музыкал
ьных школ.


М.,
-
Л., 1988 г.

10.

Ямпольский И. Избранные исследования и статьи.


М., 1985.


14


2. Зейтц Н. Концерт
G

dur

или ,  ч.

1. Моцарт В.А.

Сонатина.


2. Чайковский П.И. «

Старинная французская песенка
»

1. Богословский Н. «Грустный рассказ»

2. Зейтц Н. Концерт
H

dur


ч.

1. Корелли А. «Гавот»


2. Ильина Р.
«
На качелях
»


4 класс

1. Моцарт В. «Ария» из оперы «Дон Жуан»

2. Данкля. Вариации на тему «Вейгля»


1. Брамс «

Колыбельная
»

2. Франц.

мелодия

«
Под небом Парижа
»

1. Бродский Н. «Красная роза»

2. Бетховен Л.

«Менуэт»


1. Вивальди. Концерт
G

dur


ч.

2. Таривердиев

М
.

«

Родина
»


5 класс

1. Д.Рид «Прощальный вальс»

2. Моцарт. «Немецкий танец»

3. Вивальди Концерт
G

dur


ч.

13


2. Моцарт В
.А.

«Майская песня»

3. Бетховен Л.В. «Сурок»



1. РНП.
«
На зеленом лугу
»

2.
Немецкая нар
одная песня

«
Гусенята
»

3. Бетховен.
«
Сурок
»



1. Нар.песни: «Сидит ворон дубу»

2. Моцарт В. «Пастушья песня»

3. Люлли «Песенка»


1. Польская нар.песня.


«
Танцевать два Миши вышли
»

2. Чешская нар.песня «
Сапожник
»

3. Англ.нар.песня

« Спи малыш»

2 класс

1. Кабалевский «Вприпрыжку»

2. Ридинг Концерт h moll


ч.


1. Рамо Ж. «

Ригодон
»

2. Геди
ке «

Заинька
»

1. Ф.Н.П.

«Зайка»

2. Гендель А. Вариации


1. Гендель. Вариации.

2. Персел «
Ария
»

3 класс

1. Шостакович Д. «Шарманка»

32


14.

Коргуев С. Упражнения в двойных нотах, М.. 1954 Крейцер Р. Этюды
(Под ред. А.Ямпольского), М., 1973

15.

Мазас Ф. Этюды. М., 1971

16.

Первые шаги. Пособие для юных скрипачей, Минск
, 1980

17.

Рейтих М. Скрипичная азбука. Баку, 1952

18.

Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., 1987

19.

Сборник избранных этюдов, 1

3 нл. М., 1988, вып. 1

20.

Сборник избранных этюдов, 3

5 кл. М., 1988, .вып. 2

21.

Сборник избранных этюдов, 5

7 кл. М,, 1988, вып.

3

22.

Сборник этюдов для скрипки, 2

7 кл. (Сост.

Захарь
ян Л.) М., 1973

23.

Станко А. 25 этюдов, 3

5 кл. Киев, 1962

24.

Шальман С. Я буду скрипачом, ч. 1. Л.. 1987

25.

Шальман С. Я буду скрипачом, ч. 2.
Л.,

1986

26.

Шевчик О. Скрипичная школа для начинающих, соч. 6, Тетр
. I.
Упражнения. М., 1969

27.

Шевчик О. Школа скрипичной техники, соч. . Тетр. 1
-
2. М., 1938

28.

Шевчик О. Школа скрипичной техники, соч. , Тетр. 2

3 М.,

Л., 1946

29.

Юный скрипач. Вып. 1. М., 1988

30.

Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л.,


Музыка. 1986

31.

Я
ньшиновы А. и Н. 30 легких этюдов. М., 1960

32.

Альбом скрипача. Классическая и современная музыка. Вып. 1. М.,
1987

33.

Библиотека юного скрипача. Серия пьес советских компо
зиторов. V кл.
ДМШ. Вып. 2., ред. Н.Ракова. М., 1959

34.

Библиотека юного скрипача. Се
рия пьес советских компо
зиторов. V
кл. ДМШ. Вып. 3

35.

Библиотека юного скрипача под редакцией Фортунатова и Григоряна.
Вып. 2.

VI

кл. М.,

1967

36.

Бакланова Н. Пьесы для скрипки и ф
-
но.

II

-
IV

классы. М., 1974

37.

Кабалевский Д. Пьесы для скрипки и ф
-
но. М., 1984

31


Гендель Г.


Сонаты №2
-
4,6

Корелли А.

Сонаты

Крейцер Р.

Концерты №13,119

Телеман Г.

12 фантазий
для скрипки соло

Моцарт В.

Концерт №3 ,
I
-
III
чч.

Венявский Г.

Концерт №2,
I
ч.



Репертуарные сборники

1.

Бакланова Н, Маленькие упражнения для начинающих (1 позиция).
М., 1950

2.

Бакланова Н. Начальные упражнения, этюды и пьесы в
24
тональностях. М., 1987

3.

Бакланова Н. 6 этюдов средней трудности. М.

Л., 1988

4.

Вольфарт Ф. Шпонер А. 70 методических этюдов соч. 74. М.

Л., 1939

5.

Гарлицкий М. Шаг за шагом. Методическое пособие для юных
скрипачей. М.. 1985

6.

Гнесина
-
Витачек Е. 17 мелодических

этюдов. М.

Л., 1945

7.

Гржимали И. Упражнения в гаммах. М., 1966

8.

Григорян А. Гаммы и арпеджио. М., 1988

9.

Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., 1986

10.

Двойрин И. Этюды
-
каприсы. Л., 1986

11.

Донт Я. Этюды соч. 37. М., 1988

12.

Избранные упражнения. М., 1988
Кайзер Г. Соч. 20, Этюды, М.,

Л,,
1948

13.

Кайзер Г. 36 этюдов, тетр. 1

2, М.

Л.. 1987

30


Раков Н.

Вокализ

Балакирев М.

Экспромт

Глазунов А.

Восточный романс

Дварионас Б.

Элегия

Чайковский
П.

Русский танец из балет
а «Лебединое

озеро»


Скерцо

Фиокко П.

Аллегро

Фиорилло Ф.

Этюд №28

Пуньяни Г.

Кумушки

Корелли А.

Аллегро

Рис Ф.

Непрерывное движение

Рахманинов С.

Романс

Сарасате П.

Интродукция и тарантелла

Произведения крупной формы

Бах

И.С.

Соната соль минор


Аллеманда и куранта из партиты №2 для
скрипки соло

Вивальди А.

Концерт соль минор


Соната ля мажор

Виотти Дж.

Концерты №20,22

8


Самым главным и важным фактором успешного развития
исполнительских навыков является воспитания естественной и свободной
постановки обеих рук, положения корпуса. Одна из важных задач является
подбор инструмента и смычка, соответствующих по размеру физическ
им
данным учащегося.


На первоначальном этапе рекомендуется работа над изучением грифа,
освоение струн, элементарных движений пальцев, а так ж
е извлечения
звуков смычком по
, формировать и развивать музыкальный слух.

При подборе репертуара нужно быть предел
ьно внимательным.
Произведения должны быть разнообразными по стилю, форме и
содержанию, соответствовать индивидуальным данным и уровню
продвинутости учащегося. Программные требования предусматривают
изучение произведений различной формы от малой до крупной
. Развитие
техники


важнейшая часть в обучении игре на скрипке. Это: работа над
развитием беглости пальцев и разнообразием штрихов проводимая
планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения.

Основным элементом техники скрипача


хорошее знани
е
произведений и их содержание. Изучение двойных нот нужно начинать с
раннего этапа


это усвоение навыков звукоизвлечения по открытым
струнам. При игре на струнных смычковых инструментах являются
различные средства выразительности
,

одним из которых являе
тся вибрация.
К усвоению навыков вибрации целесообразно приступать, когда ученик
усвоит необходимые постановочные и двигательные навыки.

На протяжении всего курса обучения следует прививать навыки
применения грамотной, осмысленной аппликатуры, учитывая при

этом
индивидуальные особенности учащегося и степень их продвинутости.
Музыкально
-
художественное исполнение произведений определяется
преподавателем всего нюансировкой . Нюансировка в совокупности с
7




1
-
2 гаммы в двойных нотах (терции, сексты)



6
-
8 этюдов на различные виды техники.



5
-
6 пьес различного характера



1
-
2 произведения крупной формы

7 класс



Дальнейшая работа над развитием музыкально
-
исполнительских
навыков



Развитие технике левой руки. Аккорды, флажолеты.



Дальнейшая работа над освоением штрихов: деташе, легато, стаккато,
спи
ккато, сотийе



Изучение трехактавных гамм, арпеджио, ум.
VII

7,
D
7



Гаммы двойными нотами (терции, сексты, октавы)

В течение учебного года необходимо пройти:



4
-
5 трехоктавных гамм (мажорных и минорных) и арпеджио



1
-
2 гаммы в двойных нотах (терции, сексты)



6
-
8 этюдов на различные виды техники.



5
-
6 пьес различного характера



1
-
2 произведения крупной формы





IV.
Методические рекомендации

Особенно важным периодом является обучение на первоначальном
этапе. Необходимо уже с первых уроков приучать ребенка слушать и
чувствовать музыку. Необходимо помнить, что основы музыкальных занятий
и навыки игры на инструменте, интерес и трудолюбие, а также

самостоятельность закладываются с первых уроков. Необходимо с первых
уроков проявлять требовательность в выполнении домашних заданий. Но на
ряду с вышеизложенными требованиями стараться всемерно облегчать
сложный процесс обучения, давая посильные задания.

6




Чтение нот с листа

В течение учебного года необходимо пройти:



4
-
5 гамм (мажорных и минорных) и арпеджио



6
-
8 этюдов на различные виды техники.



6
-
8 пьес различного характера



1
-
2 произведения крупной формы

5 класс



Работа над звучанием



Штрихи: деташе, легато, стаккато, сотийе, спиккато



Усвоение более высоких позиций



Изу
чение трехоктавных гамм

В течение учебного года необходимо пройти:



4
-
5 трехоктавных гамм (мажорных и минорных) и арпеджио



1
-
2 гаммы в двойных нотах (терции, сексты)



6
-
8 этюдов на различные виды техники.



5
-
6 пьес различного характера



1
-
2 произведения крупн
ой формы

6 класс



Дальнейшая работа над развитием музыкально
-
исполнительских
навыков



Развитие технике левой руки. Аккорды, флажолеты.



Дальнейшая работа над освоением штрихов: деташе, легато, стаккато,
спиккато, сотийе



Изучение трехактавных

гамм, арпеджио, ум.
VII

7,
D
7



Гаммы двойными нотами (терции, сексты, октавы)

В течение учебного года необходимо пройти:



4
-
5 трехоктавных гамм (мажорных и минорных) и арпеджио

5




Изучение
двухоктавных гамм



Развитие начальных навыков чтения с листа.

В течение года необходимо пройти:



4
-
5 гамм (мажорных и минорных) и арпеджио в две октавы.



6
-
8 этюдов



7
-
8 разнохарактерных пьес



1
-
2 произведения крупной формы

3 класс



Дальнейшая работа над
интонацией;



Изучение штрихов: деташе, легато, мартде;



Усвоение позиций (
I
,
II
,
III
) и их смена;



Упражнения к исполнению трели;



Основы навыков вибрации;



Навыки чтения нот с листа.

В течение учебного года необходимо пройти:



4
-
5 гамм (мажорных и минорных) и а
рпеджио в
I
,
II
,
III

позиции и с
переходами



6
-
8 этюдов на различные виды техники.



6
-
8 пьес различного характера



1
-
2 произведения крупной формы

4 класс



Дальнейшая работа над развитием музыкального мышления;



Работа над интонацией, динамикой, ритмом;



Изучение штрихов: деташе, легато, мартле, стаккато



Упражнения и этюды в двойных нотах



Ознакомление с трехоктавными гаммами и трезвучиями



Работа над вибрацией

4


продолжительность учебного год
а


33 недели. Последняя неделя февраля
(дополнительные каникулы) протяженностью (7 дней);

** Примечание: основными формами контроля являются промежуточная и
итоговая аттестации
-

академический концерт (АК), технический зачет (ТЗ),
прослушивание ПДГ, 1 кл
асса и выпускников (П), выпускной экзамен (ВпЭ),
вступительный экзамен (ВсЭ).


III
. Содержание

изучаемого курса

Годовые требования

1 класс



Развитие музыкально
-
слуховых преставлений;



Усвоение названий частей скрипки и смычка;



Основные постановки;



Изучение
I



ой позиции;



Работа над развитием музыкального слуха;



Простейшие виды штрихов: леташе, легато до 4
-
8 нот на смычок;



Гаммы в трезвучия в наиболее легких тональностях;



Исполнение несложных пьес.

В течение года необходимо прой
ти:



2
-
3 мажорные гаммы и арпеджио;



1
-
2 гаммы в две октавы;



6
-
8 этюдов, 15
-
20 пьес

2 класс



Дальнейшая работа над постановкой, интонацией, ритмом.



Изучение штрихов: деташе, легато, мартле



Знакомство со
II

и
III

позициями



Динамика звучания

3


литературе (основные сведения из биографии

композиторов, краткий обзор
их
творчества, особенности стиля ис
полнения произведений) с учетом
поэтапной работы над произведением.

В примерных п
рограммах,


для показа
на академических концертах, отражен дифференцированных подход,

в
котором
,
учитываютс
я
индивидуал
ьные возможности каждого учащегося
.

С момента выхода программы 2002 г.

прошло немало времени; за этот
период были изданы новые произвед
ения, выпущены новые сборники,
которые не вошли в репертуарные списки Министерской программы.



II
.

Г
одовой календарный график и формы контроля учащихся.

Учебная
четверть

Всего
учебных
недель

Количество
каникулярных
дней

**Формы контроля, класс


1

2

3

4

5

6

7

8







I

9 недель

8 дней
(осенние
каникулы)


-

ТЗ

ТЗ

ТЗ

ТЗ

ТЗ

ТЗ

ТЗ

II

7 недель

15 дней
(зимние
каникулы)


-

АК

АК

АК

АК

АК

АК

АК

П

III

10
недель

7 дней
(весенние
каникулы)


-

ТЗ

ТЗ

ТЗ

ТЗ

ТЗ

ТЗ

П

IV

9 недель

летние
каникулы


П

АК

АК

АК

АК

АК

АК

П

ВпЭ

Итого:
35 учебных недель, 30 недель каникул.

*Примечание: количество учебных недель в учебном году варьируется
в зависимости от количества праздничных дней, установленных
Правительством РФ.
Для учащихся подготовительного и 1 класса
2




I
.
П
ояснительная записка.

Дополнительная о
бщеразвивающая программа разработана на основе


программ
ы «Скрипка, альт, виолончель» составителей Т.П. Акивис, Е.И.
Лядова, С.Л. Михно, Т.Я. Гульдан и др., одобренной Научно
-

методическим
центром по художественному образованию

Министерством культ
уры РФ,
М., 2002г.

и Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств (Приложение к письму

Министерства культуры

России от 19
ноября 2013г. № 191
-
01
-
39/06
-
ГИ).

Курс обучения рассчитан на 7(8)
лет с годовым объемом 70 (72) часа,
из расчета 2 ч. в неделю.

В ходе занятий решаются тесно связанные между собой задачи
музыкально
-
воспитательного процесса:

-

Овладение знаниями основ теории музыки, её закономерностей,
художественно
-
выразительных средств
, наиболее важных этапов развития
музыкального искусства, его основных направлений и стилей;

-

Формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на неё;

-

Прочных умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры;

-

Воспитание целеустремленности, самоо
бладания, исполнительской воли,
активности и других качеств личности.

Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием
творческих способностей уделяется особое внимание.

Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся
приобрета
ют на школьных уроках по музыке, на уроках сольфеджио,
музыкальной литературе, преподаватель учитывает необходимость
повторения полученных ранее знаний и их углубления (по возможности) в
процессе музыкально
-
исполнительской деятельности на всем протяжении
о
бучения. Так, преподаватель сообщает учащемуся знания по музыкальной
Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Пластовского муниципального района















СКРИПКА


Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная

программа в области «Инструментальное
исполнительство»

8
-

летний срок обучения














Пласт, 2017 г.

9


другими средствами исполнения является важным элементом ф
разировки,
которая определяется содержанием произведения.

Большое значение имеет работа с аккомпанементом. Она обогащает
музыкальное представление учащегося
об

изучаемом произведении,
повышает художественно
-
исполнительский уровень учащегося, укрепляет и
со
вершенствует интонацию и ритмическую дисциплину, приучает исполнять
свою партию согласовано с фортепианным сопровождением, добиваясь
ансамблевой игры.

Огромное воспитательное значение имеет концертно
-
творческая
работа учащегося кроме обязательных выступлен
ий на академических
вечерах, необходимо стимулировать в разумных пределах концертных
выступлениях учащихся на различных концертных площадках. Концертные
выступления являются эффективным средством музыкального
исполнительства развития юного скрипача. Основн
ой формой обучения
является урок. Он несет не только образовательный
,

но также и
воспитательный аспект. Целью уроков является усвоение знаний, умений и
навыков, воспитание и формирование всех сфер музы
кального мышления.
Уроки в специальном
классе содержат

все основные элементы обучения. При
проведении урока необходимо делать упор не на количественную сторону, а
на качество проработки учебного материала. Преподаватель должен уметь
точно формировать требования и задачи для учащегося. Урок


это сложный
творч
еский процесс.

Организация домашней работы:


Успехи учащегося во многом зависят от хорошо организованных
домашних занятий. Преподаватель должен помочь ученику составить
расписание домашних занятий, с учетом занятости в общеобразовательной
школе, не допуска
я перегрузок. Продолжительность домашних занятий
зависит от индивидуальных способностей ученика, его возраста, состояния
1





Содержание

I.

Пояснительная записка………………………………………….
4

II.

Годовой календарный учебный график………………………..5

III.


Содержание учебного предмета………………………………..
6

IV.



Методиче
ские рекомендации…………………………………
9

V.


Репертуарный список…………………………………………..
19

VI.


Список


литературы…………………………
……………...

..36





















Приложенные файлы

  • pdf 11001948
    Размер файла: 661 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий