ансамбль «Берёзка» им. Н.С. Надеждиной, Ансамбль танца Украины им. П.П. Вирского, Государственный ансамбль танца Белоруссии, ансамбль народного танца «Жок», ансамбль


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
1


Майорова Валерия Михайловна

доцент кафедры народного танца

Московский государственный институт культуры (МГИК), г. Москва,

Тел. +7
-
926
-
113
-
52
-
92

[email protected]

Русский народный танец как вид сценической хореографии

В дан
ной статье затрагиваются
актуальные вопросы сохранения и развития
национальных танцевальных традиций и их сценического воплощения.

Народно
-
сценический
танец рассматривается как танцевальная система.

В
статье указы
вается

на

необходимо
сть

следования

рекомендациям и традициям, выработанным за многие годы
выдающимися мастерами в частности
, и учебными заведениями

в общем.

Ключевые слова: русский танец, народный танец, сценическая хореография


Народно
-
сценический танец


это танец, сочиненный хореографо
м на

основе
народного

танца или на основе фольклорных танцевальных традиций того или иного народа
для исполнения на сцене
.

Русский народно
-
сценический танец во всем своем многообразии блестяще воплощен
в творчестве И.А. Моисеева, М.С. Годенко, М.С.
Чернышова, И.З. Меркулова, М.М.
Кольцовой, В.Д. Модзолевского и др. В творчестве и печатных трудах Т.А. Устиновой, Н.С.
Надеждиной, Э.К. Филиппова, М.П. Мурашко, В.М. Захарова, В.И. Слыхановой
, К.Я.
Голейзовского
. В учебных пособиях Т.С. Ткаченко, А.А. Бор
зова, А.А. Климова, Г.П. Гусева
,

Л.А. Устиновой,

Г.Ф. Богданова
.

Существует немало профессиональных танцевальных трупп, которые достигли
международной известности, демонстрируя сценические формы народных танцев, например,
российский Ансамбль народного танц
а им. И.А. Моисеева, Хореографический ансамбль
«Берёзка» им. Н.С. Надеждиной, Ансамбль танца Украины им. П.П. Вирского,
Государственный ансамбль танца Белоруссии, ансамбль народного танца «Жок», ансамбль
«Инбал» в Израиле, «Фольклорный балет» Мексики, «Бая
нихан» на Филиппинах и др.


В 1911 г. М.Е. Пятницкий создает «Крестьянский хор» из талантливых самородков
Воронежской, Рязанской, Калужской, Смоленской и других областей. Участники хора пели
песни


посиделочные, свадебные, игровые, играли на русских народ
ных инструментах,
водили хороводы «На горе
-
то калина», «Вейся, ты вейся, капустка» и другие, плясали пляски
разных областей. В 1937 г. при хоре организовывается оркестр русских народных
инструментов. В 1938 г. Т.А. Устинова создает танцевальную группу. Хо
р становится
профессиональным, а с 1940 г. он называется Государственный русский народный хор имени
М.Е. Пятницкого.

В 1928 г. был основан Ансамбль песни и пляски Красной Армии (ныне
Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. Алекса
ндрова), где
наряду с оркестром и хором была создана танцевальная группа. В этом ансамбле, а также и в
военных ансамблях
,

возникших позже, разрабатывались принципы сочинения военных
танцев. Военные танцы непосредственно связаны с народным танцем и
,

в перву
ю очередь
,

с
русским танцем. Постепенно, постоянно совершенствуясь, военные танцы приобрели
высокие художественные качества. Большую роль в этом сыграл балетмейстер П.П.
Вирский. В 1939

1943 гг. он руководил Ансамблем песни и танца Киевского военного
округ
а, а в 1943

1955 гг. работал балетмейстером Краснознаменного ансамбля песни и
2


пляски Советской Армии. Его танцы до сих пор составляют золотой фонд Краснознаменного
ансамбля.

В 1937 г. И.А. Моисеев организовал Государственный Ансамбль народного танца
СССР.

Вслед за ним стали создаваться ансамбли танца, ансамбли песни и танца, народные
хоры с танцевальными группами в союзных и автономных республиках, областных центрах
России. Создавая репертуар, балетмейстеры брали за основу национальный фольклор,
вырабатыва
ли приемы сценической интерпретации и, тем самым, переводили народный
танец в народно
-
сценический.

Впоследствии, за годы Советской власти, практика создания профессиональных
ансамблей народного танца была расширена. Были созданы ансамбли народного танца,
ансамбли песни и пляски, русские народные хоры, составной и неотъемлемой частью
которых являются танцевальные группы. Среди них: Государственный академический
ансамбль
народного та
нца СССР,
Государственный академический хореографический
ансамбль «Березка»
,

Дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской
Армии
имени,
Государственный русский народный хор имени М.Е. Пятниц
кого,
Государственный
В
оронежский русский народный хор,
Государственны
й Северный русский народный хор,
Государственный

Уральский русский народный хор,
Государственный

Сибирский русский
народный хор,
Государствен
ный Омский русский народный хор,

Государственный

Волжский
русский

народный

хор,
Государственный

Рязанский
русский

народный

хор,

Государственный Ор
енбургский русски
й народный хор,
Кубанский

Казачий

хор,
Ансамбль
песни и пляски Донских казаков,
Красноярский государ
ственный ансамбль танца Сибири,

Ансамбли разных народов, проживающих в Российской Федерации.

Восьмидесятые годы XX века


это расцвет сценического искусства

народного танца.
В то время существовало: 14 танцевальных групп при народных хорах, 34 ансамбля песни и
пляски, 23 ансамбля танца. Это только профессиональные коллективы. Их концертные
программы представляли собой самобытные сценические произведения, где
основным
выразительным средством выступал народный танец.

Сочиняя свои танцы, хореографы не могли не учитывать законы построения
произведения сценического искусства: авторский замысел; музыка и ее особенности


музыкальная структура, метроритмическое постр
оение; драматургия танца; лексический
материал; композиция танца; региональные особенности т.д. Все вместе складывалось в
художественный образ хореографического произведения. Таким образом, возникает
типологическая особенность народно
-
сценического танца


авторство. Любое произведение
народно
-
сценического танца, даже основанное на фольклорном материале, является
авторским произведением
;

и талант и видение балетмейстера, безусловно, влияет на
фольклорную основу хореографического произведения.


Рассматривая народно
-
сценический танец как танцевальную систему, мы можем
сказать, что его эстетическая парадигма определяется, прежде всего, национальной
принадлежностью танца. Не зря мы встречаем в литературе такие выражения, как «огненная
русская пляска
», «завораживающий восточный танец» и так далее. Именно танец, будучи
частью обряда и ритуала, празднично
-
развлекательной и профессиональной художественной
культуры, воплощает в синтезе пластики, движения и музыки национальное начало
культуры, национальный

характер. Как считает в своем основополагающем труде по
народно
-
сценическому танцу известный педагог Т.С. Ткаченко: «Нужно развивать в
учащихся понимание музыки каждого народа. Музыка


это основа, которая помогает
исполнителю выявить характер движения

и
раскрывать содержание танца»
[6, с.653].

С появлением профессиональных балетмейстеров ансамблей народного танца,
традиция фольклорных танцев перетерпела некоторые изменения. Например, хороводы
стали исполняться не только под песню (как в народе), но и под
музыкальное сопровождение
без песни. Если говорить об орнаментальных хороводах, то это вполне допустимо, поскольку
песня в них часто служила лишь ритмической и эмоциональной основой. Всем известны
великолепные красочные хороводы ансамбля «Березка» в постан
овке Н. Надеждиной,
3


которые, не имея песенного текста, раскрывают и доносят до нас содержательность,
красочность и характер русского народного искусства. Сценические игровые хороводы и в
рисунках, и в лексике, и в содержании также стали более сложными, как

бы объединившись
с орнаментальными. Это дает возможность постановщику точнее раскрыть свой замысел.

Рассмотрим характерные признаки творческого почерка и вклад в искусство народно
-
сценического русского танца наиболее ярких балетмейстеров.

И.А. Моисеев


хореограф ХХ века, сделавший народный танец достоянием
мировой культуры. Он организатор, бессменный художественный руководитель и
постановщик танцев Государственного академического ансамбля народного танца. И.
Моисеев создал новый жанр сценического искусст
ва


народно
-
сценической хореографии,
новой модели профессионального танцевального коллектива


ансамбля народного танца,
он создатель нового художественного метода сценической интерпретации фольклора, цель
которого


развивать и обогащать фольклор с помощ
ью профессионального искусства.
Создав первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, Игорь Моисеев
превратил его в уникальный Театр народного танца, где господствует истинный фольклор, с
его неожиданной и всегда желанной импровизацией. Сегодня в

репертуаре Театра народного
танца И. Моисеева сотни произведений, наполненные сочными образами, яркими
характерами, танцевальными красками, подсказа
нными самой жизнью
. Школа
-
студия при
ансамбле была создана И. Моисеевым в 1943 г., и уже тогда он твердо бы
л уверен


у
ансамбля должна быть своя школа, обеспечивающая труппу высокопрофессиональными
кадрами. С тех пор ее выпускники составляют основной состав коллектива, затем многие из
них сами становятся педагогами, и эта творческая связь не прерывается никогд
а. Основная
задача Школы
-
студии


сохранение и обучение традициям уникальной моисеевской школы
танца, воспитание танцовщика
-
актера, способного воплощать сложные и разнообразные
художественные образы. Школу, созданную Игорем Моисеевым, отличает виртуозная
т
ехническая оснащенность, свободное владение всеми видами танца, высокий
профессионализм, владение национальной характерностью, яркий артистизм учеников.


Т.А. Устинова.
В творческих исканиях Т. А. Устиновой (1909


1999)

необходимо
отметить бережную театра
лизацию подлинных фольклорных образцов применительно к
условиям концертного выступления. Она первая из балетмейстеров обратилась именно к
фольклорной составляющей сценического танца: «Трудно определить, сколько народных
танцев и плясок бытует в России. Они

имеют самые разные названия: иногда по песне, под
которую исполняется тот или иной танец, например «А я по лугу», «Камаринская». Иногда
по количеству танцоров «Шестера», «Восьмера». Во многих случаях рисунок танца
определяет его название: «Улитушка», «Кру
жочки», «Корзина» и др. «Дробушка»,
«Толкушка», «Топотуха»


от пр
еобладающего в танце движения» [8, с.24].

Большую
известность получили танцы, поставленные Т.А. Устиновой на основе регионального
фольклора: «Московские хороводы», «Улитушка», «Матаня», «Пал
ехская шкатулка»,
«Калужские переборы», «Брянские игрища», «Девичий воронежский хоровод»,
«Вологодская напарочка», «Тимоня», «Северный танец с шалями». В 1944 г. Устиновой была
поставлена парная пляска, которая сопровождалась русской народной песней «А я п
о лугу»,
исполняемой хором. В ее творческом наследии множество групповых плясок, обработанные
для сцены, обогатившей лексику и рисунок пляски, бережно и любовно сохранившей их
самобытность, манеру исполнения и мысль.

Н.С. Надеждина.
Знаменательным событие
м в области развития народной
хореографии стал организованный в 1948 г. Государственный ансамбль «Берёзка» под
руководством Н.С
. Надеждиной (1908


1979 гг.).
Надеждина в 1918


1924 гг. обучалась в
Петроградской балетной школе, у знаменитой А.Я. Ваганово
й. Успешно закончив обучение,
была принята в труппу Большого театра, где проработала с 1925 года по 1934 год. С
середины 1930
-
х годов начала ставить свои номера на эстраде. В годы Великой
Отечественной войны, она работает как балетмейстер в ансамблях Сибир
ского военного
округа и Карельского фронта


ставит танцы во фронтовых ансамблях и агитбригадах. С
4


1943 года балетмейстер, в 1946
-
1948 гг. художественный руководитель балетного отделения
Мосэстрады и одновременно Русского народного хора Калининской филармо
нии, собирает и
изучает фольклор северных областей России. В 1948 году Н. Надеждина организовала
хореографический ансамбль «Берёзка», став его бессменным художественным
руководителем и постановщиком на долгие годы. C 2000 года ансамбль «Берёзка» носит имя
своего создателя


Н. С. Надеждиной. «Творчество выдающегося русского хореографа Н.С.
Надеждиной показательно и имеет непреходящую ценность: ей удалось, творчески
интерпретируя фольклор, создать на сцене истинно народные образы русского танца.
Хороводы в с
ценической интерпретации Н. Надеждиной приобрели большую образность,
поэтичность, содержательность. При этом неизбежно изменилась их форма поначалу по пути
опосредованного, не буквального переложения, а преображённого, пропущенного через
собственный опыт,
т.е. это не зеркальное отражен
ие, а интерпретация художника» [5, с.18].

Надеждина на редкость точно и глубоко отражала внутреннюю сущность народного бытия в
танце. Она раскрывала богатства русской души, и в каждом танце отражала новую,
неповторимую грань
ее, находя для ее воплощения самобытный пластический язык,
лаконичную, логически законченную форму выражения.

Традиции «Берёзки» продолжила М.М. Кольцова, которая возглавила коллектив после
ухода из жизни Н.С. Надеждиной.

Кольцова М.М.

(родилась в

1938 г)

начала работать в ансамбле «Березка в 1957 году
после окончания Московского хореографического училища, где русский народный танец
преподавали Т.А. Устинова и А.А. Климов. Дебют М. Кольцовой состоялся в Париже, на
сцене Театра С. Бернар, где «Березка» дава
ла свои концерты. Чутье не обмануло Н. С.
Надеждину


М. Кольцова стала лидером ансамбля, в течение 20 лет была его
олицетворением, зримым знаком; специально для нее ставились номера, пользовавшиеся во
всем мире огромным успехом
.
В постановках самой М.М. К
ольцовой мы тоже видим не
просто танец, не просто красивую линию и комбинации, но поиск нового в уже
накопленном, в обогащении и развитии тех хореографических сокровищ, что составляют
золотой фонд ансамбля «Березка». Каждый танец


это законченный маленьки
й спектакль
со своей драматургией, эстетикой и философской концепцией, со своими характерами,
которые воплощаются в определенные движения. Это тот классический пример, когда
духовное начало материализуется. Многие годы программы ансамбля украшают постановк
и
М.М. Кольцовой: «Ожерелье», «Радуга», «Кружевницы», «Раздольная», «Песнь труду»,
«Защитникам Отечества посвящается», спектакль
-
балет «Московский двор»,
хореографическая композиция «Прохоровское поле», театральное представление в
Московском спорткомплексе

«Олимпийский», в которых артисты ансамбля танцуют, поют,
играют все драматические роли, и органично взаимодействуют с исполнителями других
видов искусств: балета на льду, цирка, эстрады, и многие другие.

М.С. Чернышов.
Еще одно имя в череде балетмейстеро
в русского народно танца


М.С. Чернышов (1
906
-
1981)
. Закончил Московское хореографическое училище в 1929 г. по
классу известного педагога В. Смольцова. После учебы его пригласили на работу в труппу
Большого театра, где он танцевал разнообразный репертуар



от классических до народно
-
характерных танцев, ко
торые ему особенно были близки.
В 1944 году создается
Воронежский хор и М. Чернышова приглашают в новый коллектив как исполнителя и
балетмейстера. Уже на проходившем в 1944 году в Москве Всероссийском смо
тре русских
хоров молодой воронежский коллектив завоевал первое место, поделив его с опытным
Северным русским народным хором. Среди показанного репертуара выделялись
поставленные Чернышовым хоровод
-
пляска «Молодка молоденькая», величальная хоровод
-
пляска «
Наш березник листоватый» и пляска «Здравствуй милая, хорошая моя». Эти номера
были основаны на подлинно народных песнях и танцах воронежского края, записаны в
фольклорных экспедициях в селах. Среди разнообразного репертуара, созданного
балетмейстером, боле
е всего выделяются русские хороводы: «Ехал наш Ванюша да с
победою домой» на музыку К. Массалитинова, «Уж я по лугу», «Былина об Илье Муромце»,
5


«Вдоль по морю, морю синему», «Воронежский хоровод», «Утушка луговая», «Как во поле,
во поляне» и другие. Вороне
жские пляски и хороводы всегда отличались и отличаются
неразрывным единством исполнения артистами хора и балета: одни дополняют других,
певцы и танцоры гармонично взаимодействуют друг с другом. Ни одно выступление
Воронежского народного хора не обходится
без хоровода. «В его творчестве представлены
почти все виды хороводов: «величальные», «луговые» и лирические хороводы, хороводные
пляски, вкрапляются элементы обряда и игры. «У голубя золотая голова», «Усманская
пляска», хоровод «Не шуми ты рожь», «Кадриль

Чижовской слободы»


это конкретно
чувственное и в то же время обобщенное воссоздание жизни, пронизанное эмоционально
-
эстетической оценкой автора. Более поздняя композиция «Что
-
й
-
то звон» также стала
классикой обработ
ки песенно
-
плясового фольклора» [5, с.
170]
.
В 1959 г. Михаил Степанович
заново создает Воронежское хореографическое училище, являясь его педагогом,
балетмейстером и художественным руководителем. Создательница известного
хореографического ансамбля «Березка», народная артистка СССР Надежда Надеж
дина
считала, что сочиненные М.С. Чернышовым пляски и хороводы «отличаются точным
этническим адресом, четкостью зам
ысла, его логическим развитием» [1]

Князева О.Н.
(190
7

1976).

В 1926 году Ольга Николаевна закончила балетную школу
при Свердловском театре о
перы и балета и была принята в балетную труппу этого театра. В
1944 году она становится балетмейстером
-
постановщиком и художественным
руководителем танцевальной группы Уральского государственного академического русского
народного хора. Она первая на Урале
систематично занялась сбором и изучением
танцевального фольклора и поставила как балетмейстер ряд работ, основанных на
исключительно уральском материале. До сих пор её работы


образцы народной
танцевальной культуры. Её знаменитую «Семеру», уральскую пляск
у, мощную и задорную,
берётся исполнять только один коллектив


Уральский народный хор. Этот танец очень
сложен: невероятный темп, сложнейшая вязь мелких движений

ног, уральская манера,
трюки.
Князева являлась признанным знатоком русского народного танца т
ого времени.
Кроме работы в Уральском хоре, Ольга Николаевна была постановщиком танцев в
Государственном ансамбле народного танца СССР, ансамблях Украины, Молдавии,
Сибирском народном хоре и др.

Также она была председателем жюри различных смотров
-
фестивале
й, составляла методические рекомендации, с 1949 года была председателем
городской хореографической секции при областном доме народного творчества.

Меркулов

И.З.

(1917
-
2004) становится главным балетмейстером Государственного
академического Северного русско
го народного хора в 1967 году. Придя в коллектив, Иван
Захарович приступил к изучению танцевального фольклора Русского Севера. Уже первая
работа нового балетмейстера «Северная Барабушка», полная сочного народного юмора,
безудержного веселья и удивительных
фольклорных образов, показала, что в хор пришел ни
на кого не похожий и чрезвычайно одаренный специалист. Последующие постановки
«Пинежские танцы», «Вологодские кружева», «Мезенские танцы», «Шенкурские
заковырки», «Северная круговая кадриль», «Летел голубь
», «Русские коленца», «Крестовая
на парочку» и другие не просто пополнили коллектив новыми танцевальными номерами, они
укрупнили уникальный песенно
-
танцевальный стиль самобытного коллектива


его
целомудренную чистоту, русскую сдержанность в соединении с м
ужественным эпическим и
волевым началом. Танцы, сочиненные Меркуловым в Северном хоре сделали его широко
известным балетмейстером


настоящим Мастером русского танца, со своим неповторимым
хореографическим языком, достоверным и убедительным, узнаваемым и р
одным по своей
народной русской сути.

М.С. Годенко
. Красноярский ансамбль танца Сибири М.С. Годенко (1919


1991)
возглавил в

1963 г.

До этого назначения М. Годенко прошел большую школу в
Государственном Северном хоре под руководством А.Я. Колотиловой. Эт
о был бесценный
опыт работы с этнографическим материалом, опыт осознания роли балетмейстера в создании
сценического варианта народного танца, немаловажный опыт обобщения и совмещения в
6


одном сценическом действии этнографического материала разных районов од
ной области.
Эта работа сформировала новый тип сценического мышления М. Годенко и его
постановочный стиль. Именно в Северном хоре М. Годенко обрел первый опыт придания
фольклорному танцу современной сценической образности, стал использовать современные
рит
мы, сохраняя при этом, их народные корни, научился трансформировать
этнографический материал по законам театрального действия и своеобразных приемов для

достижения эффектности зрелища.
Поиски архетипических корней и исследование
сибирских фольклорных форм
мышления выводят балетмейстера на новый уровень
поэтической образности. Годенко ищет истоки своего творчества не в формах народной
культуры, а в ее содержании: в том образном мышлении, той народной фантазии, которая
эти формы создавала. Кульминацией творче
ских поисков ансамбля первых двух лет его
существования становится старинный свадебно
-
обрядовый танец «Сибирские пельмени».

Он
стал удачным шагом к созданию ярко выраженной театральности форм народного танца.
Среди наиболее известных постановок Годенко: «С
ибирский лирический», «Сибирский
подснежник», «Вдоль по улице», «На мосточке», «Масленица», «У колодца», «Красный Яр»,
«Вечерний звон» и многие другие.Фольклорный танец у Годенко становится интересным и
увлекательным сценическим танцем, меняя, прежде всего
, форму своего воплощения. Теперь
он ориентируется на эмоциональную реакцию зрителей и активно на них воздействует,
тогда, как фольклорный танец больше сосредоточен на эмоциональной составляющей
исполнителя.

М. Годенко создал коллектив, который по своеобра
зию танцевальной манеры
отличался от других коллективов народного танца. Хотя репертуар строился на основе
сибирского фольклора, в нем не

было

чистого этнографического воспроизведения. Все
танцы, даже созданные на основе сибирских фольклорных танцев, несут

на себе отпечаток
авторского решения балетмейстера Годенко. Некоторые критики творчество Г
оденко
называли «народный мюзик
-
холл».

В результате его неустанных творческих поисков новые
черты и элементы выводят хореографа на новую творческую высоту


ни к огр
аниченной,
локальной стилизации народного танца, а к интерпретации философско
-
обобщенной,
создающей языком танца сценически выразительное и ёмкое художественное произведение
н
ового типа и нового содержания» [3, с.16].

В.М. Захаров.

Прекрасный опыт создания

и авторского прочтения русского
сценического танца представлен в творчестве Московского государственного
академического театра танца «Гжель», созданного в 1988 г. под руководством В.М. Захарова
(1946


2013
)
. Название театра танца «Гжель» отражает любовь
к русскому народному
творчеству, народным промыслам. Изысканный бело
-
голубой узорчатый фарфор из Гжели
стал визитной карточкой театра, символом русского фольклорного танца, песни и
уникальных костюмов, вдохновлённых русским народным искусством. Создатель т
еатра, его
главный хореограф и художественный руководитель В.М. Захаров обращается к развитию
русского сценического танца, хореографической поэтике, как он сам определяет, через
родство «пленительной русской пляски с самобытным о
чарованием народных промысл
ов»
[2, с.12].
Роль деятельности Захарова в развитии русского сценического танца состоит в
соединении характерных общенациональных черт и художественных достоинств русских
народных танцев разных регионов России. Среди наиболее известных его произведений,
поставленных на основе сценического воссоздания русских национальных промыслов:
«Хохломская карусель», «Мотивы Жостово», «Палех», «Сказочная Гжель», «Дымковская
игрушка», «Городецкие воротца», «Ростовская Финифть», «Костромская Скань»,
«Владимирские ложка
ри», «Торжокские золотошвеи», «Валдайские колокольчики» и др.
В.М. Захаров называл свой коллектив театром, стремясь объединить в его репертуаре
хореографические сочетания разных пластических жанров, начиная от фольклора и
заканчивая современным танцем. В
своих произведениях В.М. Захаров много внимания
уделял региональным фольклорным мотивам, и народные образы различных областей
России легли в основу многих танцевальных картин: Воронежской области


«У голубя
золотая голова», Смоленской


«У нашей Кати», Мо
сковской


«Кадриль с проходкой»,
7


Саратовской


«Волжская плясовая», Владимирской


«Топотуха», Липецкой


«Матаня».
Творчество хореографа характеризуется обращением к разным темам и разным видам танца.
Имея обширный репертуар, театр может представить неск
олько программ: программа
танцев, сочиненных на основе русских народных промыслов, программа танцев, сочиненных
на основе русского танцевального фольклора, программа, состоящая из танцев, так
называемого, легкого жанра


эстрада, мюзик
-
холл и пр.

М.П. Мур
ашко



хореограф, чье творчество проявилось в разных коллективах
разных народов. В Марий Эл


он основоположник марийской народно
-
сценической
хореографии. Танцы, сочиненные мастером, составляют золотой фонд Государственного
ансамбля танца «Марий Эл».
Самобытная школа марийского сценического танца, которую
он создал, является основой для специалистов,

занимающихся марийским танцем.
Став
художественным руководителем и главным балетмейстером Государственного ансамбля
танца Белоруссии, Мурашко впервые в ис
тории ансамбля, а также в истории народно
-
сценического танца Белоруссии, поставил программу «Беларусь синеокая», состоящую из
белорусских танцев. С 1991 года Михаил Петрович


профессор, заведующий кафедрой,
декан хореографического факультета Московского Г
осударственного университета культуры
и искусств. Одновременно организовывает Российский театр национального танца, где
проводит ряд экспериментов по сочинению хореографических произведений в разных
формах, жанрах и стилях. Создает хореографическое предста
вление «Русичи», в котором
русский народ показан от своего условного исторического возникновения и, затем, через
танцы разных регионов России до объединения в нацию. Хореографическое представление
«Русичи» можно назвать энциклопедией русских народных танце
в с их уникальными
областными особенностями. Все танцы музыкальны, поэтичны, выстроены по законам
драматургии, имеют сюжет, форму, жанр, стиль. Они театральны и самобытны. Творческому
стилю хореографа Мурашко присуще непременное обращение к фольклору, мифо
логии,
истории, выявлению особенностей национального характера каждого народа, к которому он
обращается в своем творчестве. Главный редактор журнала «Балет» В.И. Уральская, говоря о
творчестве М.П. Мурашко, отмечает: «Хореографические композиции Мурашко вс
егда
строятся по закону театра, будь это русский, марийский, белорусский репертуар, программы
танцев разных народов или хореографические спектакли. Так дивертисментный принцип
любого концерта,


типичный для ансамблей народного танца,


у Мурашко обретает
стержень драматургический. Причем не в ущерб танцевальному рисунку каждой композиции
включенной в программу. В творческой деятельности у М.П. Мурашко на первом месте
стоит мыслительный, я бы сказала, исследовательский характер, присущий автору


всегда
стр
емящемуся к познанию. И в собственно творческой (постановочной) деятельности и у
же
многолетней педагогической» [7, с.326].

Среди известных балетмейстеров народного танца, кроме перечисленных, мы можем
назвать такие имена как И.И. Слуцкер, А.А. Климов, А.А
. Борзов, Э.К. Филиппов, Б.Н.
Бурмакин, Я.А. Коломейский, Г.Ю. Гальперин, В.В. Михайлов, А.П. Шостак, М.Я.
Кругликов, В.Ф. Копылов, С.В. Руднев, А.П. Хмельницкий, Л.П. Милованов, Г.Я. Власенко,
В.А. Миронов, Г.В. Минх, В.И. Слыханова, Ю.В. Копытин, Б.Н. Со
колкин, А.В. Кондаков,
Л.В. Куликов, Н.Н. Андросов, П.С. Радюк, П.И. Ковалев, Г.П. Гусев, В.Г. Шершнев,
А.Г.
Мулин,

Г.М. Петухов, В. А. Селиверстов,
В.Н. Козлов, Ю.Г. Черепанов, Н.В. Кубарь, И.И.
Громаков, В.И. Донцов, В.З. Савин,
И.В. Горлов,

Т.Н. Гвоздев
а, В.И. Белых, Ю.В. Царенко,
В.А. Арцер и многие другие.

Успех постановок этих балетмейстеров, прежде всего, в подлинной народности.
Глубокое изучение танцевального фольклора различных областей России способствовало
тому, что народная культура давала твор
ческий импульс для замысла балетмейстера, в то же
время защищало народное искусство от веяний моды. «Бережное отношение к
первоисточнику, отбор наиболее типичных черт и приемов, их умелая подача в
разнообразных лексических и композиционных вариациях помогл
и достичь успеха.
Оригинальные обработки самобытного музыкального материала, сохраненная красота
8


образцов народных костюмов создавали яркое впечатление от

народных танцевальных
картин» [5, с.52].

«Отсюда следует вывод, что современный балетмейстер должен
пристально изучать
материал народного танца в тесной связи с историей данного народа и воспроизводить его
сценически не «вообще», а в четких рамках эпохи, исторического отрезка времени и
понимания основной идеи танца. Грамотному хореографу следует хорошо з
нать
«генетический код» передачи наследственности, т.е. те музыкально
-
пластические мотивы,
ритмоформулы, композиционные приемы, которые являются как бы квинтэссенцией
национального в хореографии и могут стать живым ядром, основой нового сценического
танца.

Конечно, для полного успеха этого дела необходимо совмещение фольклориста и
постановщика в одном лице. Но поскольку на практике это встречается далеко не всегда,
актуальным становится требование к балетмейстеру хорошо знать фольклор, а к
фольклористу


сп
ецифику сцены» [4, с.9]

В заключение можно сказать, что русский народный танец как вид сценической
хореографии, находится в постоянном движении. Великие мастера, основатели русского
народно
-
сценического танца, достигнув блестящих успехов, оставили нам вели
кое
наследство. Как распорядиться этим наследством, как суметь создать новые произведения,
столь же значимые для своего времени, как выстроить систему подготовки специалистов
русского танца: исполнителей, педагогов, хореографов


вот основные задачи, стоящ
ие перед
нынешним поколением.

Список литературы:

1.

Б. Векслер.
http://www.communa.ru/index.php?ELEMENT_ID=8977

2.

Захаров В.М. Поэтика русского танца. Том I, М.: 2004

3.

А.И. Мымликова. Становление и
развитие Красноярского государственного
ансамбля танца Сибири. Автореферат канд. искусств
-
я. СПБ, 2008

4.

В.Ю. Никитин. Мастерство хореографа в современном танце. М. ГИТИС, 2011

5.

В.И. Слыханова. Русский народно
-
сценический танец в контексте
региональной культ
уры России: традиции и новаторство. Диссертация на соискание степени
кандидата культурологии. М. 2012

6.

Т. Ткаченко. Народный танец. М. Искусство. 1967

7.

В.И. Уральская.
Человек
-
максималист//
Балетмейстер Михаил Мурашко

Нижний Новгород.2011

8.

Т.А. Устинова. Из
бранные русские народные танцы
. М.1996






Приложенные файлы

  • pdf 10925482
    Размер файла: 362 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий