Далее следуют простиль с портиком на фасаде с 4 колоннами, амфипростиль с двумя портиками на противоположных фасадах и, наконец, периптер.


2.Архитектура Древней Греции периода архаики: основные этапы эволюции. Понятие ордера и основные элементы греческой ордерной системы

1.Введение
Период греческой истории, охватывающий 7 и 6 века до н.э. (точнее – третья четверть 8 века до н.э. – 490 г. до н.э.), получил название «архаического» от греческого «архайос» – «древний». Это время глубоких перемен в жизни греческого общества, время сложения государства-полиса. Кроме того, это и время «великой колонизации», когда на берегах Испании, Южной Франции, Сицилии и Апеннинского полуострова возникают греческие города-колонии. Расцвет полисов способствовал расцвету научной мысли и культуры. Заимствуя знания египтян и вавилонян, греки создают свою математику, астрономию, медицину, возникают греческая натурфилософия, история, поэзия и театр.
Конечно, эти перемены не могли не сказаться на искусстве. В это время греческое искусство далеко ушло от примитивных форм искусства гомеровского периода (11 – конец 8 вв. до н.э.). При этом прогрессивные завоевания неодинаково осуществлялись в разных областях искусства; больше всего их было в архитектуре, менее – в скульптуре.
Развитие полисов повлекло за собой рост монументального зодчества, строятся храмы. Первые «жилища богов», построенные на каменном фундаменте из дерева и сырцовых кирпичей, появились уже в гомеровский период. От них мало что сохранилось. В конце 7 – первой половине 6 веков в архитектуре происходит крутой перелом. Именно в эту пору складывается множество новых типов общественных зданий, в связи с которыми происходит переход от деревянно-сырцового строительства к каменному. К ним можно отнести не дошедшие до нас театры, стадионы, палестры (места для гимнастических тренировок, которые в эпоху классики назовут гимнасиями) и другие виды сооружений.
Однако самое важное и новое появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Таким зданием был греческий храм, принципиальное отличие которого от храмов Древнего Востока заключалось в том, что он являлся центром важнейших событий общественной жизни. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств. Он воплощал идею величия города-государства, незыблемость его общественного уклада.
Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу и в период архаики претерпели длительную эволюцию. Однако тогда была уже в основном создана система архитектурных форм, которая легла в основу всего развития греческого зодчества.
В искусстве архаики можно выделить несколько ведущих школ (для лучшей ориентации см. карту – илл. 1). Дорическое (или дорийское) направление было связано главным образом с областями материковой Греции, преимущественно населенной дорийцами. Дорические мастера особенно настойчиво разрабатывали задачи создания монументального героического искусства; их заслуга заключалась в правдивой передаче человеческого тела и его пропорций.
Ионическое (или ионийское) искусство по преимуществу было связано с культурой торговых полисов островной и малоазийской Греции, большинство которых было населено ионийской группой греческих племен; в целом это искусство отличалось большим изяществом, декоративной утонченностью, интересом к передаче движения.
Особое место в искусстве эпохи архаики заняла аттическая школа. В ней с наибольшей полнотой выразились прогрессивные стороны искусства архаики, особенно в конце архаического периода.
Говоря о периодизации архаики, можно (разумеется, весьма условно) выделить три периода: ранняя архаика (конец 8 – начало 6 в. до н.э.), зрелая архаика (начало 6 в. до н.э. – 530 г. до н.э.) и поздняя архаика (530 – 490 гг. до н.э.).

2. Понятие ордера и основные элементы греческой ордерной системы

Архитекторы Древней Греции хорошо знали свойства строительных материалов. Вместе с тем они стремились подчеркнуть и развить художественные возможности, скрытые в самой конструкции здания. В результате этой работы сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера (что означает порядок, строй).
Ордер – это художественно-образное осмысление работы простейшей системы стоечно-балочной конструкции. Во многом он восходит к деревянно-сырцовой архитектуре гомеровской эпохи (11 – 8 вв. до н.э.). Например, перистбс – внешняя колоннада – изначально был необходим, поскольку сырцово-деревянная постройка храма требовала определенной защиты. Такие детали как капли и полочки (регулы), помещаемые под триглифами, имеют прямое сходство с приколоченной гвоздями планкой, которой удерживали торец поперечной деревянной балки. Неоспоримое сходство ордеров с деревянным каркасом обычно объясняется постепенным переносом традиционных форм деревянно-сырцовых храмов в камень. Таким образом, в каменной архитектуре сохранились многие элементы, которые были важны для дерева с функциональной точки зрения, а здесь сохранились лишь как дань традиции.
Принципиальная новизна ордера заключается в том, что цель архитектора здесь – не завуалировать, а обнажить работу конструкции. Вспомним, например, что в Египте использование лотосовидных капителей на массивных колоннах было, напротив, направлено на то, чтобы скрыть работу конструкции и «замаскировать» колонны. В ордере же художественный образ оказывается тесно связанным с передачей логики конструкции, а также и с наружным оформлением храма.
Еще один важный момент – понятие космоса и его важная роль в мировосприятии древних греков. Космос как организованное и упорядоченное пространство противопоставлялся хаосу. Таким образом, храм, будучи воплощением космоса, должен был организован упорядоченно, просто, четко и ясно.
Храмы строили из тесаных квадров известняка или мрамора без всякого связующего раствора. Каменотесы умели так подогнать квадры один к другому, что линия соединения была едва различима глазом. Из отдельных круглых барабанов складывали колонны, скрепляя их между собой деревянными или бронзовыми втулками. Затем колонну обтесывали, полировали и наносили каннелюры. При этом достигали такой точности, что колонна казалась выточенной из монолитной глыбы камня. Раскраска храмов усиливала нарядность здания: триглифы были окрашены синим цветом, метопы – красным, фронтоны – синим. Раскраска повышала ощущение праздничности облика архитектуры и, кроме того, особенно в дорическом ордере, подчеркивала архитектонику его частей.
В 7 веке до н.э. параллельно идет сложение двух ордерных систем (илл. 2):
Аттика и Пелопоннес – дорический ордер.
Малая Азия – ионический ордер.
Это соответствовало и двум основным местным школам в искусстве.
В дорическом ордере конструкция состоит из трех зон:
1. Зона горизонтали (подъем в храм) – стереобат. Он состоит из нечетного количества больших ступеней (чаще всего их 3). Стилобат – верхняя ступень стереобата. Эти ступени выполнялись из крупного камня и были очень высокими. Для людей в храме была предусмотрена отдельная лестница. Входить в храм следовало с правой ноги.
2. Зона вертикали – зона несущих частей конструкции. В первую очередь речь идет о колоннах. Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат; ее пропорции в архаический период были обычно приземистыми и мощными (высота равна 4 – 6 нижним диаметрам). Ствол колонны (фуст) в греческой архитектуре обязательно покрыт желобками – канелюрами. Их функция – задать и усилить вертикальную направленность колонны и подчеркнуть ее объемность. Дорические колонны не были геометрически точными цилиндрами. Кроме общего сужения кверху они имели на высоте одной трети некоторое равномерное утолщение – энтазис, – хорошо заметное на силуэте колонны. Энтазис, подобно напряженным мышцам живого существа, создавал ощущение упругого усилия, с которым колонны несли антаблемент. Через шейку ствол колонны переходит к капители, то есть к завершающему элементу. Капитель дорического ордера включает два элемента: абаку (каменную плиту в конце для сопряжения с крышей, не нужную в каменной архитектуре, но сохраненную из сакральных соображений) и эхин (плита в виде усеченного конуса, связывающая ствол колонны и абаку).
Огромную роль в образной характеристике ордерных композиций играли пропорциональные соотношения основных элементов ордера: отношения толщины колонны к ее высоте и интерколумнию (пролет между стоящими рядом колоннами), высоты архитрава и всего антаблемента к высоте колонны и т. д. При возведении ранних построек архаического периода греческие строители, еще не овладев в полной мере возможностями каменных стоечно-балочных конструкций, придавали ордеру чрезмерно грузные формы: антаблемент делался тяжелым, достигая порою почти половины высоты колонн. Последние в расчете на большую нагрузку делались массивными и устанавливались близко друг к другу. Сооружения производили впечатление приземистости и тяжеловесной силы (храм Аполлона в Сиракузах, храмы в Селинунте и др.). Овладевая механическими свойствами камня, применяя прочные породы известняка и мрамора, зодчие облегчают ордер, добиваются более стройных и гармоничных пропорций.
3. Зона несомых частей. Двухскатное перекрытие, балки которого образуют антаблемент. Его нижнюю зону составляет архитрав – гладкая плоская балка, которая, по сути, имитирует в камне продольную балку, связывающую колонны. Для деревянной конструкции необходимы и поперечные балки (стропила). Их кладут через определенные промежутки в зависимости от исходной породы дерева. Деревянный спил стропил маскируется триглифом – глиняной табличкой с узором, которая применялась еще в деревянных конструкциях. Пустое пространство между поперечными балками заделывается метопой. Метопы были прямоугольными плитами, в 8 – 7 вв. до н. э. их делали керамическими, а затем, с 7 в. до н. э. – каменными; они заполняли промежутки между триглифами. Таким образом, триглифо-метопный фриз, входящий в состав антаблемента, представляет собой воспоминание о сакральном прототипе этой детали греческого храма. Так же строго разрабатывались карнизы – третья часть антаблемента, тонкие продольные балки, скрепляющие поперечные балки сверху. Основной элемент карниза – выносная плита. По верху плиты часто тянулась сима – водосточный желоб. Нижняя поверхность карниза снабжена прямоугольными выступами – мутулами. Конек крыши и ее углы венчались скульптурными (обычно керамическими) украшениями, так называемыми акротериями. Крыша храма – двухскатная, опирающаяся на карниз. Пространство между скатами крыши и карнизом образует фронтон. По сути, фронтон является деталью конструкции, его поле сначала не заполняется, а потом забивается деревом и глиной, образуя тимпан. Таким образом, тимпан – это поле фронтона, а сам фронтон – это часть конструкции. Интересно, что угол фронтона, изначально очень тупой, позже стремится к 100 – 120 градусам. Чем меньше угол, тем он легче и нейтральнее. Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.
Также интересно оговорить соотношение архитектуры и скульптуры в ордерных системах. Дорический ордер подразумевал скульптуру в метопах и на фронтоне, ее задача – подчеркнуть работу конструкции и усилить идею борьбы космоса и хаоса. Поэтому важна и тема скульптур: кентавромахия, амазономахия и т.д. Фронтонные композиции посвящены рождению богов и повествуют о споре богов и героев с персонажами хаоса.
В ионическом ордере скульптурное сочетается с пластическим, так что скульптура активно вторгается в архитектуру. Скульптурные элементы располагаются внизу (скульптурный барабан в основании колонны) и наверху в виде скульптурных фризов.
Восприятие дорического ордера рассчитано на три точки зрения:
Издалека. Соотношение двухскатной крыши и колоннады образует четкую взаимосвязь между высотой колонны и размером антаблемента. На протяжении эволюции ордера это соотношение менялось: храмы трансформировались от массивных и приземистых к более вытянутым и легким. Поэтому для дорического ордера эпохи архаики важны следующие соотношения: 1 и 2 (высота антаблемента 2 раза укладывается в колонну); 1 и 4 (высота антаблемента 4 раза укладывается в колонну), тогда как в эпоху классики это соотношение будет 1 к 7.
2. При входе на сакральный участок: видны колонны и их количество в портике и в продольной стороне. Через взаимоотношение количества колонн в портике и продольной стороне передается план здания. Изначально в портике было 6 колонн – то есть ровно столько, сколько может охватить взгляд. Формула колонн для продольной стены: Портик Х 2 +1. Важно, что греческий храм всегда стоит на углу, фасадной точки зрения никогда нет и не предусматривается. Именно поэтому к храму ведет петляющая дорога, а не прямая осевая.
3. Перед входом в храм. Здесь важно сочетание между эхином и абакой, их силуэт. Изначально он аморфен и массивен, а затем становится точно диагональным и ровным.
Интересно, что эти пропорции и соотношение элементов меняются от одного периода к другому, поэтому их изучение может помочь в атрибуции того или иного памятника.

Ионический ордер складывается на территории Малой Азии. Известны 2 его варианта: исходный (малоазийский) и аттический (появляется в середине 6 века до н.э. как результат освоения дорийцами ионического ордера). Здесь, в отличие от дорического ордера, стоит задача не столько передать работу конструкции, сколько соединить архитектуру и пластику, создать богато украшенное здание.
В ионическом храме малоазийского ордера также можно выделить три зоны.
1. Стереобат. Стилобата нет. С самого начала важна идея пластичности, нет четкого сочетания вертикали и горизонтали.
2. Колонна ионического ордера легка и стройна, она выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая колонна, ее высота равна 8 – 10 нижним диаметрам.У нее появляется база, которая в свою очередь состоит из трех частей: плинт (квадратная в плане плита), скоция (вал, линия контура у которого загнута внутрь), торус (вал, линия которого выходит наружу). Скоция и торус принципиально негладкие, профилированные. Это важно для создания активного перепада между светом и тенью, а светотеневая моделировка в ионическом ордере играет очень важную роль, поскольку необходима для репрезентативности здания. Еще одно важное изменение в колонне – каннелюры становятся глубже, а их абрис не острый, как в дорическом ордере, а спиленный. Важные преобразования коснулись и капители. Детали здесь такие же, что и в дорическом ордере, но по виду они другие. Абака – маленькая узкая плита, покрытая орнаментом. Эхин покрыт волютой – объемным яйцеобразным орнаментом, который также подчеркивает игру света и тени. Архитрав ионического ордера был разделен по горизонтали на три полосы, отчего он казался более легким. Фриз шел сплошной лентой вдоль всего антаблемента. Карниз был богато декоративно обработан.
3. Антаблемент также меняется. Архитрав делится на три части – фасции, причем каждая из них нависает над нижележащей. Это, опять-таки, необходимо для игры света и тени. Фриз не нужен, он превращается в тонкую балку, не однородную, а с дентикулами («сухариками») – то есть когда кирпичи в ряду кладутся один вдоль, один поперек. Этот прием также дает активную светотень. Карниз представляет собой тонкую линию. Перекрытие – плоское, двухскатной крыши больше нет. Таким образом, антаблемент оказывается более освещенным, и потому возникает необходимость усилить моделировку ордера, для чего используются дополнительные орнаментальные полосы.
В аттическом варианте ионического ордера:
Появляется стилобат.
Уменьшается количество профилировок в базе, скоции и торусе (для большей ясности и четкости).
Меняется система перекрытия – используется двухскатная крыша. Следствием этого является тот факт, что весь декор антаблемента попадает в тень. Поэтому аттический вариант упрощает антаблемент – тот становится эже, фриз пустой, архитрав двухчастный, а не трехчастный, как в первом случае.
Резюмируя эти наблюдения, можно сказать, что для дорики важны четкость и ясность, передающие простоту конструкции, тогда как в ионике нет ни одной гладкой детали, для нее важна изогнутость и испещренность рисунком. Дорический ордер более прост, массивен, монументален, нагружен, внутренне напряжен; ионический – более легок, изящен, пластически богат, не столь нагружен и менее напряжен.
Интересно, что в пластике и пропорциях ордеров нашли известное символическое отражение поиски образов по подобию строения человека – антропоморфизм, свойственный греческому искусству в целом. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий, ссылаясь на мнение греческих авторов, сравнивает дорический ордер с «крепостью и красотой мужского тела», ионический ордер – с «утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью». Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, то есть гармонию силы и торжественной строгости. Ионический ордер, наоборот, был легок, строен и наряден; когда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами, то не случайно ставились именно изящные женские фигуры.
Два этих типа ордера развиваются параллельно вплоть до середины 5 века до н.э., когда появляется коринфский ордер. Он был близок к ионическому и отличался от него главным образом тем, что в нем колонны, несколько более вытянутые по пропорциям (высота колонны доходит до 12 нижних диаметров), были увенчаны пышной и сложной корзинообразной капителью, составленной из растительного орнамента – стилизованных листьев аканфа – и завитков (волют). Позже появятся многочисленные модификации ордеров, в первую очередь дорического – например, тосканский ордер. Или римский дорический ордер, который будет представлять собой отдельную ордерную систему.
Очевидно, что греческая ордерная система не являлась отвлеченным трафаретом, механически повторяющимся в каждом очередном решении. Ордер был именно общей системой правил, исходящих из общего метода решения. Само же решение всегда носило творческий, индивидуальный характер и сообразовывалось не только с конкретными задачами и целями строительства, но и с окружающей природой, а в период классики – и с другими зданиями архитектурного ансамбля. Каждый храм был создан именно для данных условий, для данного места. Отсюда то ощущение художественной неповторимости, которое вызывают в зрителе греческие храмы.
Все эти замечательные качества и особенности греческой архитектуры получили свое полное развитие лишь в период классики, в 5 – 4 вв. до н. э., но были подготовлены в значительной мере уже в архаический период.

3. Система курватур (используется преимущественно в дорическом ордере)

Греческие храмы строились из камня белого цвета. На фоне яркого неба, а также на возвышенности светлое на темном воспринимается искаженно. Для того, чтобы воспринимать храм идеально четким, необходима система курватур. Курватура (лат. curvatura – кривизна, округленность) – незначительная, едва заметная кривизна некоторых частей здания. Курватура придает им большую пластическую и тектоническую выразительность и устраняет оптические искажения при восприятии прямолинейных по очертаниям частей здания на расстоянии и в сильном ракурсе. (то есть ). Для каждого храма система курватур рассчитывалась заново.
Основные элементы в системе курватур:
1.Стереобат: его линия повышена (сама линия вогнутая, а в центре она выше, чем по углам, чтобы в итоге он смотрелся идеально ровным).
2.Антаблемент: средняя часть выше, чем по углам (впрочем, здесь разница между серединой и углами незначительная).
3.Колонны. Прежде всего, отметим, что угловые колонны толще, чем стоящие в центре. Угловые колонны располагаются на просвете и потому визуально теряют в объеме. Диаметр каждой колонны отличается от другой, равно как и расстояния между колоннами (интерколумнии). Чем ближе к углу, тем меньше интерколумний. Кроме того, колонны немного наклонены вглубь к центру – в противном случае фасад бы визуально разваливался. Наконец, сама колонна имеет утолщение на уровне 2/3 от ее основания. Он называется энтазис и необходим для эффекта ровной колонны.

Основные типы греческих храмов

В Древней Греции быстро сложился и строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по правилам ордеров, а также несколько его разновидностей. Позже римский архитектор Витрувий в своих трудах дал типологию древнегреческих храмов (илл. 3).
Главный тип храма для Древней греции – периптер, то есть храм, обнесенный со всех сторон колоннадой, внутри которого за стенами находилось святилище (целла). Происхождение периптера можно проследить начиная от построек, близких древнейшим мегаронам (мегарон – греческий дом прямоугольного плана с очагом посередине, сложившийся в начале 4 тысячелетия до н.э. и послуживший прототипом храмов в гомеровскую эпоху 11 – 8 вв. до н.э.).
Наиболее близок мегарону храм «в антах», то есть храм, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которыми помещаются колонны. Он состоял из одного небольшого помещения наоса, открытого на восток. На его фасаде, между антами, т. е. выступами боковых стен, были помещены две колонны. В качестве главного сооружения полиса «храм в антах» был мало пригоден: он был очень замкнут и рассчитан на восприятие только с фасада. Поэтому позднее, особенно в 6 в. до н. э., он использовался чаще для небольших сооружений (например, сокровищниц в Дельфах).
Далее следуют простиль с портиком на фасаде с 4 колоннами, амфипростиль с двумя портиками на противоположных фасадах и, наконец, периптер. Его название означает «со всех сторон окрыленный», то есть окруженный колоннадой (по-гречески « птерон» крыло). Этот тип здания сыграл выдающуюся роль не только в греческом зодчестве, но и в дальнейшем развитии мировой архитектуры. Разумеется, это лишь схема исторического развития: в Греции нередко одновременно сооружались храмы разных типов. Дальнейшее развитие храмовой архитектуры шло главным образом по линии совершенствования системы конструкций и пропорций периптера. Создание периптера позволило свободно помещать здание в пространстве и придало всему строю храма торжественную строгую простоту.
Схемы основных типов греческих храмов вынесены в приложение к билету. Ниже приводятся основные названия:
I. Прямоугольные
Храм в антах. Прямоугольный в плане храм с портиком, размещенным в выступах стен (антах). Самый древний и самый простой тип храма.
Простиль. Прямоугольный храм с портиком.
Амфипростиль. Прямоугольный храм с двумя портиками.
Периптер. Храм, окруженный со всех сторон колоннадой. Главный и основной храм для дорического ордера.
Диптер. Храм, обнесенный со всех сторон двухрядной колоннадой. Основной храм для ионического ордера.
Важно! Диптер не может быть дорическим, а периптер – ионическим! Если вы поняли, о чем я, вы можете сдавать ГОСы без всяких там шпор и конспектов.
Псевдопериптер. Прямоугольный в плане храм, в котором колоннада не подразумевает кругового обхода. Вместо угловых точек зрения здесь доминирует фасадность. Этот тип храма станет ведущим в римской архитектуре.
Псевдодиптер. Прямоугольный в плане храм с двойной колоннадой, при этом внутренняя колоннада не дает бокового обхода.

II. Центрические
Толос/Ротонда. Круглый в плане храм с колоннадой.
Моноптер. Открытая в плане колоннада.

5. Схема дорического периптера

Дорический храм-периптер (илл. 4) был отделен от земли каменным основанием стереобатом, который был несколько шире колоннады храма и обычно состоял из трех массивных ступеней, шедших вдоль всех четырех фасадов. Верхняя ступень и вся верхняя поверхность стереобата, или стилобат, служила как бы постаментом для храма. В наос, то есть прямоугольное помещение, из которого состоял собственно храм, свет проникал или через световые люки в потолке, или через двери. Вход в наос помещался за колоннадой со стороны главного фасада и был оформлен пронаосом, напоминающим по конструкции портик «храма в антах». Иногда кроме наоса существовал еще опистодом помещение, находившееся позади наоса, с выходом в сторону заднего фасада. Наос (с пронаосом и опистодомом) был со всех сторон окружен колоннадой, называвшейся «птерон» («крыло»). Внутри наоса было прохладно, царил легкий сумрак. Оживленная игра света и тени в колоннаде создавала переход от яркого света дня к сумраку наоса. Стоявший на стереобате храм создавал у зрителя своей упругой и мощной колоннадой, держащей тяжелое перекрытие, впечатление ясного и гармонического равновесия сил.
Основные помещения периптера:
Пронаос (вход).
Наос/целла. Основная часть храма, располагающаяся между колоннами, – неф.
Адитон. Он имеет свой вход, как и пронаос, но при этом в него нет прохода из целлы. Адитон в храме выполняет роль казны, где хранятся сокровища. Он не связан с целой, потому что не несет сакральную функцию (впрочем, последнее замечание актуально только для Аттики и Пелопоннеса). Позже появится новый тип храма, в котором задняя часть храма будет соединяться с целлой, но не будет иметь самостоятельного выхода, и она будет называться опистодом.
Таким образом, мы видим компактный, ясный, простой и четкий план, где все помещения нанизаны на одну ось.








6. Архитектурные памятники периода архаики

Для эволюции архаических дорических храмов характерен переход от тяжеловесных и приземистых пропорций к пропорциям более стройным и гармонически ясным. Более ранние храмы нередко имели слишком грузные капители или слишком короткие стволы колонн; соотношение количества колонн на длинных и торцовых сторонах часто было таким, что храм оказывался чрезмерно вытянутым в длину; иногда на фасаде ставилось нечетное число колонн, что не давало возможности выделить главный вход и сделать его главной осью композиции. Постепенно все эти недостатки исчезали.

Ранняя архаика
Большинство архитектурных памятников ранней архаики выполнены на рубеже 7 и 6 вв. до н.э. От этой эпохи до нас дошли исключительно дорические периптеры. Первые постройки архаики выполнены из известняка. Мрамор появляется лишь в последних памятниках архаики, да и там мраморной будет только черепица. Переход к мрамору начинается с крыши, потому что на храм смотрят, начиная с крыши. Отчасти интерес к мрамору связан с мировоззрением древних греков: известняк дает аморфность, а мрамор – четкость линии, потому он и станет играть такую важную роль в классике.
Один из древнейших дошедших до нас памятников архитектуры архаики – храм Геры в Олимпии (Герайон, конец 8 в. до н.э. – начало 6 в. до н.э., илл. 5), от которого до нас дошли не только фундаменты, но и остатки колоннады. Изначально он включал в себя сырцово-деревянную конструкцию и деревянную колоннаду, которую постепенно заменяли на каменную. Строительство храма велось в 4 этапа. Сравнивая их, мы можем проследить всю эволюцию дорического ордера.
Сначала храм был сырцово-деревянный, без колоннады. Так он простоял менее 80 лет.
Храм обнесли перистасом (наружной галереей). Интересно, что в течение почти 200 лет греческие мастера фокусируются на экстерьере храма, игнорируя его интерьер. Ситуация изменится лишь в конце архаики и начале классики. Также здесь нет осевой композиции и фасадности, столь важных для египетской архитектуры. Здесь важна не регламентация пути, а вписанность памятника в окружающее пространство.
Храм с 6-колонным портиком и продольной стеной в 16 колонн (то есть узкий длинный храм). Задача галереи – продемонстрировать представление о храме и его структуре.
Исчезают внутренние опоры. Деревянная колоннада полностью заменяется на каменную, так что дополнительные опоры более не нужны. Появляются нефы.
Как уже отмечалось, колоннаду меняли с деревянной на каменную постепенно, поэтому можно проследить и эволюцию колонны – эхин становится со строго диагональным абрисом, диаметр колонны уменьшается. Если первые колонны вырезаны целиком из куска мрамора, то позже они становятся наборными, из нескольких кусков. Появляется энтазис. Стилевые отличия и размеры колонн настолько разнообразны, что их разновременность не вызывает сомнений. Храм имел наос, пронаос и опистодом (второй вход, закрытый от целлы. В наосе имелось 2 ряда пристенных колонн. Расстановка колонн в Герайоне отличается регулярностью, несвойственной позднейшим дорическим постройкам. Угловые интерколумнии Герайона были сужены на 20-30 см по сравнению с соседними - это первое сужение, отмечаемое в греческом зодчестве.
Еще один памятник – храм Аполлона в Ферме (около 640-630 гг. до н.э.). Храм имел 5х15 деревянных колонн на круглых каменных базах, в 6 в. до н.э. колонны были заменены на каменные.
Также стоит упомянуть храм Афины Пронайи (середина 7 в. до н.э., илл. 6). Точный план неизвестен. Толос. Его колонны были самыми стройными в греческой дорике и имели наибольшее утончение. Колонны относят к 640г. Древняя форма капителей: на сплющенном эхине лежала очень широкая абака.

Зрелая архаика
В 7 веке до н.э. активно идет процесс колонизации, и многие важные памятники создаются на территории колоний (Италия, Испания, Причерноморье). На 6 век до н.э. приходится строительный бум. Архитектура используется как инструмент пропаганды и воплощения идей о мире и основах греческой культуры. Архитектура периода зрелой архаики активно сочетает вертикали и горизонтали. Роль колоннады не так велика, для храмов характерны массивные колонны и маленькие интерколумнии. В колонне мощная абака сочетается с тонкой шейкой колонны. Во фронтоне доминирует тупой угол большой величины («давящая» крыша). Мощная линия архитрава и триглифо-метопного фриза. Преодоление этих черт и станет эволюцией архитектуры архаики.
Перечисленные ниже памятники были построены в Великой Греции (южная Италия и Сицилия). Здесь происходит столкновение греческой культуры с этрусской и италийской и рождается особая культурная традиция. Среди ее характерных черт: огромные размеры храмов, преобладание дорического ордера с некоторыми ионическими чертами (страсть к богатому декору), стремление к регулярности в построении планов
К началу зрелой архаики относится храм Аполлона в Сиракузах (570-560 гг. до н.э., илл. 7). В это время Аполлон является покровителем колоний и одним из ведущих богов пантеона. Здесь важна идея космоса как борьбы, и в архитектуре подчеркивается мощь и сила, поэтому храм выглядит таким массивным и мощным. Высота колонны равна высоте антаблемента и фронтона вместе взятых, усиленная линия архитрава и капители усиливают идею предельного давления, в колоннах мало канелюр – всего 14, хотя в той же архаике их чаще будет 20. Триглифы поставлены очень плотно друг к другу, за счет этого пространство визуально уплотняется, создается динамичный вертикальный ритм. Тупой угол фронтона придает храму некоторую распластанность.
Еще один памятник этого времени – храм Артемиды на о. Корфу (около 600 г. до н.э., илл. 8). Типично ионийская черта: 8 колонн по торцевой стороне. 17 по продольной. Древнейший полностью каменный дорический периптер. Особенностью храма была фронтонная скульптура (590-585гг.), центральной фигурой является горгона Медуза (подробнее об это см. билет по скульптуре). Очень высокий антаблемент (антаблемент + фронтон = высота колонны). Расстояние между колоннами становится больше, мастера стремятся к облегчению антаблемента, что особенно важно для всего периода зрелой архаики. Сохраняется мощный тупой угол фронтона.
Главный памятник зрелой архаики – архитектурный ансамбль в Пестуме (Посейдонии). Он включает в себя два сакральных участка. На первом располагается храм Геры I («Базилика» в Пестуме, 560 г. до н.э., илл. 9). Колоннада храма Геры I насчитывает 9х18 колонн. Если до этого продольное количество колонн было произвольным, то теперь оно подчинено определенной формуле (Портик Х 2). Горизонтальная колоннада усиливается маленькими интерколумниями и потому воспринимается целиком, без выделения отдельных колонн. Этот памятник, по сути, – типичная дорика, но есть и элементы ионики: регулярность плана, намечающиеся волюты в некоторых капителях. Главная особенность – форма энтазиса колонн, как бы вспучивающаяся под тяжестью. Таким образом, в «Базилике» подчеркнута прежде всего мощь и устойчивая сила сооружения; но гармония пропорций в ней отсутствует. Расположенный рядом храм Геры II (илл. 10). смотрится совершенно иначе. Благодаря измененным пропорциям этот храм выглядит более стройным и легким. Третий памятник этого ансамбля – храм Афины Деметры в Пестуме (520 – 510 гг. до н.э., илл. 11). О нем речь пойдет ниже.
Завершая разговор об архитектуре зрелой архаики, упомянем также храм Зевса Олимпийского в Сиракузах (около 550 г. до н.э., илл. 12) и храмы С, D, F,G в Селинунте. Храм С («це») в Селинунте (первая половина 6 в. до н.э., илл. 13) демонстрирует более высокие колонны, хотя интерколумнии по-прежнему маленькие. Нет энтазиса.
Поздняя архаика
Архитектура поздней архаики. В это время искусство развивается в нескольких центрах. В частности, начинает складываться ансамбль афинского Акрополя.
Характерный памятник поздней архаики – упомянутый выше храм Афины (Деметры) в Пестуме (520 – 510 гг. до н.э.). Он представляет собой характерную постройку конца архаики. Все пролеты выровнены. Колоннада 6х13, отношение между высотой колонны и антаблементом – 1 к 5. Здесь интересно сочетание элементов двух ордеров: дорической колоннады вокруг храма и ионической колоннады в портике пронаоса. Интересно, что между этими видами колонн есть значительный перепад по высоте.
Еще один важный храм – одно из древнейших сооружений афинского Акрополя – Гекатомпедон («стофутовый», храм Афины Полиади, «Афины покровительницы полиса», илл. 14). Он стоял на месте нынешнего Эрехтейона. Его строительство шло в два этапа. Первый храм небольших размеров был построен в 570 – 560 гг. до н.э., однако он не удовлетворил заказчика, и в 530 г. до н.э., на рубеже зрелой и поздней архаики, его перестроили. Именно в это время осознается необходимость 6-колонного портика. Так достигается компактный размер, в большей степени проявляется идея вертикали. В колоннаде храма происходят заметные изменения. Интерколумний увеличивается, теперь колонну можно выделить как самостоятельный и очень важный элемент, который обнажает вертикаль здания. Космос в эту эпоху не воспринимается как идея борьбы, скорее, речь идет о гармоническом взаимосочетании. Поэтому происходит зрительное облегчение работы конструкции. Капитель приобретает более четкие очертания, эхин тоже становится более простым и четким, из его силуэта уходит распластанность. В антаблементе уменьшается высота архитрава. Тем не менее, мощный триглифо-метопный фриз и коробка фронтона остаются неизменными. Храм заключал в себе целлу Афины с восточной стороны и целлу Посейдона с двойным адитоном – с западной. По характеру ордера храм Афины Полиады близок к коринфскому. Фронтон украшался скульптурами.
Одним из наиболее совершенных сооружений поздней архаики был храм Аполлона в Коринфе (Пелопоннес, вторая половина 6 в. до н.э., илл. 15). По своей архитектуре храм Аполлона – дорический [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с шестью колоннами на фасаде и пятнадцатью – на продольных сторонах. Портики уже не имеют такой увеличенной по сравнению с целлой ширины, которая характерна для построек ранней архаики. План уже приближается к планам классической эпохи, но пропорции его еще сильно вытянуты. Его колонны и антаблемент в древности были покрыты прекрасной тонкой штукатуркой и раскрашены. Крепкие и тяжелые колонны поставлены довольно часто. Высеченные из пористого известняка, они сильно сужались в верхней части. Эхин и абака имеют большой вынос – выступающие капители подчеркивали массивность лежащего на них антаблемента Еще одна важная деталь: здесь на смену известняку, который крошится и не дает четкой прямой линии и блестящей поверхности, приходит мрамор. Смена материала начинается с крыши, поскольку она видна издалека и играет решающую роль в восприятии храма. . В этом храме на первый план уже выступает ясность и гармоничность пропорций, монументальная строгость архитектурных форм, поэтому его следует рассматривать как непосредственного предшественника замечательных храмов классического периода, сочетающего в себе черты и классики, и архаики.
Наконец, обратимся и к архитектурному ансамблю поздней архаики. Речь идет о храмовом комплексе Дельфийского святилища (6 век до н.э., илл. 16). Вероятно, этот храм и храм Аполлона в Коринфе строила одна бригада мастеров. Дельфы в то время являлись важным религиозным центром и святилищем. Здесь восседал дельфийский оракул и сюда приносили богатые пожертвования со всей Греции. Для строительства здесь приглашались ведущие мастера, так что можно сказать, что именно эти памятники подводят итог искусству архаики и подготавливают эпоху классики.
В состав архитектурного комплекса входило множество зданий. Раскопками открыты: храм Аполлона Пифийского (6 – 7 вв.до н.э.), сокровищницы сифносцев (около 525 г. до н.э.), афинян (начало 5 в. до н.э.), стоя (галерея-портик) афинян (475 г. до н.э.), театр (2 в. до н.э.), стадион (6 век до н.э.) и другие сооружения.
Ведущую роль здесь играл храм Аполлона (илл. 17, периптер 6х15 колонн с широким интерколумнием, сильно вытянутое помещение, состоявшее из пронаоса, трехнефной целлы и опистодома). Согласно мифу, первый храм Аполлона в Дельфах представлял собой хижину из лавровых ветвей, второй был сделан из пчелиного воска, третий из меди, а четвертый был построен мифическими строителями Трифоном и Агамидом с помощью самого Аполлона. Очевидно, именно этот храм, выстроенный из туфа, погиб в пожаре 548 г. до н.э. Храм, который появился после него, был построен на взносы, собранные по всей Греции и у иностранных владык. Он был окончен около 510 г. до н.э. Выстроен он был из туфа с мраморной облицовкой. Темой восточного фронтона стало явление Аполлона: приход бога в Дельфы в сопровождении своей сестры, Артемиды, и своей матери, Латоны. В центре композиции была изображена колесница с этими богами, а справа и слева – мужские и женские фигуры. На западном фронтоне изображена сцена гигантомахии, от которой сохранились только фигуры Афины, павшего гиганта, фигура мужчины и передние части двух лошадей.
Землетрясение 373 г. до н.э. уничтожило архаический храм, и святилище повторно прибегло к общегреческой помощи для его восстановления. Третья Священная война воспрепятствовала работам, и только в 330 г. до н.э. храм был вновь передан жрецам для совершения священнодействий. Построен он был по тому же плану и практически в тех же размерах. Этому-то храму и принадлежат развалины, которые мы наблюдаем сегодня.
Отметим его основные моменты:
Храм Аполлона располагался высоко в горах. При его планировке определяющую роль играла следующая идея: храм не доминирует над пространством, а вписывается в него и выделяется на фоне природы как идея космоса, противостоящего хаосу. Отсюда две важных задачи: формирование системы точек зрения на храм и взаимодействие храма и окружающего пейзажа.
Специально для этого комплекса была рассчитана особая живописная планировка. Храм нужно лишить фронтальной точки зрения, поэтому дорога к нему петляет по склону холма, а не идет прямо как ось. Храм постоянно виден, но при этом он не виден все время с одной точки зрения. Таким образом, он постоянно воспринимается заново.
В храме сочетаются брутальная каменная кладка и четко выстроенная архитектура. Космос побеждает над хаосом.
Нет застройки в красную линию. Отчасти это сделано как знак противостояния врагам – ахеменидскому Ирану, с которым Греция вскоре вступит в войну и который предлагает как раз вариант застройки в красную линию (взять хотя бы Персеполь).
Храм возвышается на платформе. Идея борьбы горизонтали и вертикали, колонны и антаблемента, здесь более не актуальна: очевидно, что идея вертикали доминирует и играет принципиальную роль.
Важным элементом архитектурного образа является пейзажное окружение.
Среди прочих памятников комплекса стоит упомянуть сокровищницу афинян в Дельфах (510 – 507 гг. до н.э., илл. 18). Стройные колонны портика по пропорциям близки к классическим.

Памятник переходного периода от архаики к классике
Храм Афины Афайи на о. Эгина (около 500 г. до н.э., илл. 19) стоит на границе архаического периода и эпохи расцвета. Этот памятник строится в эпоху греко-персидских войн. Именно около острова Эгина был разбит персидский флот, поэтому храм выстраивается как напоминание – персы могли видеть его из захваченной ими Ионии. По типу это периптер, 6х12 колонн. План храма мог бы быть типическим периптером эпохи расцвета: его целла состояла из пронаоса с 2-мя колоннами в антах, такого же опистодома и наоса.
Черты архаики здесь: фриз больше архитрава. Высота антаблемента трижды укладывается в высоте колонны. Архаичность: колонны на боковых сторонах храма стоят теснее, чем на торцевых. Курватуры отсутствуют. Важно, что здесь впервые осознается необходимость продумать сочетание интерьера и экстерьера. Внутри здесь была построена двухъярусная внутренняя колоннада. Очевидно, перед строителями стояла задача разработать компактный храм с дополнительными помещениями (хорами). Колонны ставятся реже, антаблемент и фриз облегчаются. Коробка фронтона остается неизменной. В эгинских фронтонных скульптурах также чувствуются новые искания. Подробнее о скульптурном оформлении этого храма см. билет по греческой скульптуре.

Ионические постройки эпохи архаики
Ионическая архитектура в архаический период развивалась в том же направлении, что и дорическая. Она отличалась от дорики большим богатством декорации, большим изяществом и легкостью. Даже старому типу храма «в антах» ионический ордер придал необычайно нарядный облик; например, сокровищница сифнийцев в Дельфах с фигурами празднично одетых девушек (кор) вместо колонн.
Для храмов Ионии, то есть городов побережья Малой Азии и островов, характерны особенно большие размеры и роскошь убранства. В этом сказалась тесная связь городов-государств малоазийской Греции с культурой Востока. Храмы эти оказались в стороне от основной линии развития греческой архитектуры. Архитектура греческой классики широко разработала все лучшие стороны ионического ордера, но осталась чуждой пышной роскоши этих грандиозных храмов архаической Ионии; эта черта ионической архитектуры получила свое дальнейшее развитие лишь в период эллинизма.
Говоря об ионическом ордере в его малоазийском варианте, следует упомянуть следующие памятники: храм Геры Самосской и храм Артемиды Эфесской. Оба они были огромных размеров.
Храм Геры на острове Самос (илл. 20) просуществовал с первой половины 8 века до н.э. до конца 6 века до н.э., когда он был уничтожен. Это – первый периптер в греческом зодчестве. Для него важны осевая композиция и гигантский размер. Крыша храма по-видимому была плоской. Все колонны стояли на простейших каменных базах.
Также известностью пользовался первый храм Артемиды в Эфесе (илл. 21), законченный во второй половине 6 в. до н. э. достигавший более 100 м в длину. Он был сожжен Геростратом в 356 г. до н.э., затем восстановлен в перестроенном виде, а в 3 веке н.э. его разрушили готы. Храм этот был не периптером, а диптером – его колоннада была двойной. Глубокий пронаос состоял из четырех рядов колонн, по две в каждом ряду. Колоннада 8х20. Передние ряды колонн, между которыми проходила лестница, имели базы на высоких барабанах, украшенных рельефами и завершавшиеся валом. Стволы колонн имели от 40 до 44 каннелюр плоского профиля с острыми ребрами. Здесь были представлены капители разных типов, но все имели сильно развитый эхин и вытянутую в плане абаку. Колонны на западном и восточном фасаде опирались на барабаны, украшенные скульптурными рельефами.
По сравнению с дорическими периптерами храм Артемиды в Эфесе поражал своей величиной и великолепием, богатой игрой светотени и сложным ритмом сменяющихся рядов колонн, но ему недоставало строгой соразмерности и ясной простоты, присущей дорическим храмам поздней архаики.

Хронологию памятников архаической архитектуры можно представить в виде нехитрой таблички:

Период


Памятник и его особенности


Ранняя архаика


Храм Геры в Олимпии (Герайон, конец 8 в. до н.э. – начало 6 в. до н.э.)
Храм Аполлона в Ферме (около 640-630 гг. до н.э.)
Храм Афины Пронайи (середина 7 в. до н.э.)



Зрелая архаика


Храм Аполлона в Сиракузах (570-560 гг. до н.э.)
Храм Артемиды на о. Корфу (около 600 г. до н.э.)
Ансамбль в Пестуме (Посейдонии): храм Геры I («Базилика» в Пестуме, 560 г. до н.э.), храм Геры II.
Храм Зевса Олимпийского в Сиракузах (около 550 г. до н.э.) Храм С («це») в Селинунте (первая половина 6 в. до н.э.)




Поздняя архаика


Храм Афины (Деметры) в Пестуме (520 – 510 гг. до н.э.)
Гекатомпедон («стофутовый», храм Афины Полиади, «Афины покровительницы полиса», 530 г. до н.э.)
Храм Аполлона в Коринфе (вторая половина 6 в. до н.э.)
Храмовый комплекс Дельфийского святилища (6 век до н.э.). Здесь важны храм Аполлона и сокровищница афинян в Дельфах (510 – 507 гг. до н.э.)



Памятник переходного периода от архаики к классике


Храм Афины Афайи на о. Эгина (около 500 г. до н.э.)



Ионические постройки эпохи архаики


Храм Геры на о. Самос (первая половина 8 в. до н.э. – 6 в. до н.э.)
Храм Артемиды Эфесской (6 в. до н.э. – 356 г. до н.э.)




7. Заключение

Роль эпохи архаики в развитии греческой архитектуры чрезвычайно велика. Именно в это время складывается ордерная система и создается в общих чертах система греческого храма и архитектурного комплекса, что позволит появиться величайшим памятниками греческой архитектуры эпохи классики и в частности – афинского Акрополя.
Иллюстрации и приложения

1.Карта Древней Греции


2. Дорический и ионический ордер. Схемы




3.Типы древнегреческих храмов. Схемы


8[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]9[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

91 – храм в антах, 2 – простиль, 3 – амфипростиль, 4 – периптер, 5 – диптер, 6 – псевдодиптер, 7 – толос, 8 – моноптер, 9 – мегарон.


3.План древнегреческого периптера

А – адитон. Он имеет свой вход, как и пронаос, но при этом в него нет прохода из целлы. Адитон в храме выполняет роль казны, где хранятся сокровища. Он не связан с целой, потому что не несет сакральную функцию (впрочем, последнее замечание актуально только для Аттики и Пелопоннеса). Позже появится новый тип храма, в котором задняя часть храма будет соединяться с целлой, но не будет иметь самостоятельного выхода, и она будет называться опистодом.
Б – наос/целла. Основная часть храма, располагающаяся между колоннами, – неф.
В – пронаос (вход).

Аксонометрия периптера, так сказать, античность в 3D:








5. Храм Геры в Олимпии (Герайон, конец 8 в. до н.э. – начало 6 в. до н.э.)




6. Храм Афины Пронайи (середина 7 в. до н.э.)


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





7. Храм Аполлона в Сиракузах (570-560 гг. до н.э.)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


8. Храм Артемиды на о. Корфу (около 600 г. до н.э.)




9. Храм Геры I («Базилика» в Пестуме, 560 г. до н.э.)










10. Храм Геры II в Пестуме







11. Храм Афины (Деметры) в Пестуме (520 – 510 гг. до н.э.)









12. Храм Зевса Олимпийского в Сиракузах (около 550 г. до н.э.)




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



13. Храм С («це») в Селинунте (первая половина 6 в. до н.э.)


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

14. Гекатомпедон (храм Афины Полиади, 530 г. до н.э.). Остатки перед Эрехтейоном на афинском Акрополе


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


15. Храм Аполлона в Коринфе (вторая половина 6 в. до н.э.)


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


16. Храмовый комплекс Дельфийского святилища (6 век до н.э.) План: 1 храм Аполлона; 2 театр; 3 12 сокровищницы (3 сикионцев, 4 сифнийцев, 5 фиванцев, 6 потидейцев, 7 афинян, 8 т. н. эолийская, 9 киренцев, 10 аканфян, 11 коринфян, 12 книдян); 13 пританей; 14 15 святилище Диониса; 16 булевтерий; 17 святилище Посейдона; 18 стоя афинян; 19 лесха книдян.






17. Храм Аполлона в Дельфах


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



18. Сокровищница афинян в Дельфах (510 – 507 гг. до н.э.)
Справа фото, слева – реконструкция


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






19. Храм Афины Афайи на о. Эгина (около 500 г. до н.э.)





20. Храм Геры на о. Самос (первая половина 8 в. до н.э. – 6 в. до н.э.). План




21. Храм Артемиды Эфесской (6 в. до н.э. – 356 г. до н.э.). Реконструкция


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













13PAGE 15


13PAGE 141215




Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3Типы древнегреческих храмовРисунок 4Типы древнегреческих храмов

Приложенные файлы

  • doc 9242815
    Размер файла: 4 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий