Dyakonova, YuN 1984, ‘Family tribal customs and rites in the Yakut fairy tales’, Fol&#39klor narodov RSFSR, Ufa, pp. 90-96, (in Russian). Dyakonova, YuN 1985, The influence of the Russian fairy folklore on the Yakut language, report, Yakutsk, pp. 82-83, (in Russian).


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
УДК 398(=512.157)



https://doi.org/10.24158/fik.2017.
5.11

Маркова Марианна Филипповна


кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории России

Северо
-
Восточного федерального университета

им. М.К. Аммосова


ФОЛЬКЛОРНЫЕ МАТЕРИАЛ
Ы

КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧ
ЕНИЮ

ЭТНОГРАФИИ ЯКУТОВ



Аннотация
:

В статье рассматривается история этногра-
фического изучения якутов на основе фольклор-
ных материалов в
XX

в. Особо отмечается роль
исследователей в сборе и изучении фольклора,
который представляется одним из важнейших
источников по изучению традиционной куль-
туры саха.


Ключевые слова:

фольклор, традиционная культура, этнос, этно-
графические исследования, этни
ческая история,
олонхо,
якуты.







Markova Marianna Filippovna


PhD in History,

Assistant Professor,

Russian History Department,

North
-
Eastern Federal University


FOLKLORE MATERIALS

AS
A

SOURCE
FOR

THE
STUDY OF

THE YAKUT
S ETHNOGRAPHY



Summary:

The article is devoted to the history of
the e
thnographic
study of the Yakuts

in the 20
th

century
based on

folk-
lore materials.
The author

make
s

particular reference to
the

role of the researchers in
collection and study of
folklore. The f
olklore

is conside
red to be

one of the
most important
sources for

studying

the
traditional cul-
ture of the Sakha people.


Keywords:

f
olklore, traditional culture, ethnos, ethnographic re-
search
es
,
e
thnic history,
olonkho,

Yakuts.





Фольклор


устное народное творчество


содержит уникальный материал по изучению лю-
бого этноса. Значение его еще более усиливается, когда речь идет о бесп
исьменном в прошлом
народе



таком
, как

якуты (самоназвание
саха
). В фольклоре отража
ю
тся мировоззрение этноса,
его культура, древняя история.

Понимание необходимости сохранения фольклора для будущих
поколений подталкивало исследователей
к

его сбор
у
, письменн
ой

фиксаци
и

в начале
XX

в.

В 1910

1930
-
е гг. в Якутии осуществля
лись
сбор и изучение якутского
фольклора
. В начале
века А.Е. Кулаковским бы
ли собраны
языковые и фольклорные

материалы,
которые легли в ос-
нову ©Материалов

для изучения верований древних якутовª [1]. Исследователь подчеркивал зна-
чение фольклора как ценного материала для изучения саха.

По его мнению, упоминания в фоль-
клоре о таких обитателях более теплых мест, чем Якутия, как ©тэбиэнª (верблюд), ©хойª (овца),
©хахайª (лев), ©баабырª (тигр),
а
также
о
соколиной охоте, свидетельствуют о южном происхож-
дении предков я
кутов. Сведения о родосл
овных,

миграциях племен
,

об эпохе ©кыргыс уйэтэª
(эпоха войн) содержатся в исторических легендах.

В ©Материалах

ª А.Е. Кулаковского отра-
жены

сведения о хозяйственных

занятия
х
, орудия
х труда и охоты, жилых и хозяйственных

по-
стройк
ах, утвари, традиционной пи
ще, вооружении, социальных

отношения
х

саха. В работе со-
держ
и
тся
информация

о древнеякутских обычаях ритуального самоубийства, способах захоро-
нения, кровной мести и т.

д.

[2].

При Якутском отделе народного образования

был создан подотдел изучения Якутской г
у-
бернии.
В

нем имел
и
сь секции этнографии и лингвистики. Научный отдел Якутского наркомпроса
выпустил ©Сборник материалов к изучению Якутииª. В нем содержатся материалы А.Е. Кулаков-
ского по мифологии саха, народные предания, собранные М.М. Носовым. В первой

книге ©Запи-
сокª Якутское краевое географическое общество опубликовало ©Материалы для изучения веро-
ваний якутовª. В 1925 г. сборник А.Е. Кулаковского ©Якутские пословицы и поговоркиª публику-
ется во втором выпуске трудов научно
-
исследовательского общества ©
Саха кэскилэª. Сборник
содержит 960 пословиц и поговорок, материалы по якутской мифологии и религии. Третий выпуск
трудов
о
бщества содержит статью М.М. Носова ©Предки

якутов по преданиям потомковª

[3
].

Фольклор рассматривается П.А. Ойунским (Слепцовым) как

ценный ист
орико
-
этнографи-
ческий источник

[4
]. И.В. Константинов отмечал, что ©П.А. Ойунский еще в 20
-
х г
г.

близко подо-
шел к современному пониманию значения героического эпоса как своеобразного по характеру,
замечательного по богатству историко
-
этнографиче
ского источника и уловил направление задач
изучения олонхо и практического использования его мате
риала в научных исследованияхª

[5
].
Свои историко
-
этнографические построения исследователь делал преимущественно на основе
лингвистических и фольклорных матери
алов.

П.А. Ойунский

выдви
нул

тезис о южном происхож-
дении саха. По мнению автора, в олонхо


якутском

героическом эпосе, нашли отражение соци-
альный строй якутов и черты

их традиционной культуры: способы охоты, постройки, обработки
кожи, изготовления домашне
й утвари и орудий труда, космогонические представления якутов, их
религиозные верования, праздники, обычаи, мораль, отношение к семье и браку, способы и сред-
ства традиционной медицины, метрологии. Из
30

разных вариантов исследователь составил
олонхо ©Нюргу
н Боотур Стремительныйª. В.В. Державин перевел текст данного олонхо на рус-
ский язык, а в 2012 г. историк
-
востоковед Е.С. Сидоров заново перевел его
и сопроводил

науч-
ными комментариями. Группа под руководством А.В. Находкиной перевела олонхо на английский
я
зык, что сделало его доступным для мирового научного сообщества. По инициативе П.А. Ойун-
ского в 1935 г. был основан
Н
аучно
-
исследовательский институт языка и культуры, основны
ми

задач
ами

которого стали сбор фольклорного материала и изучение устного народного творче-
ства. Благодаря этому в архиве ЯНЦ СО РАН в настоящее время хранится 163 записи олонхо.


Сборник мифов и легенд ©Эллэйадаª Г.В. Ксенофонтова, ярк
ого

представител
я

якутской
научн
ой интеллигенции, ученого
-
этнографа, фольклориста, религиоведа, мифолога, состоит из
свыше 30 вариантов генеалогических легенд и преданий о первопр
едках якутов


Омогое

и Эл-
лэе [6
]. Он признавал значение фольклора как источника в этнографических исследован
иях. При
сборе материалов по фольклору Г.В. Ксенофонтов предлага
л

очень внимательно, бережно от-
нестись к изучаемому явлению, подтверждать другими фактами выявленные его признаки.

Немаловажное значение в изучении фольклора саха имела публикация Академией на
ук в
1929 г. ©Образцов народной литературы якутовª С.В. Ястремского с предисловием

видного тюр-
колога С.Е. Малова и вводной статьей автора ©Народное творчество якутовª. В ©Образцах

ª
приведены произведения основных жанров якутского фольклора в переводе на р
усский. В при-
ложении содержится статья ©Остатки

старинных верований у якутовª

[7
].

В примечаниях

©Словаря якутского языкаª академика Э.К. Пекарского содержатся поясне-
ния по
якутскому фольклору и религии

[8
].

Особое значение в сборе фольклорных материалов с
ыграли две фольклорно
-
этнографи-
ческие экспедиции Института языка, литературы и истории


в

вилюйские (1937 г.) и северные
(1939 г.) район
ы Якутии. Начиная с 1925 г., С.
И. Дьячковски
й

(Боло) занимался сбором историче-
ских преданий и легенд, олонхо, песен и с
казок
.

Им составлено около 100 родословных таблиц
саха. Работа ©Прошлое якутов до прихода русских на Лену (по преданиям якутов бывшего Якут-
ского округа)ª является итогом собирательской деятельности этого замечател
ьного фольклори-
ста, этнографа

[9
]. Фольклор
ный сборник освещает древнюю историю якутов до 30
-
х г
г.

XVII

в.
А.П. Окладников высоко оценивал работу С.И. Боло: ©
К
нига эта была своего рода исторической
хрестоматией, давшей фольклорные ответы на многие вопро
сы истории якутского
народа…ª

[10
]. В связи с
©делом П.А. Ойунскогоª в то время работа С.И. Боло была изъята из
обращения.
Ее переиздание было произведено

лишь в 1994 г. Считается, что для бесписьмен-
ного этноса через фольклор передается информация от поколения к поколению. С.И. Боло об-
ратил внимание н
а фольклорный материал как на источник данной информации и использовал
его для изучения этнографии саха. В рукописном фонде Якутского научного центра хранятся со-
бранные С.И. Боло материалы по историческому фольклору якутов

и других северных народов,
их язы
ку, верованиям, мифологии, народной медицин
е,

метеорологии и топонимике

[11
].

В

1937 г. С.И. Боло и А.А. Саввин были направлены
Институтом языка, литературы и исто-
рии
в Вилюйскую экспедицию. Данная экспедиция охватила районы, расположенные по сред-
нему и
нижнему течени
ю

Вилюя. А.А. Саввин считал, что по историческим преданиям можно
установить причины и пути миграций, этнические взаимоотношен
ия и состояние

родовых об-
щин

[12
]. В 1939 г. С.И. Боло и А.А. Саввин были отправлены институтом в новую экспедицию.
А
.А.

Саввин изучал северные районы Якутии. В результате был собран огромный массив фоль-
клорного материа
ла северных якутов
. В настоящее время материалы, собранные и написанные
А.А.

Саввиным (примерно 300 п
ечатных

л
истов
), хранятся в рукописном фонде Якут
ског
о науч-
ного центра СО РАН [13
].

А
.А. Поповым, крупным ученым
-
этнографом и фольклористом,

опубликованы тексты по
разн
ым жанрам якутского фольклора

[14
].

Сборник предваряет статья академика А.Н. Самойло-
вича ©Старинная устная литература якутовª.

Фольклорный сб
орник состоял из материалов, со-
бранных А.А. Поповым, Г.А. Неустроевым и др. Это образцы произведений самых разных жанров
якутского фольклора. А.А. Поповым осуществлен перевод олонхо ©Куруубай хааннаах Кулун Кул-
лустуурª (©Строптивый Кулун Куллустуурª), запи
санн
ого

В.Н. Васильевым, сотрудником Омского
краевого музея, участником Якутской экспедици
и

АН СССР еще в 1906 г. Текст данного олонхо
корректировала М.Н. Андросова
-
Ионова.

М.Н. Андросова
-
Ионова является автором четырех песен, которые были опубликованы.
Ею

переведены на русский язык якутские загадки [15]. Ее статьи по этнографии якутов хранятся
в Санкт
-
Петербургском отделении Архива Российской академии наук [16]. За вклад в изучение
якутского языка, фольклора и верований она была награждена Российским геогр
афическим об-
ществом малой золотой медалью [17].

В 1940
-
е гг. появляются работы С.И. Боло и А.П. Окладникова по историческому фольклору
саха

[18
]
,

статьи Г.У
. Эргиса

(Гермогенов
а
)
историографического плана
о якутском фольк-
лоре

[19
], работы по
отдельным фоль
клорным жанрам [20
]. Г.У. Эргис

подготовил к изданию ©Ис-
торические предания и рассказы якутовª, ©Якутские сказкиª, ©Якутские песниª. Он перевел на
русский

и изучал олонхо
©Дьулуруйар Ньургун Боотурª [21
]. Исследователь обращал внимание
на изучение различны
х жанров якутского фольклора (мифологии, обрядовой поэзии, малы
х жан-
ров
). Сборник ©Исторические предания и рассказы якутовª содержит предания о происхождении
некоторых якутских родов, их расселении, хозяйстве, вооружении и верованиях. Исследователь
во
введении к ©Оч
еркам по якутскому фольклоруª

обращает внимание на термин ©юч куры-
канª

[22]
. При этом им выдвигается предположение, что это был союз трех родовых групп или
племен. Г.У. Эргис считал, что упоминаемые в легендах предки саха (Омогой Баай, Эллэй,

Улуу
Хоро) являются образами трех компонентов, участвовавших в этногенезе саха. Г.У. Эргисом про-
водятся параллели между жанрами якутского народного творчества с фольклором сибирских
тюрков и монголов. В работе ©Землепользование у якутов по их историческим

лег
ендам, преда-
ниям и рассказамª

им высказывается предположение о заселении окраин Якутии в эпоху ©кыргыс
уйэтэª, т.

е. в начале
XVII

в
.

[23]
.

Во второй половине
XX

в. Институтом языка, литературы и истории организовывались экс-
педиции по сбору
образцов
ус
тного народного творчества, что позволило обогатить фонд фоль-
клорных материалов Якутского научного центра. Фольклорные материалы рассматривались ис-
следователями как этнографический источник. Это подтверждается работами Н.К. Антонова,
И.В. Пухова, Н.А. Алек
сеева, Н.В. Емельянова, В.Т. Петрова, В.В. Илларионова, Е.С. Сидо-
рова

[24].
В

работе Е.С. Сидорова ©Очерки по олонхоª

проведены сопоставительные параллели
материалов олонхо с мифологией, эпосом и культурой восточных этносов
.

Характеристика эпоса, его
сюжетной структуры и

персонажей содержится в работах
Н.В.

Емельянова. Шаманский фольклор освещается в работах П.Е. Ефремова, загадки и песни


С.П. Ойунской, а сказки и
их

связи

с обрядом


Ю.Н. Дьяконовой [25
]. В сери
ю

©Эпос народов
СССРª включены олонхо
И.Г. Теплоухова
-
Тимофеева ©Строптивый Кулун Куллустуурª, олонхо
©Кыыс Дэбилийэª и ©Могучий Эр Соготохª, подготовленные фольклористам
и во главе с
Н.В.

Емельяновым

[26
].
В наше время олонхо признано ЮНЕСКО шедевром мировой духовной
культуры. Это стимулировало реализацию Институтом гуманитарных исследований (ныне

ИГИиПМНС) издания многотомной серии ©Саха боотурдараª и выпуск недавно основанным
Н
аучно
-
исследователь
ским институтом
о
лонхо серии ©Саха олонхолороª, что, безусловно, обо-
гатило источниковедческую базу этнографических исследований.

Современные исследователи рассматривают
и используют
ф
ольклорные материалы в ка-
честве одного из источников при изучении проблем

этнической истории, традицио
нной культуры,
мифологии саха

[27
].

Таким образом, в течение всего
XX

в. производились сбор, фиксация и изучение фольк-
лора. Если в первой половине века производилась в основном работа по сбору и письменной
фиксации фольклорных
материалов, то со второй половины века
осуществляется

использование
их в качестве источника для изучения этнографии якутов.


Ссылки:


1.

Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований древних якутов //

Записки Якутского краеведческого геогра-
фического об
щес
тва.
Кн. 1. Якутск, 1923.

С. 102

213, 257

308.

2.

Там же.

С. 257

308.

3.

Носов М.М. Предки якутов по преданиям потомков // Сб
орник

тр
удов

исслед
овательского

об
щест
ва ©Саха кэскилэª.
1926. Вып. III. С. 26

42.

4.

Ойунский П.А.
: 1)

Происхождение якутов

//

Чолбон.
1928.


5

6

;
2)

Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержа-
ние

// Сборник трудов научно
-
исследовательского общества
©
Саха кэскилэ
ª.
1927.
Вып.
I

(4)

;
3)

Якутский язык и
пути его развития // Ойунский

П.А
. Русско
-
якутский термино
-
о
рфографический словарь.
М., 1935.

5.

Константинов И.В. Олонхо как историко
-
этнографический источник // Основоположни
к якутской советской литера-
туры :

с
б.

ст.

:
к

80
-
летию со дня рождения П.А. Ойунского. Якутск, 1974. С. 215

220.

6.

Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. Якутск, 1977.

7.

Ястремский
С.В. Образцы народной литературы якутов // Тр
уды Комиссии по изучению
Якутской Республики.
Л.,
1929. Т. 7.

8.

Пекарский Э.К. Словарь якутского языка

: в

3
т. 3
-
е изд
.
, испр
.

и доп.
СПб., 2008.

9.

Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (по преданиям
якутов
бывшего Якутского округа) // Сборник

тр
удов

Н
ауч
но
-
исслед
овательского

ин
ститут
а языка и культуры при СНК ЯАССР.
М.

;
Якутск, 1938. Вып. 4.

10.

Окладников А.П. Вклад С.И. Боло в изучение исторического фольклора Якутии // Тр
уды Института языка, литературы

и истории Якутского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР.
Яку
тск, 1959.
Вып. 1 (6). С. 41.

11.

Архив ЯНЦ СО РАН

(Арх. Якут. науч. центра Сибир. отд
-
ния Рос. акад. наук).

Ф. 4
.

Оп. 12, 14 ;

Ф. 5
.

О
п. 14.

12.

Архив ЯНЦ СО РАН
. Ф. 5
.

О
п. 3
.

Д
. 270
.

Л
. 9.

13.

Архив ЯНЦ СО РАН
. Ф. 4
.

О
п. 12
.

Д
. 3, 14

70.

14.

Попов А.А. Якутский фольклор.
Л., 1936. 320 с.

15.

Андросова
-
Ионова М.Н.

Аан дойду айыллыбыт ырыата // Саха норуотун айымньыта

/

с
ост.: Г.М.

Васильев,

Х.И.

Константинов, В.Н.

Чемезов
.

Якутск
, 1942.
С. 90

97 ; Ее же.

Балыксыттар // Там же. С. 211

215 ; Ее же.
Дьыл
кэлиитин ырыата

// Аагар кинигэ.
М.

;
П
етрогра
д, 1923. С. 23

25

;
Ее же.
Таатта ырыата // Дабаан (Подъем). Альмана
х
землячества якутов в Москве. М. ;

Якутск, 1938. С. 88

100

; Советский фольклор
:

с
б. ст
.

и материалов. М.
;

Л., 1936.
№ 4

5.
С. 242

250.

16.

Архив
Санкт
-
Петербургского отделения Российской академии наук
. Ф. 202
.

О
п. 1
.

Д
. 119. 11 с.

; Ф. 202
.

О
п. 2
.

Д
. 84.
42 с.

;
Ф. 47
.

О
п. 2
.

Д
. 81,

82. 27 с.

17.

Павлов А.А. Слово о М.Н.

Ионовой
-
Андросовой
: к

140
-
летию со дня рождения // Якутский архив.
2004. № 3. С. 21

23.

18.

Боло С.И. Об историческом фольклоре якутов //

Соц
иалистическая

Якутия.
1945.
9 янв
.
; Окладников А.П. Истори-
ческие рассказы и легенды Нижней Лены
.

(Из якутского фольклора.
Тексты

в литерату
рной обработке) // Сборник

М
узея антропологии и этнографии
. 1949.

Т.

II
. С. 74

109.

19.

Эргис Г.У.
: 1)

25 лет изучения якутского фольклора // Доклады на
I

научной сессии Якутской базы АН СССР. Якутск,
1948. С. 61

79 ; 2)
Собирание и изучение якутского фольклор
а // Советская этнография. 1947. № 2. С. 223

228.

20.

Олонхо
.
Отрывки в стихах из сказаний о богатырях
/ п
ер. с якут. С.

Ширвинской // Соц
иалистическая

Якутия. 1947.
2

марта.

21.

Нюргун Боотур Стремительный. Якутск, 1947.

22.

Эргис Г.У. Очер
ки по якутскому фольклору.
М.
, 1974.

23.

Эргис Г.У. Землепользование у якутов по их историческим преданиям, легендам и рассказам // Учен
ые

зап
иски

Ин-
ститута языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР
. 1955. Вып.

III
.

24.

Антонов Н.К. Заметки об
эпосе якутов // Советская тюркология. 1974. № 1. С. 25

27

;
Алексеев Н.А., Емельянов Н.В.,
Петров В.Т. Исторический фольклор якутов // Предания, легенды и мифы саха (якутов). Новосибирск, 1995 ; Илла-
рионов В.В., Илларионова Т.В. Выдающийся исследователь фо
льклора // Якутский архив.
2004.
№ 12. С. 3

8 ;
Пу-
хов

И.В. К вопросу о генетической общности якутского героического эпоса олонхо с эпосом других сибирских наро-
дов

// Национальное и интернациональное в литературе, фольклоре и языке.
Кишинев, 1971. С. 206

21
0

;
Его

же.
Якутские олонхо и калмыцкий ©Джангарª // Проблемы алтаистики и монголоведения. Элиста, 1972.
С. 134

135

;
Его

же. Якутское олонхо и эпос алтайцев // Полярная звезда. 1970. № 3. С. 116

120

; Сидоров
Е.С. Очерки по олонхо.
Якутск
, 2004. 131 с.

25.

Дьяконова Ю.Н. Семейно
-
родовые обычаи и обряды в якутских сказках // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1984.
С.

90

96 ; Ее же. Влияние русского сказочного фольклора на якутский : тез. докл.
II

конф. молодых обществоведов
г. Якутска. Якутск, 1985. С. 82

83 ; Ее
же. Якутская сказка: русско
-
якутские взаимосвязи. Л., 1990 ;
Емельянов Н.В.
Изучение якутского фольклора после Октября // Вопросы филологии. Якутск, 1970. С. 36

40

;
Его

же. Происхождение
якутских пословиц и поговорок // Тр
уды

Я
кутского филиала Сибирского
отделения Академии наук

СССР. 1958. Вып.

I
.
С
. 90

117

;
Его

же
.

Художественные особенности якутских пословиц и поговорок //
Там же
. 1961. Вып. 3. С. 107

129

;
Его же. Сюжеты якутских олонхо. М
.
, 1980.
375 с.

; Ефремов П.Е. О фольклоре Нюрбинского и Сунтарс
кого районов

//
Науч
ное

сообщ
ество

Якутского филиала Сибирского отделения Академии наук
СССР. 1961.
Вып. 6. С. 83

89

; Ойун-
ская С.П. Якутские загадки советского периода // Вопросы филологии.
Якутск, 1970. С. 47

53.

26.

Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос.
Новосибирск, 1993.
330 с. ;
Строптивый Кулун Куллустуур

/

о
лонхосут
И.Г. Теплоухов
-
Тимофеев

; п
ер
.

и кор.
Г.У. Эргиса, И.В.
Пухова

//

Эпос народов СССР. М.
, 1985.
608 с.

; Якутский
героический эпос ©Могучий Эр Сого
тохª. Новосибирск
, 1996.
440 с.

27.

Габышева Л.Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти. Новосибирск, 2009.
143 с. ;
Заха-
рова

А.Е. Архаическая и ритуально
-
обрядовая символика народа саха (по мат
ери
а
лам олонхо).
Новосибирск
, 2004.
312 с.

;
Лу
кина А.Г. Образы олонхо: кинетика и одежда. Якутск, 2010.
143 с. ; Попова Г.С. Триединство в духовной
культуре этноса (на примере саха).
СПб., 2010. 346 с. ;
Решетникова А.П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо
в этнографическом контексте.
Якутск
, 2005.
408 с.

; Стручкова Н.А. Олонхо и основы кинетической куль
туры народа
саха.
Новосибирск
, 2008.
119 с.


References


Alekseev
,

NA, Emelyanov
, NV &

Petrov
,

VT
1995, ‘The h
istorical folklore of the Yakuts
’,

Predaniya, legendy i mify sakha
(yakutov),

Novosibirsk, (in Russian).

Androsova
-
Ionova
,

MN
1923, ‘
D'yl keliitin yryata
’,
Aagar kinige,

Moscow,

Petrograd,
pp. 23
-
25, (in Yakut).

Androsova
-
Ionova
,

MN
1938, ‘
Taatta yiryata
’,

Dabaan (Pod'yem). Al'manakh zemlyachestva yakutov v Moskve,

Moscow,
Yakutsk, pp
. 88
-
100
, (in Yakut).

Androsova
-
Ionova
,

MN
,

Vasiliev,
GM,

Konstantinov,
KhI &

Chemezov
, VN (comps.) 1942
a
, ‘
Aan doydu ayyllybyt yryata
’,

Sakha noruotun ayymn'yta,

Yakutsk,
pp
. 90
-
97
, (in Yakut).

Androsova
-
Ionova, MN, Vasiliev, GM, Konst
antinov, KhI & Chemezov, VN (comps.) 1942
b
,

Balyksyttar,

Yakutsk, pp. 211
-
215, (in Yakut).

Antonov
, NK 1974,


Notes on the epic
poetry
of the Yakuts
’,

Sovetskaya tyurkologiya,
no. 1, pp
. 25
-
27
, (in Russian).

Bolo
, SI 1938,


The past of the Yakuts before
the Russians came to Lena (according to the legends of the Yakuts of the
former Yakut district)
’,

Sbornik trudov Nauchno
-
issledovatel'skogo instituta yazyka i kul'tury pri SNK YAASSR,

Moscow,

Yakutsk,
Issue 4, (in Russian).

Bolo
, SI 1945,

‘T
he historical
folklore of the Yakuts
’,

Sotsialisticheskaya Yakutiya,

January

9
, (in Russian).

Dyakonova
, YuN 1984,

‘Family
tribal customs and rites in the Yakut fairy tales
’,

Fol'klor narodov RSFSR,

Ufa, pp
. 90
-
96
, (in
Russian).

Dyakonova
, YuN 1985,

The influence of the

Russian fairy folklore on the Yakut language,

report,

Yakutsk,
pp
. 82
-
83
, (in
Russian).

Dyakonova
, YuN 1990,

The Yakut fairy tale: Russian
-
Yakut
i
nterconnections,
Leningrad, (in Russian).

Efremov
, PE 1961, ‘T
he folklore of Nyurba and Suntar districts
’,

Nauchnoye soobshchestvo Yakutskogo filiala Sibirskogo
otdeleniya Akademii nauk SSSR,

vol. 6, pp
. 83
-
89
, (in Russian).

Emelyanov
, NV 1958, ‘The o
rigin of
the
Yakut proverbs and sayings
’,

Trudy Yakutskogo filiala Sibirskogo otdeleniya Akade-
mii nauk SSSR,

Iss
ue I, pp
. 90
-
117
, (in Russian).

Emelyanov
, NV 1961,

‘The a
rtistic features of
the
Yakut proverbs and sayings
’,

Trudy Yakutskogo filiala Sibirskogo otdeleniya
Akademii nauk SSSR,

vol. 3, pp. 107
-
129, (in Russian).

Emelyanov
, NV 1970,


The study of
the
Yakut

folklore after October
events’,
Voprosy filologii,

Yakutsk, pp. 36
-
40
, (in Rus-
sian).

Emelyanov
, NV 1980,

Plots of the Yakut olonkho,

Moscow,

375 p.
, (in Russian).

Ergis
, GU 1947,

‘The c
ollection and study of
the
Yakut folklore
’,

Sovetskaya etnografiya,

no. 2, pp. 223
-
228, (in Russian).

Ergis
, GU 1948,


25 years of study
ing the

Yakut folklore
’,

Doklady na I nauchnoy sessii Yakutskoy bazy AN SSSR,
Yakutsk,
pp. 61
-
79
, (in Russian).

Ergis
, GU 1955,


Land use by the Yakuts according to their historical legen
ds and stories
’,

Uchenyye zapiski Instituta yazyka,
literatury i istorii Yakutskogo filiala Sibirskogo otdeleniya Akademii nauk SSSR,

Vyp. III.
, (in Russian).

Ergis
, GU 1974,

Essays on the Yakut folklore,

Moscow, (in Russian).

Gabysheva
, LL 2009,
The folklore text:
the
semiotic mechanisms of the verbal memory,

Novosibirsk, 143 p.
, (in Russian).

Illarionov
, VV &

Illarionova
,

Т
V 2004,


An outstanding researcher of folklore
’,

Yakutskiy arkhiv,

no. 12, pp
. 3
-
8
, (in Russian).

Konstantinov
, IV 1974,


Olonkho as a historical and ethnographic source
’,

Osnovopolozhnik yakutskoy sovetskoy literatury:
sb. st.: k 80
-

Yakutsk,
pp. 215
-
220, (in Russian).

Ksenofontov
, GV 1977,
Ellayada,

Yakutsk,
(in Russian).

Kulakovsky
,

AE 1923,

‘The m
aterials for studying the beliefs of the ancient Yakuts
’,
Zapiski Yakutskogo krayevedcheskogo
geograficheskogo obshchestva,

Book 1, Yakutsk, pp. 102
-
213, 257
-
308, (in Russian).

Kyys Debiliye: the Yakut heroic epic poetry

1993,

Novosibirsk, 330 p.
, (in Russian).

Lukina
, AG 2010,

Images of olonkho: kinetics and cloth
es
,

Yakutsk,
143
p.
, (in Russian).

Nosov
, MM 1926, ‘
Ancestors of the Yakuts according to the legends of
the
descendants
’,

Sbornik trudov issledovatel'skogo
obshchestv
a “Sakha keskile”,

Issue III, pp. 26
-
42, (in Russian).

Nyurgun Bootur
the
Swift

1947,

Yakutsk,
(in Russian).

Okladnikov
, AP 1949, ‘The h
istorical stories and legends of the Lower Lena. (From
the Yakut folklore. Literary texts.)’,
Sbornik
Muzeya antropologii i etnografii,
vol. II, pp. 74
-
109, (in Russian).

Okladnikov
, AP 1959,


Contribution
of
S
.I. Bolo to

the study of the historical folklore of Yakutia
’,

Trudy Instituta yazyka,
literatury i istorii Yakutskogo filiala Sibirskogo otd
eleniya Akademii nauk SSSR,
Yakutsk,

Is
sue 1

(6), p. 41, (in Russian).

Oyunsky
,

PA
1927, ‘The
Yakut fairy tale (olonkho), its plot and content
’,

Sbornik trudov issledovatel'skogo obshchestva
“Sakha keskile”,

Issue

I (4)
, (in Russian).

Oyunsky
,

PA
1928, ‘
The origin of the Yakuts
’,
Cholbon,

no.
5
-
6
, (in Russian).

Oyunsky
,

PA
1935, ‘The
Yakut language and ways of its development
’,

Russko
-
yakutskiy termino
-
orfograficheskiy slovar',

Moscow, (in Russian).

Oyunskaya, SP 1970,

‘The
Yakut riddles of the Soviet per
iod
’,

Voprosy filologii,

Yakutsk,
pp. 47
-
53, (in Russian).

Pavlov
,

AA
2004, ‘The word about M.N. Ionova
-
Androsova: to the 140th anniversary of the birth
’,

Yakutskiy arkhiv,

no. 3, pp
.
21
-
23
, (in Russian).

Pekarsky
, EK 2008,
Dictionary of the Yakut
language,

in 3 vol
s
.
,

3rd ed.,
St.
-
Petersburg, (in Russian).

Popov
, AA 1936,

The Yakut folklore,

Leningrad, 320
p.
, (in Russian).

Popova
, GS 2010,

Trinity in the spiritual culture of the ethnic group (by case study of Sakha),

St.
-
Petersburg,
346
p.
, (in
Russian).

Pukhov
, IV 1970, ‘The

Yakut olonkho and the epic
poetry
of the Altaians
’,

Polyarnaya Zvezda,

no. 3, pp
. 116
-
120
, (in Rus-
sian).

Pukhov
, IV 1971,


To the
issue
of the genetic community of the Yakut heroic ep
ic poetry

of olonkho with the epic
poetry
of
other Siberian peoples
’,

Natsional'noye i internatsional'noye v literature, fol'klore i yazyke,

Kishinev, pp
. 206
-
210
, (in Russian).

Pukhov
, IV 1972,

‘The
Yakut olonkho and
the Kalmyk “Dzhangar”’,

Problemy altaistiki i mongolovedeniya,
Elista, pp
. 134
-
135
, (in Russian).

Reshetnikova, AP 2005,

The f
und of plot motifs and olonkho music in the ethnographic context,
Yakutsk, 408 p.
, (in Russian).

Shirvinskaya
, S (transl.)

1947, ‘
Olonkho. Excerpts
in

verse from the legends
of

the heroes
’,

Sotsialisticheskaya Yakutiya,

March 2, (in Russian).

Sidorov
, ES 2004,
Essays on olonkho,

Yakutsk,
131
p.
, (in Russian).

Struchkova
,

NA
2008,
Olonkho and the foundations of the kinetic culture of the people of Sakha,

Novosibirsk, 119 p.
, (in
Russian).

Tepl
oukhov
-
Timofeev
, IG,

Ergis
, GU & Pukhov, IV (transl.)

1985, ‘
The obstinate
Kulun Kullustuur
’,

Epos narodov SSSR,

Moscow,
608 p.
, (in Russian).

The

1936, collection of articles and

materials
, Moscow, Leningrad, no. 4
-
5, pp. 242
-
250, (in
Russian).

The Yakut heroic epic poetry “The Mighty Er Sogotokh”

1996,
Novosibirsk, 440 p.
, (in Russian).

Yastremsky
, SV 1929,

‘The s
amples of folk literature of the Yakuts
’,

Trudy Komissii po izucheniyu Yakutskoy Respubliki,

Leningrad, vol. 7, (in Russian).

Zakharova
,

AE
2004,
The archaic and ritual symbolism of the Sakha people (based on olonkho materials),

Novosibirsk, 312
p.
, (in Russian).


Приложенные файлы

  • pdf 8053882
    Размер файла: 464 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий