Кручинина Юлия Викторовна преподаватель скрипки МБДОУ «ДМШ №24». г. Казань, Республика Татарстан. Скрипичные переложения киномузыки Джона Уильямса в педагогическом


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Кручинина Юлия Викторовна

преподаватель скрипки

МБДОУ «ДМШ №24»

г.

Казань, Республика Татарстан

СКРИПИЧНЫЕ ПЕРЕЛОЖЕН
ИЯ КИНОМУЗЫКИ ДЖОН
А
УИЛЬЯМСА В ПЕДАГОГИЧ
ЕСКОМ РЕПЕРТУАРЕ ДЕТ
СКОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация
: работа описывает проблемы нехватки в программе детской
музыкальной школы (ДМШ) современной американской музыки из фильмов. Осо-
бенно важен вопрос о переложениях киномузыки для

скрипки из известных филь-
мов композитора Дж. Уильямса так, чтобы партия скрипки была наиболее при-
способлена к исполнению на данном инструменте для учеников старших классов
ДМШ.

Ключевые слова
: переложения, американская киномузыка, Джон Уильямс,
педагогичес
кий репертуар, класс скрипки.

С

падением

железного

занавеса

и

распадом

СССР

на

экраны

в

большом

ко-
личестве

выходят

зарубежные

киноленты
,

прежде

всего

американские
,

а

сопро-
вождающая

их

музыка

укрепляется

в

массовом

сознании
.

Для

нынешнего

поко-
ления

саундтреки

из

зарубежных

фильмов

являются

даже

более

естественной

музыкальной

средой
,

нежели

отечественные

киномузыкальные

опусы

[
1]
.

Одним

из

самых

талантливых

представителей

американской

киномузыки

является

Дж.

Уильямс



композитор,

дирижер,

руководитель

Бостонского

Ор-
кестра

Эстрадной

Музыки
.

Л
ауреат

многочисленных

премий
.

Большую

популяр-
ность

принесла

музыка

из

таких

фильмов

как

«
Звездные

войны
»
,

«
Как

украсть

миллион
»
,

«
Челюсти
»
,

«
Скрипач

на

крыше
»
,

«
Супермен
»
,

«
Ярость
»
,

«
1941
»
,

«
Инопланетянин
»
,

«
Парк

юрского

периода
»
,

«
Списка

Шиндлера
»
,

«
Один

дома
»
,

«
Никсон
»
,

«
Семь

лет

в

Тибете
»
,

эпопея

о

Гарри

Поттере

и

мн.

др.

От

работ

других

кинокомпозиторов

музыку

Дж.

Уильямса

отличает

интен-
сивное

симфоническое

развитие
,

активное

использование

лейтмотивов
,

рельеф-
ность

тематизма
,

свой

узнаваемый

стиль

[
2]
.

Музыка

Уильямса

с

его

ориентацией

на

классическое

искусство
,

пере-
осмысленные

с

позиций

современности
,

способна

сыграть

позитивную

роль

в

воспитании

юных

музыкантов
.

Такая

музыка

с

большим

интересом

изучается

детьми,

которые

априори

находят

ее

привлекательной,

понятной.

Приобщение

учащихся

к

вершинным

явлениям

америк
анской

киномузыки

расширяет

их

слу-
ховые

представления
,

побуждает

постижению

современного

музыкального

со-
циума
.

Включение

наиболее

эталонных

композиций

в

педагогический

репертуар

инструментального

класса,

в

частности

скрипки,

способно

существенно

усилить

мотивацию

к

обучению

и

позволит

решить

проблему

угасания

интереса

к

заня-
тиям
,

а

так
же

установить

продуктивный

т
ворческий

диалог

между

преподавате-
лем

и

обучающимся
.

Картинность
,

«
визуальная

осязаемость
»
,

«
зримость
»

мате-
риала

оказывает

воздействие

на

развитие

художественно
-
образного

мышления

и

исполнительской

техники

учащихся
.

Зарубежными

кинокомпозиторами

написано

множество

партитур

из

филь-
мов

для

разных

инструментов
.

Проанализировав

сборники
,

учебные

пособия

пе-
дагогического

репертуара
,

создается

впечатление

нехватки

репертуара

зарубеж-
ной

музыки

из

фильмов

для

скрипки
.

Таким

образом
,

сборники
,

полностью

по-
священные

переложениям

зарубежной

киномузыки

для

скрипки
,

отсутствуют
.

Необходимо

восполнять

эти

пробелы

с

помощью

облегченных

переложе-
ний
,

подбора

по

слуху
,

делая

их

нотным

сборником
,

переложить

произведения

для

скрипки

и

фортепиано
,

а

также

для

других

инструментов
.

Работа

начинается

с

подбора

материала

и

анализа

возможности

звучания

его

на

инструменте
.

Учет

специфики

инструмента
,

для

которого

написано

произве-
дение
,

стиля

композитора
,

жанровых

особенностей
,

соотношение

разделов

формы
,

динамики
,

диапазона
,

темпа
,

артикуляции



формирует

ясные

представ-
ления

о

произведении

и

о

предстоящей

работе

над

переложением
.

После

завер-
шения

художественной

части

работы
,

наступает

заключительный

этап



редак-
торское

оформление

нотного

текста
,

то

есть

выставление

штрихов
,

аппликатуры

и

т. д.

Нами

с
оставлен

сборник

свободных

переложений

«
Музыка

«
Оскара
»

для

учеников

старших

классов

детской

музыкальной

школы

(
ДМШ
)
.

Отрывок

из

пе-
реложения

приведен

на

рис.

1.



Рис.

1
.

Имперский

марш

из

фильма

«
Звездные

войны
»


Каждая

пьеса

имеет

свои

особенности

и

трудности

при

исполнении
.

Музыка

этого

сборника

достаточно

известна

любителям

кинофильмов
.

Такая

музыка

подходит

для

учащихся

старших

классов

ДМШ
.

Целью

создания

сборника

стало

ознакомление

молодого

поколения

с

ин-
струментальным

творчеством

Уильямса
,

а

также

расширение

детского

исполни-
тельского

скрипичного

репертуара
.

Пьесы

в

сборнике

расположены

по

принципу

от

простого

к

сложному

и

предназначены

для

учащихся

старших

классов

ДМШ
.

Они

различаются

в

образ-
ном

и

тематическом

плане
.

В

каждой

пьесе

трудности

представляют
:

исполнение

штрихов
,

сложные

интонации
,

необходимо

правильно

продумать

фразировку
.

Это

маршевые

пьесы
:

Имперский

марш

из

фильма

«
Звездные

войны
»
,

главная

тема

из

фильма

«
Индиана

Джонс
»
.

Пьесы

лирического

характера
:

Воспоминание

из

фильма

«
Мюнхен
»
,

Вальс

из

фильма

«
Воспоминания

гейши
»
,

главная

одно-
именная

тема

и

Еврейский

квартал

из

фильма

«
Список

Шиндлера
»
.

Скрипичный

дуэт

Double

Trouble

из

кинофильма

«
Гарри

Поттер
»
.

Переложение

для

ансамбля

скрипачей

одноименной

гла
вной

темы

из

фильма

«
Список

Шиндлера
»
.

Данный

сборник

является

дополнительным

материалом

к

существующим

учебным

пособиям

и

может

быть

использован

в

педагогическом

репертуаре

ДМШ
.

Список литературы

1.

Ульрихсон Э. История американского музыкального фильма / Э. Ульрих-
сон.



М., 1998.



136 с.

2.

Рычков К.Н.

Музыка в современном коммерческом кинематографе США:
проблемы истории и теории: Автореферат дис. ... канд
. искусствоведения /
К.Н.

Рычков.



М., 2013.



275 с.


Приложенные файлы

  • pdf 10969135
    Размер файла: 437 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий